Византия: специфика типа культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:12, реферат

Описание работы

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (IV – VII ВВ.) 7
2. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (VII - IX ВВ.) 17
3. ПОЗДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (X - XV ВВ.) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Византия_ специфика типа культуры.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика  отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, нефы (греч, "корабль"), число которых достигало 3 или 5. Все храмы ориентировались на восток, так как там, по представлению христиан находился Иерусалим - центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем - священной частью храма. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним видом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела красивые интерьеры. Они украшены облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.

Наивысшим достижением  византийской архитектуры стал собор  Святой Софии в Константинополе (532-537), соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм "премудрости Божией" воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. От них требовалось выразить "непостижимость и неизреченность" христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Они сумели соединить в этом храме впечатляющую монументальность, чистоту и строгость линий античной архитектуры. Здесь торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.

Отныне здесь  стали проводить императорские  церемонии и торжественные богослужения. Впервые  в  нем  была  воплощена  идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

Храм, расположенный  в центре города, на самом высоком  холме, далеко виден с Босфора. Гармоничный и величавый храм св. Софии оставил большой след во всемирной архитектуре.

Другой шедевр византийской архитектуры  - церковь св. Виталия  в Равенне поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм.  Особую славу этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения  императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

Мировую славу  приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а стеклянные сплавы, окрашенные минеральными красками, так называемые смальты, с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. 

Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или  сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающее благодаря свету горящих в храме свечей. 

Мозаичисты  Византии пользовались широким красочным  спектром: от нежно - голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. 

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6 век). Восьмигранная в основании, церковь покрыта куполом (диаметр 15м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей. На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами. На первой из них в центре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Фигуры не ступают, а парят, проплывают по земле. Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах - роскошные ожерелья. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - нимб. Слева от Феодоры – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский  образ,  очищенный  от  инородных  влияний.  В  основе  его лежит опыт мастеров  Востока  и  Запада,  пришедших  независимо  друг от друга к созданию  нового  искусства,  соответствующего  спиритуалистическим  идеалам  средневекового  общества.  В  этом  искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась   великолепным   качеством   исполнения,   утонченным   артистизмом,  живописностью   и   красочным    разнообразием,   трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой  школы  были  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее.

Византийцы  впервые объединили эмоционально-духовное содержание с декоративным началом. Была разработана иконография Священного Писания — сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные церковью каноны.

  Церковное  богослужение  превратилось в  Византии в пышную мистерию. В полумраке сводов византийских  храмов сумеречно сияло множество свечей и  лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик,  темные  лики икон, многоцветные мраморные  колоннады, великолепную  драгоценную  утварь.  Все  это  должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать  ему  отраду  в  повседневности  реальной  жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи,  определилась  ведущая  линия  развития  византийского искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и сюда проникали постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере,  чем в Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие варварского мира.

Мировое признание  в этот период получили произведения прикладного искусства Византии — ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, из цветного стекла. Византийские художники в области описи, мозаики, мелкой пластики, ювелирных изделий, эмалей, гей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.

Значительные  перемены происходили в ранней Византии во всей художественной жизни византийского   общества. B   это   время  складываются   основные принципы византийской эстетики, корнями уходящей в античность, подвергшейся сильному воздействию христианства. В VI — первой половине VII вв. византийские художники, впитав многообразное влияние Востока и античности, создали собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в художественный центр средневекового мира — средоточие византийского художественного стиля. Первый подъем византийского искусства пришелся на VIв. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы византийской государственности.

Музыка  занимала  особое  место в византийской  цивилизации. Она была разнообразной: существовали и успешно развивались светское музыкальное творчество, музыка улиц, театров, цирков, народных празднеств и культовая музыка. Музыка обогащалась песенно-музыкальной практикой многих народов, населявших империю. Христианская церковь рано оценила особые возможности музыки как искусства, обладающего колоссальными возможностями психологического воздействия на верующих, и включила ее в свой ритуал. Она выразительна и интересна. О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослужения известно давно. Вот, что сказали по поводу церковной службы послы древнерусского князя, возвратившиеся из Царьграда: "Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле". Культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

В те времена  в хоровом пении Софийского храма  участвовало 111 человек, а в сольном - 25. Основным видом церковного песнопения был тропарь, возникший, видимо, во 2 в. в греческом песенном искусстве. С 10 в. тропари стали называть стихирами. Это уже были музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты религиозно-дидактического характера. Тропари сочинялись ко всем праздникам, торжественным событиям, дням поминовения святых. Близкие к светской народной музыке, они стали наиболее важной частью богослужения. Широкое распространение получили и гимны, возникшие сначала вне церковной музыки. Позднее благодаря художественным достоинствам и всеобщему признанию гимны стали использоваться в христианских ритуалах. Начиная с 7в. самым популярным жанром становится канон - сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Она состояла из нескольких частей, строфы канона (от 8 до 36) объединялись в песни, число которых составляло от 2 до 9, по 4 строфы в каждой. Всякому музыкальному жанру отводилось строго регламентируемое место в богослужении. История византийской музыки ознаменована введением в практику нотного письма, позволявшего записывать различную высоту звука и разнообразие ритмических мелодий.

Своеобразное  сочетание  авторитарности  и  демократизма  не могло не сказаться на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное  и  многоликое  явление духовной  жизни эпохи.  В V-VII  вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус, включается  в  систему  репрезентации  государственной власти. Особый колорит  сохраняла  музыка  городских  улиц,  театральных и цирковых представлений и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно-музыкальную практику  многих народов,  населявших империю.  Каждый из этих видов  музыки имел  свой собственный  эстетический и  социальный смысл и  в то  же время,  взаимодействуя, они  сливались в  единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее  положение  в  средневековой  Византии.

Система образования  также наследует греко-римские  традиции, основываясь на принципе семи свободных искусств. Два уровня образования:

а) Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.

б) Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

В жизни широких  народных  масс по-прежнему огромную роль  играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными ристаниями, пользующимися  огромной  популярностью.

Культура  ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где  сохранялось богатое  наследие  античности.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры.  Прежде всего,  к ним следует отнести  то, что византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям, получаемым извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синтезировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Средний этап в истории культуры Византии (VII - IX вв.)

 

Второй этап в истории культуры Византии продолжался  с седьмого века до девятого века.

В этот период всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы. Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере.

Первоначально иконами называли любые священные  изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал употребляться для обозначения изображений на специальных досках. Самые первые иконы относятся к 6 веку. Мы мало знаем об иконописи раннего периода. Большая часть ранних икон погибла во время иконоборчества (VIII—IХ вв). Полагают, что в основе этого вида искусства лежал заупокойный египетский портрет, который проник в раннехристианскую среду. О том, что иконы существовали уже во IIв., мы знаем из работ первых богословов. По-видимому, боязнь идолопоклонства задержала признание иконы как культового предмета. Иконопочитание было разрешено лишь в VI в., и только на VII Вселенском соборе (VIII в.) было признано обязательной принадлежностью культа.

Становление раннего феодализма в Византии (VII - IX вв.) привело к глубоким социальным конфликтам, проявившимся в религиозно – еретических движениях, которые охватили, прежде всего, византийский Восток. К этому времени окончательно сформировалась христианская догматика, в основном сложились эстетические воззрения византийского общества.  

Информация о работе Византия: специфика типа культуры