Утопические проекты абсолютно справедливого социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени, обычно датируется началом XIV— последней четвертью XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII веками (например, в Англии и, особенно, в Испании). В Западноевропейской истории это время наполнения новыми смыслами привычных понятий о жизни, боге, месте человека в мире. Ценность личности как таковой выходит на первый план в гуманистических произведениях, учениях теориях устройства общества. Это период реформации общественного сознания, формирование новых социально-экономических отношений.

Содержание работы

Введение 3

Условия формирования западноевропейского
утопического мировоззрения в XV-XVII вв. 4

Основные идеи проекта социально-экономического
устройства в работе «Утопия» Томаса Мора 7

Абсолютно - справедливое организация общества
в проекте Т. Кампанелла «Город Солнца» 10

Заключение 12

Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Национальный государственный Университет физической культуры (2).docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

 

 

III. Абсолютно - справедливое организация общества в проекте Т. Кампанелла «Город Солнца».

 

 

Последующие теоретики  испытали на себе  сильное  влияние "Утопии" Т. Мора, в том  числе и новых идей о государстве  и праве.

Эти идеи получили развитие в произведениях  Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568—1639). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие  в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах; где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе  других произведений, "Город Солнца" (издано в 1623 г.).

Т. Кампанелла, вступив в Орден Доминиканцев в 15 лет, т.к. это был способ получить доступ к образованию человека бедного, но имеющего огромную тягу к знаниям. Он изучает труды античных и средневековых, пишет труды на философские темы, с блеском выступает не богословских диспутах. Также есть свидетельства, что Кампанелла был очень астрологом и мистиком.

Но  в стенах монастыря он впервые  встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за его взгляды как астрологи  и как ученого и арестовывают. И хотя его вскоре отпускают —  подозрения остались. Началась пора скитаний: Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция.

В своих скитаниях он сталкивается с реальной жизнью людей, видит их страдания и притеснения со стороны  власть имущих слоев общества. Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и  они поддерживают его. Также ему  оказывает поддержку и местное  дворянство. Более тысячи людей примкнуло  к этому движению. Однако, планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает то, что он не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. За время пребывания в неаполитанских тюрьмах он написал десятки книг, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В его мировоззрении астрология и оккультизм занимали ключевую позицию, о чём свидетельствуют некоторые его, Кампанелла написал множество магических, астрологических и алхимических сочинений, но большинство из них не сохранилось. Знаменитая утопия Кампанеллы "Город Солнца" (1602, опубликовано 1623) проникнута астрологической символикой.

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан  народом, решившим "вести философский  образ жизни общиной". Здесь  нет частной собственности, все  трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с  производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип  общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором  почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в  Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно  резче, чем в "Утопии", в чем  можно усмотреть принципы монашеской жизни и долгие годы заключения автора проекта нового общества.

Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они  носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу только в общественных столовых, военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.

Кампанелла  полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и  государственных учреждений. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах:

1) главными задачами нового государства  будут организация производства  и распределения, управление воспитанием  граждан;

2) государство с такой организацией  обусловливает значительную роль  ученых в осуществлении власти  и управления;

3) новый общественный строй требует  участия народа в управлении  государством. Мор, наметивший эти  принципы, считал возможным их  осуществление в рамках соответствующим  образом модифицированной смешанной  республики, воспроизводящей ряд  характерных черт античных и  средневековых городских республик.  Кампанелла же изображает организацию  государственной власти, не имеющую  аналогии в истории.10

Ученые  и лица, имеющие навыки в разных отраслях знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных  лиц. Во главе Города стоит верховный  правитель — Солнце (Метафизик) —  всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам  бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит  развитием наук), Мор (Любовь — управляет  воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов  питания, одежды и др.).

Коллегии  высших должностных лиц подчинены  лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном).

Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как  Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т.д. Власть должностных лиц  опирается на всеобщее уважение и  добровольное подчинение; они распоряжаются  при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают  подрастающее поколение.

В Городе Солнца дважды в лунный месяц  созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом  Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Т. Кампанелла предлагает способ сочетания  демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и  другими должностными лицами, знающими, кто к какой должности более  пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за избрание или  против него. Решение о назначении на должность выносится коллегией  должностных лиц, в которую входят четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов.

