Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:27, доклад

Описание работы

Вальдорфские школы своим примером показывают, что преподавание и воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека, только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф Штейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмом возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие.

Файлы: 1 файл

вальдорфские школы (2).docx

— 28.96 Кб (Скачать файл)

Вальдорфские  школы - свободные общеобразовательные  школы.

  Вальдорфские  школы своим примером показывают, что преподавание и воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека, только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф Штейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмом возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Это произойдет, если школа и система образования будут поставлены на базу самоуправления внутри социального организма. Государственная и хозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфере свободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения, согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь в определенном возрасте, должно определяться только его природой. Государство и экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиями человеческой природы".

  В идеале свободной  системы образования лежит намерение  построить цивилизацию на таком  образовании человека, которое будет освобождено от чуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством, учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объеме определяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предписания, которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые не видели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основе либо устаревших знаний, либо исходя из педагогической теории.

  Передача школы  во власть государственного управления была в прошлом необходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделан следующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент, позволяющий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающего ребенка с полной ответственностью и инициативой. К внутренним условиям жизни вальдорфской школы относится то, что работающие в ней учителя должны постоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познание человека должно быть источником преподавания.

  В целом для  работы в вальдорфских школах важно  как можно более разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная кооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой и обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителя отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей, объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинство вальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады по самым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство, расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом почти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы для родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству (например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию и ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.

  Часть инициатив  в жизни вальдорфской школы исходит  от родителей или совместного  совета родителей и учителей. В  вальдорфских школах существуют органы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет», «Родительско— учительский  круг», «Круг доверия родителей»), в которых обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образом родители участвуют  в делах школы. Интерес родителей  к жизни школы сильно возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских школ связано  с активной и поистине жертвенной деятельностью родительских групп.

   Вальдорфские  школы всегда являются плодами  сотрудничества учителей и родителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителей свободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способен принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообщество создаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников старших классов в жизни школы.

  Вальдорфские  школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по сравнению с  появившимися гораздо позже интегрированными комплексными школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия  для учеников с различными способностями  и социальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школа основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы Содержание и методы в принципе остались прежние.

  В отличие  от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании законов развития ребенка. Ориентация образования на так называемые интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство и практику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана вальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человек нуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половой зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к миру, вопросы строительства собственной жизни — все это становится актуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться и формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл. «Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).

  Процесс обучения строится в соответствии с возрастными  особенностями ребенка и существенно  изменяется при переходе от первого  семилетия жизни ребенка ко второму  и от второго — к третьему.

  Учебный план учитывает особенности, связанные  с возрастом ребенка. Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно, педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому же низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская педагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным потокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при его подготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед в первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на остальную учёбу и на волю к успеху в целом.

  Каждое  достижение ученика — это манифестация всей его сущности, его способностей, его интересов, его прилежания. В  каждом успехе можно видеть шаг, пусть  небольшой, по пути развития. И как  таковой его и надо оценивать. В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижение достоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимость объективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценок узаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата. С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущим современной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты свидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробно описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание, слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такого свидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристика положения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможность дальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»).

  Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школы появляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи с необходимостью пройти госэкзамены для получения  аттестата. Учебный план вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть  учеников получает после 12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый «абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет). Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольно велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование. Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе. Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу до конца 12-го года обучения.

  Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школ показало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение в биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности педагогику.

  На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа отвечает преподаванием  разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

  На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному изображению различных  тем (ландшафт, растение, настроение в  природе и т.д.). В музыке все  дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере, на одном музыкальном  инструменте. В младших классах все играют на флейтах. Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируется на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь, как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. От тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеет декламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всех классах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читает стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и музыке.

  Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать из живого творческого духа. При любой художественной работе, даже если она весьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляется нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это относится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого переживания. Переживание и деятельность приобретают характер духовно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности, благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусство приводит школьников к пониманию творческой природы человека.

  Также и преподавание ремёсел школы  имеют в своем учебном плане  по чисто педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков  и девочек в возрасте 12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и  работах в мастерских. Это время, когда молодой человек, в связи  со вторым изменением телосложения и  связанным с этим разрушением  гармонических детских движений, индивидуально должен достичь дальнейшего  выражения своих волевых сил. Здесь ремесло играет важную роль. Так различные способы обработки  дерева учеником с по мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют от него строгой  деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению волей. Сначала  дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое значение уделяется  пригодности и полезности, чтобы  исключить все ни к чему не обязывающие  действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения, например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него в эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и материалами.

  Система воспитания в вальдорфской школе

  Педагогика  вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на учете  условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает  вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины, занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени, насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в вальдорфских школах.

  Глубокое понимание  развития в детстве и юности показывает, что это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знании и  умении. Этот процесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходят метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру; прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место новым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрасте от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако, на каждой ступени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и преподавание.

Информация о работе Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы