В. Соловьёв. О сущности любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение феномена человеческой любви в понимании русского философа Владимира Соловьева. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта автором в трактате «Смысл любви» (1892-1894).
В рамках достижения поставленной цели следует выделить следующие задачи:
Оценить место В.Соловьева в русской философии;
Выяснить, как философ объясняет феномен любви;
Подробно изучить и проанализировать труд В.Соловьева «Смысл любви».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4
1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4
1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10
2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10
2.2. Христианские параллели в философии любви…………………………...13
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15
3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15
3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16
3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17
3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4

1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4

1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ  ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10

2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10

2.2. Христианские параллели в философии любви…………………………...13

ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ  ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15

3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15

3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16

3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17

3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Любовь - есть великая созидательная сила, она же и есть, наверно, основа бытия человека. Проблема любви в человеческой жизни является самой древней. Многовековая история человечества и его философская мысль представляет собой поиск и движение к идеалу любви. Эта проблема носит индивидуальный характер и каждый пытается решить ее по-своему, но существование без нее невозможно. Без любви человек становится бездушным животным, лишенным подлинной жизни и глубины.

 Представленная курсовая работа посвящена теме «В.Соловьев о сущности любви». Актуальность исследования тематики любви  обусловлена реалиями нашей действительности, особенно в современный кризисный период, когда подорваны ценностные, духовные основы жизни белорусов, когда отношения между ними крайне отчуждены и необходимо духовное оздоровление общества. Человек жив любовью и она должна спасти его. С другой стороны, данная тема представляет огромный научный интерес в силу оригинальности философского осмысления любви, представленного В.Соловьевым, основанного на синтезе антропологического и богословско-мистического толкования феномена любви.

 Целью курсовой работы является рассмотрение феномена человеческой любви в понимании русского философа Владимира Соловьева. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта автором в трактате «Смысл любви» (1892-1894).

В рамках достижения поставленной цели следует выделить следующие  задачи:

  1. Оценить место В.Соловьева в русской философии;
  2. Выяснить, как философ объясняет феномен любви;
  3. Подробно изучить и проанализировать труд В.Соловьева «Смысл любви».

 

 

Источниками информации для написания курсовой работы послужили  первоисточники философа, монографии на эти первоисточники, а также базовая учебная и справочная литература по данной тематике.

 

 

ГЛАВА 1.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА

    1. Краткие биографические данные

 

Владимир Сергеевич  Соловьев(1853-1900)- выдающийся, истинно  гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам.

Владимир Сергеевич  Соловьев родился в Москве 16 января 1853 г., в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития.

Средние образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьева и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Всем известно, что Вл. Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета Вл. Соловьев зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца.

Духовный перелом, раз  начавшись, стал развиваться очень  быстро и решительно. Он приходится как раз на студенческие годы Соловьева (1869—1874), из которых первые три года Соловьев провел на естественном факультете, который бросил не окончив. Перейдя на историко-филологический факультет, Соловьев в течение одного года подготовляется к государственному экзамену, каковой и сдает в 1873 г. Следующий учебный год (с осени 1873 г. по лето 1874) Соловьев проводит в Московской духовной академии. В течение этих пяти лет Соловьев много времени занимается философией, а также специальным изучением религиозно-философской литературы, – и в это время сложились первые основы его будущей системы. В.С. Соловьев рано проявил необычайные способности к философии. Уже в 21 год, после окончания Московского университета и года вольнослушательства в Духовной Академии в Сергиевом Посаде (под Москвой), он 24 ноября 1874 года в Санкт-Петербургском университете успешно защищает магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)". Позже появятся: "Критика отвлеченных начал" (Докторская диссертация,1880), "История и будущность теократии" (1887), "Смысл любви" (1892-1894), "Оправдание добра" (1894-1897), "Три разговора" (1900).

В июне 1876 г. Вл. Соловьев приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию.

В 1881 г. преподавательская  деятельность Вл. Соловьева навсегда закончилась после прочтения  им публичной лекции 28 марта 1881 г.. в  которой он призывал помиловать убийц  Александра II. Поступок Вл. Соловьева  был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.

Самым же интересным фактом биографии Вл. Соловьева является то, что почти всеми забыто или, быть может, намеренно замалчивается. Это — избрание Вл. Соловьева 8 января 1900 г. почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности. Правда, это избрание слишком запоздало, поскольку Вл. Соловьев скончался через полгода после этого.

Вл. Соловьев был "бездомный" человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и, как мы сказали выше, живал большей частью в имениях своих друзей или за границей. К концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 г., он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда кн. Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Вл. Соловьева, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Вл. Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.

Так безвременно оборвалась жизнь человека, которому едва было 47 лет и который отличался небывалой  силой философской мысли, небывалым  владением мировой философией и  напряженной духовной жизнью.

 

1.2. Личность и творчество русского философа

 

Так сложилась внешняя  жизнь  В. Соловьева, но для того, чтобы понять его философские построения, необходимо обратиться к изучению личности Соловьева, к его, так сказать, внутренней биографии.

По единодушному отклику  современников внешность Соловьева  поражала тех, кому довелось лично знать его, своей одухотворенностью.

Биограф Е.Н.Трубецкой отмечает: « Кому случалось хоть раз в жизни видеть покойного Владимира Сергеевича Соловьева, тот навсегда сохранял о нем впечатление человека, совершенно непохожего на обыкновенных смертных. Уже в его наружности, в особенности в выражении его больших прекрасных глаз, поражало единственное в своем роде сочетание немощи и силы, физической беспомощности и духовной глубины. Он был до такой степени близорук, что не видел того, что все, видели. Прищурившись из-под густых бровей, он с трудом разглядывал близлежащие предметы. Зато, когда взор его устремлялся вдаль, он, казалось, проникал за доступную внешним чувствам поверхность вещей и видел что-то запредельное, что для всех оставалось скрытым. Его глаза светились какими-то внутренними лучами и глядели прямо в душу. То был взгляд человека, которого внешняя сторона действительности сама по себе совершенно не интересует.»

          Из воспоминаний Е.М.Поливановой мы видим: ««У Соловьева замечательно красивые сине-серые глаза, густые темные брови, красивой формы лоб и нос, густые, темные, довольно длинные и несколько вьющиеся волосы; не особенно красив у него рот, главным образом из-за слишком яркой окраски губ на матово-бледном лице; но самое это лицо прекрасно и с необычайно одухотворенным выражением, как бы не от мира сего; мне думается, такие лица должны были быть у христианских мучеников. Во всем облике Соловьева разлито также выражение чрезвычайной доброты. Он очень худ и хрупок на вид».

Творческая биография  Соловьева распадается на три  периода. Первый – «философский»  – охватывает 70-е годы и завершается  в начале 80-х годов, второй – теократический (публицистический, богословский) –  сходит на нет к середине 90-х. Третий период (С. М. Соловьев – биограф мыслителя – назвал его «синтетическим») отмечен разочарованием в теократическом проекте и возвращением к философско-теоретическим темам и поэтическому творчеству.

Это различие разных периодов в жизни Вл. Соловьева очень  важно, так как в разные периоды его суждения по целому ряду вопросов оказываются разными. Во всяком случае, те, кто придают большое значение различию построений Вл. Соловьева в разные периоды, должны были бы быть очень осторожными в своих характеристиках его учения, то есть не связывать воедино идеи Соловьева из разных периодов, не различая того, к какому периоду они относятся.

К наиболее важным работам  первого периода можно отнести  «Духовные основы жизни» (1882–1884), «Великий спор и христианская политика» (1883), «История и будущность теократии» (1886, Загреб), «La Russie et l’Eglise Universelle» (Paris, 1889), «Национальный вопрос в России» (1883–1888, 1888–1891). В это время Соловьев написал также ряд статей, посвященных анализу русской литературы (прежде всего – поэзии).

В девяностые годы Владимир Сергеевич возвращается к философскому творчеству. Возврат к философским  темам был связан с разочарованием Соловьева в исторической осуществимости теократического проекта. Неудача  в религиозно-политической деятельности подталкивала мыслителя к тому, чтобы обратиться к анализу оснований того философского миропонимания, из которого он исходил в конце 70-х годов. В эти годы Владимир Сергеевич предпринимает усилия к тому, чтобы пересмотреть начала своей теоретической философии и заново представить в систематическом виде ее основные разделы. Однако в систематической форме Соловьев успел рассмотреть лишь проблемы этики (в трактате «Оправдание добра» 1894–1897). От анализа оснований теоретической философии, в частности проблемы начала философского познания, осталось три статьи под общим названием «Теоретическая философия» (1897–1899), а от замысла систематической эстетики осталось две статьи: «Красота в природе» (1889) и «Общий смысл искусства» (1890). К антропологической проблематике Соловьев обращается в важной для него как в теоретическом, так и в экзистенциальном плане работе «Смысл любви» (1892–1894). В ряде сравнительно небольших произведений Соловьев рассматривает творческое наследие мыслителей, когда-то оказавших значительное влияние на его философское мировоззрение: это статьи «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897), «Идея человечества у Августа Конта» (1898) и «Жизненная драма Платона» (1898) (эта статья имеет большое значение для понимания того направления, в котором двигался Соловьев в 90-е годы, пытаясь выработать критическую дистанцию по отношению к собственной философской позиции).

 

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ  В.С.СОЛОВЬЕВА

2.1. Любовная  тематика «Софии»

 

Соловьев обращается к теме любви в период, по разным основаниям именуемый исследователями третьим этапом в его творчестве. Это возвращение на круг метафизики и пересмотр юношеской философии. Тема Эроса не нашла достаточного развития в корпусе ранних философских работ и в «Духовных основах жизни». Но если придерживаться воззрения на рукопись «София» как на исходный материал, своего рода черновой набросок для всей последующей метафизики Соловьева, то надо заметить, что главками о любви и ее трех степенях кончаются два фрагмента из четырех: вторая монологическая часть и второй диалог. Весь остальной материал в «Софии» в более или менее переработанном виде вошел в ранние работы и диссертации, все темы были затронуты — учение о познании, отповедь скептицизму, дефиниция метафизической потребности как сущностной для человека, учение об абсолютном первоначале и его двух полюсах. Только «любовная» тематика «Софии» оказалась до поры до времени невостребованной. Правда, еще раньше «Смысла любви» тема любви возникает в завершении третьего, теософского раздела опять-таки французского сочинения Соловьева «Россия и Вселенская Церковь».

Философия Соловьева  по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения. Возрождение  мира совершено Богом совместно  с человеком, который также выразил  божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. Поэтому Богочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии.

Принцип "Софии" имеет  всеобъемлющее значение для мира и поэтому может получить различные определения из различных точек зрения. София как относительно пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная Женственность. "Для Бога Его другое (т. е. вселенная), – говорит Соловьев, – имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединиться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней.

В "Софии" исключительное значение половой любви, казалось бы, отсутствует. В "духе канто-гегелевских  трихотомий", в котором Соловьев старался выдержать построения своего трактата, половой (природной) любви  выделяется место тезиса – половая любовь обладает стихийной силой, но ей чужда универсальность интеллектуальной любви, к которой философ относит патриотизм, любовь к человечеству и любовь к Богу. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. "Ее предметом должно быть существо индивидуальное, данное нашим чувствам, но представляющее собой всеобщее начало, или являющееся воплощением этого начала". В зачеркнутой фразе сказано точнее: "божественная или абсолютная любовь – любовь к воплощенной Софии.

Информация о работе В. Соловьёв. О сущности любви