Большому  Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права  Совета в контроле, критике и смене  должностных лиц — здесь ему  принадлежит решающее слово. Как  видно, Кампанелла, считавший для  исполнения той или иной должности  необходимыми специальные познания, четко понимал, что даже и наличие  таких познаний не дает права оставаться в должности лицу, не завоевавшему популярности у сограждан.

Должностным лицам помогают советом, так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан  на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с  другом почти исключительно по вопросам чести. "Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в  должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее  чумы". Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии  всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Кампанелла  порицал аморализм политиков  и тиранов, придумавших понятие "государственная  необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла с горечью  писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит  ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты".11

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Идеи  утопического мировоззрения в социально-экономическом, политическом и философском смыслах  вызывает постоянный интерес у исследователей, особенно в периоды активного  преобразования общества, в кризисные  периоды его развития.

В настоящее время данная тема вновь  становится актуальной.

Исследование  такого явления как утопии и утопического сознания является важным компонентом  процесса переосмысления путей дальнейшего  развития и основных ценностей современного мира.

Несомненный интерес вызывают идеологические и  мировоззренческие позиции общества, способы решения социальных вопросов и проблем, которые на протяжении веков рассматривали философы, мыслители, писатели- гуманисты.

Произведения  в жанре социальной утопии создавались  с целью  показать мир, устройство которого идеально с точки зрения авторов проектов общественного  устройства.

Желание показать  мир, в котором правит справедливость и равенство, мир, в  котором люди будут чувствовать  себя счастливыми и свободными, а  также желание привлечь внимание к насущным проблемам реальности.

Авторы  утопий представляют вниманию читателей  разнообразные варианты устройства такого мира, системы законов, хозяйствования, структуры органов государственного управления, либо отсутствие каких  бы то ни было органов власти, анархию. Утописты в своих произведениях  акцентируют внимание на тех проблемных моментах в жизни общества, которые  в значительной мере влияют непосредственно  на их повседневную жизнь.

Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и  бродяжничества, Т.Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши  и нищеты; она порождает преступления. Поэтому в своём произведении он создаёт общество, которому присуще  отсутствие частной собственности  и всеобщая обязательность труда. Это  коренным образом отличает общественный и политический строй на острове  Утопия от других государств.

Модель  общества, где бы все  были равны, распоряжались общей собственностью и представляли собой однородную серую массу, не может существовать по человеческой природе. Человек, по крайней  мере до настоящего момента, не способен был ужиться в идеальном, с точки зрения авторов-утопистов, обществе. Возможно в связи с дальнейшей эволюцией человеческого мировосприятия или осознания необходимости создания общества, о котором так мечтали многие умы человечества, появится эффективный способ внедрения утопии в жизнь, который до настоящего времени не был изобретён.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

  1. Т.Мор, Утопия. -перевод с лат. А. Малеина и Ф.Петровского http://lib.ru/INOOLD/MOR
  2. Т.Кампанелла. Город Солнца. - http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/
  3. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря - М. Республика, 1995 – 383 с.
  4. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение -М.Наука 1986 – 352 с.
  5. 11 Культурология: учебное пособие для студентов ВУЗ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000 – 600 с
  6. Кудрявцев О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. — М., 1987. — С. 197—214.
  7. Философский словарь - http://enc-dic.com/philosophy
  8. Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия»- Вопросы философии. Журнал - http://vphil.ru

 

 

 

 

 

 

1 Культурология: учебное пособие для студентовВУЗ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000, стр. 213

2 Бердяев Н.А. Царство духа и царство касаря. – М.; Республика, 1995г. – стр. 288

3 Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия»- Вопросы философии. Журнал - http://vphil.ru

4 Философский словарь - http://enc-dic.com/philosophy

5 Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия»- Вопросы философии. интернет-журнал - http://vphil.ru

6 Т.Мор, Утопия. -перевод с лат. А. Малеина и Ф.Петровского http://lib.ru/INOOLD/MOR

7 Там же.

8 Т.Мор, Утопия. -перевод с лат. А. Малеина и Ф.Петровского http://lib.ru/INOOLD/MOR

9 Т.Мор, Утопия. - перевод с лат. А. Малеина и Ф.Петровского http://lib.ru/INOOLD/MOR

10 Т.Кампанелла. Город Солнца. - http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/

11 Т.Кампанелла. Город Солнца. - http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/

Информация о работе Утопические проекты абсолютно справедливого социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла)