В. Соловьёв. О сущности любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение феномена человеческой любви в понимании русского философа Владимира Соловьева. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта автором в трактате «Смысл любви» (1892-1894).
В рамках достижения поставленной цели следует выделить следующие задачи:
Оценить место В.Соловьева в русской философии;
Выяснить, как философ объясняет феномен любви;
Подробно изучить и проанализировать труд В.Соловьева «Смысл любви».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4
1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4
1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10
2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10
2.2. Христианские параллели в философии любви…………………………...13
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15
3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15
3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16
3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17
3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Глава 2.  Русская философия в лице В. Соловьева и его последователей придает особое значение концепции конкретно существующих идеальных принципов ( София) и их воплощению. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. Ее предметом должно быть существо индивидуальное, данное нашим чувствам, но представляющее собой всеобщее начало, или являющееся воплощением этого начала Божественная или абсолютная любовь — любовь к воплощенной Софии.

Глава 3. Половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одна, тем слабее другая.

По Соловьеву, сильная  любовь весьма обыкновенно остается неразделенной; сильная страсть  приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства, а счастливая любовь остается бесплодною.

Смысл и достоинство  любви как чувства состоит  в том, что она заставляет нас  действительно, всем нашим существом, признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Чувство любви само по себе есть только побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь есть та, которая не только утверждает в субъективном чувстве безусловное значение человеческой индивидуальности, в другом и в себе, но и оправдывает это безусловное значение в действительности, избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, написав  курсовую работу на тему «В.С. Соловьев о смысле любви» я произвела анализ соответствующей литературы и могу подвести следующий итог.

Философ Соловьев предпринял очень интересную попытку указать  на сущность любви с религиозной позиции. Суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви. Конечная цель любви, - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.

Я считаю, развитие этой мысли очень интересно и показательно в том смысле, что частично раскрывает, хоть и другими словами, концепцию мироздания, как совокупность разделенного, но стремящегося к объединению мужского и женского начала.

Так же я согласна с  проблемой, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Ведь безответная любовь нередко приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.

Главный итог рассуждений  Соловьева заключается в том, что любовь, по его словам, это  попытка трансформировать мир. Этот вывод я не считаю корректным, так как человек уже прошёл очень много стадий своего развития, однако любовь не видоизменяется, она остаётся прежней, все к ней стремятся, но далеко не многие достигают. По Соловьёву любящий человек убивает своё эго и признаёт за другим исключительность. Он любит даже если объект его любви не отвечает ему взаимностью.

Позиция Владимира Соловьёва, изложенная им в трактате «Смысл любви», на мой взгляд, достойна особой значимости в русской философии. В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть ее сути.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Зеньковский В. В. История русской философии. СПб: «Раритет» в 2х т ., 2001. Т. 1. -754с.

2. Козырев А.П.  Вопросы  философии. М.— 1995.— №7// Смысл любви в философии Владимира Соловьева и ее гностические параллели. С.59-78

3. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. [Электронный ресурс]

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991 – 567с.

5. Лишаев С. А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев).

6. Лукьянов, С. М. О  Владимире Соловьеве в его  молодые годы. Материалы к биографии  : в трех кн. Кн. 3. М., 1990. С. 47–48.

7. Творческий путь  Владимира Соловьева. Вступительная  статья А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги//Вл.Соловьев. Сочинения : в 2т. М,1998,Т1-698с.

8. Соловьев В.С. Избранные произведения// «Смысл любви». Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону:»Феникс»,1998..-579с.

9. Соловьев В.С. Сочинения.  В 2-х томах. Т.1. Философская публицистика.– М.:Правда, 1989. 782с.

10. Кн. Евгений Трубецкой. Миросозерцание Вл.Соловьева (в 2-х тт) –М. 1997. Т2.-439с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Цитата: «Разительное этому подтверждение мы находим в следующем великом факте. В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше. В низшем классе этого отдела - у рыб - размножение происходит в огромных размерах: зародыши, порождаемые ежегодно каждою самкою, считаются миллионами; эти зародыши оплодотворяются самцом вне тела самки, и способ, каким это делается, не позволяет предполагать сильного полового влечения. Изо всех позвоночных животных этот хладнокровный класс несомненно более всех размножается и менее всех обнаруживает любовную страсть. На следующей ступени - у земноводных и гадов - размножение гораздо менее значительно, чем у рыб, хотя по некоторым своим видам этот класс не без основания относится Библией к числу существ, кишмя кишащих; но при меньшем размножении мы уже находим у этих животных более тесные половые отношения... У птиц сила размножения гораздо меньше не только сравнительно с рыбами, но и сравнительно, например, с лягушками, а половое влечение и взаимная привязанность между самцом и самкою достигают небывалого в двух низших классах развития. У млекопитающих - они же живородящие - размножение значительно слабее, чем у птиц, а половое влечение хотя у большинства менее постоянно, но зато гораздо интенсивнее. Наконец, у человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). Итак, половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая».
  2. Цитата: «По теории Ромео и Джульетта должны были бы соответственно своей великой взаимной страсти породить какого-нибудь очень великого человека, по крайней мере Шекспира, но на самом деле, как известно, наоборот: не они создали Шекспира, как следовало бы по теории, а он их, и притом без всякой страсти - путем бесполого творчества. Ромео и Джульетта, как и большинство страстных любовников, умерли, не породив никого, а породивший их Шекспир, как и прочие великие люди, родился не от безумно влюбленной пары, а от заурядного житейского брака (и сам он хотя испытывал сильную любовную страсть, как видно, между прочим, из его сонетов, но никакого замечательного потомства отсюда не произошло). Рождение Христофора Колумба было, может быть, для мировой воли еще важнее, чем рождение Шекспира; но о какой-нибудь особенной любви у его родителей мы ничего не знаем, а знаем о его собственной сильной страсти к донье Беатрисе Энрикэс, и хотя он имел от нее незаконнорожденного сына Диэго, но этот сын ничего великого не сделал, а написал только биографию своего отца, что мог бы исполнить и всякий другой».

Информация о работе В. Соловьёв. О сущности любви