Утопические проекты абсолютно справедливого социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени, обычно датируется началом XIV— последней четвертью XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII веками (например, в Англии и, особенно, в Испании). В Западноевропейской истории это время наполнения новыми смыслами привычных понятий о жизни, боге, месте человека в мире. Ценность личности как таковой выходит на первый план в гуманистических произведениях, учениях теориях устройства общества. Это период реформации общественного сознания, формирование новых социально-экономических отношений.

Содержание работы

Введение 3

Условия формирования западноевропейского
утопического мировоззрения в XV-XVII вв. 4

Основные идеи проекта социально-экономического
устройства в работе «Утопия» Томаса Мора 7

Абсолютно - справедливое организация общества
в проекте Т. Кампанелла «Город Солнца» 10

Заключение 12

Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Национальный государственный Университет физической культуры (2).docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

Национальный  государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья

имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Утопические проекты абсолютно справедливого  социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Содержание:

 

Введение                                                                                                                                         3

 

  1. Условия формирования западноевропейского

 утопического мировоззрения  в XV-XVII вв.                                                                 4

 

  1. Основные  идеи проекта социально-экономического

 устройства в  работе «Утопия» Томаса Мора                                                                 7

 

  1. Абсолютно - справедливое организация общества

в проекте Т. Кампанелла «Город Солнца»                                                                    10

 

Заключение                                                                                                                                   12

 

Список литературы                                                                                                                      14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек всегда мечтал о  совершенном устройстве общества, стремился  переустроить свое жизненное пространство, руководствуясь мировоззрением, присущем той или иной исторической эпохе.

Эпоха Возрождения, пришедшая  на смену культуре Средних веков  и предшествующая культуре Нового времени, обычно датируется началом XIV— последней  четвертью XVI веков и в некоторых  случаях — первые десятилетия XVII веками (например, в Англии и, особенно, в Испании). В Западноевропейской истории это время наполнения новыми смыслами привычных понятий  о жизни, боге, месте человека в  мире. Ценность личности как таковой  выходит на первый план в гуманистических  произведениях, учениях теориях  устройства общества. Это период реформации общественного сознания, формирование новых социально-экономических отношений.

Отстаивание своих идеалов  столкнуло многих выдающихся людей  этого времени и целые народы в непримиримой борьбе и спорах о  религиозном и общественном устройстве.

В таких условиях формируется  новое, гуманистическое мировоззрение, представителями которого являются Дж. Савонарола, Франсуа Рабле, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Ян Гус, Мишель Монтень, Н. Макиавелли, Томмазо Кампанелла, и многие другие общественные деятели этого замечательного для развития гуманистической мысли времени.

Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное  творение бога. Они распространяли на человека присущие богу созидательные, творческие способности, видели его  призвание в познании мира, украшении  его своим трудом, в развитии искусств, наук, ремесел.1

Творчество многих писателей  и философов в этот отрезок  времени выражало желание сделать мир лучше, а человека превратить в гармонически целое и совершенное существо.

Такими представителями  своего времени являются Томас Мор (1478-1535)  и Томаззо Кампанелла(1568-1639).

Т. Мор - политический деятель, гуманист, автор трактата «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия»(1516), дает название целому направлению социально-политической мысли. Утопия означает «место, которого нет», «несуществующее место».  Слово «утопия» впервые встречается у Томаса Мора. Так называется  фантастический остров в его знаменитом сочинении о вымышленном идеальном обществе.

Несомненное влияние на формирование идей Т. Мора оказали труды  античных мыслителей, в первую очередь  «Государство» Платона, а также  полемика  с другими выдающимися  мыслителями современниками, в первую очередь с Эразмом Роттердамским.

То, что такое произведение как "Утопия" появилась в Англии начала XVI в. не было случайностью. Это были времена ломки сложившихся веками социальных связей, религиозных воззрений, первоначального накопления капитала.

  Т. Мор поддерживал консервативные  религиозные взгляды, видел Англию  католической страной, считал, что  традиционные ценности способны  дать людям возможность жить  достойно, при этом был сторонником  и пропагандистом веротерпимости.

Мечта Платоновском «золотом веке» обретает новое воплощение и новую жизнь. Книга Т.Мора – это необыкновенная попытка поиска решения проблем, волновавших его современников, как и во все времена – это  поиск счастливой жизни для всех.

Считается, что Томас  Мор создал первую стройную социалистическую систему в духе утопического социализма.

Идеи социальной утопии  развил итальянский философ и  писатель Джованни Доменико Кампанелла (1568-1639), принявший в монашестве имя  Томмазо.

Его книга «Город солнца, или Идеальная республика» представляет собой программу всеобщего социального  преобразования. Также как Т. Мор  Т. Кампанелла он выстраивает четкую, но более суровую систему социально-экономических  отношений в воображаемом городе, где воплощаются заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Он изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Далее идеи утопического социализма развивали в эпоху  Просвещения и вплоть до ХIX века, пока они не переродились в иные формы социального развития и переустройства мира.

Таким образом, тема работы является актуальной в наше время, поскольку  идея социальной справедливости на протяжении многих столетий была востребованной в обществе, и была отражена в  творчестве множества философов, историков, социологов, экономистов, политиков.

Объект исследования данной работы - феномен утопического социализма в контексте реформационных идей XV-XVII веков.

Предметом исследования выступают  труды Т. Мора и Т. Кампанеллы как  теоретиков утопического социализма.

Цель работы заключается  в изучении деятельности Т. Мора и  Т. Кампанеллы в области теоретической  разработки положений раннего утопического социализма.

В работе поставлена задача: исследовать условия формирования утопического мировоззрения на примере  деятельности Т. Мора и Т. Кампанеллы; исследовать основные труды этих мыслителей на предмет содержащихся в них идей социально-экономического и политического преобразования общества.

Основной отличительной  чертой утопических проектов мироустройства  является то, что при их создании не учитывалась историческая реальность. С одной стороны, утопия воспринимается как нереализуемый социальный идеал, с другой стороны она повлияла на развитие социальных институтов и  преобразование общественных отношений.

 

 

I. Условия формирования западноевропейского утопического мировоззрения в   XV-XVII вв.

Утопия – как общее  название для группы социально-экономических  учений  происходит от названия одноименной  книги Томаса Мора «Золотая книга, столь  же полезная, сколь и забавная о  наилучшем устройстве государства  и новом острове Утопия» (1516).

Русский философ Н.А. Бердяев так рассуждал об этом явлении человеческой мысли: «Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления... Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. … Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное.»2

Эпоху Возрождения  можно охарактеризовать как эпоху  перехода от системы мировоззрения  средневековья  к системе общественных отношений и  культуре Нового времени. В эту эпоху закладываются  основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, получают развитие науки, меняются отношения  церкви и государства, формируется  идеология отделения церкви от государства  и гуманизма. Конечно, все это  происходит в реальной жизни ценой  ломки исторических судеб целых  народов, передела собственности (например, в Англии так называемой «огораживание» по сути, грабительский отбор земли у мелких собственников), запутанность и несовершенство законов, тирания властей, инквизиция.

Важнейшей отличительной  чертой мировоззренческой эпохи  Возрождения является антропоцентризм, т.е. ориентация на человека. Если в  центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и  в средние века — религиозная  жизнь, то в эпоху Возрождения  на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека для достижения счастья в этой жизни, на Земле.

 Центральная  фигура не Бог, а человек.  Бог—начало всех вещей, а человек  — центр всего мира. Общество  не продукт Божьей воли, а результат  деятельности людей. Эпоха Возрождения  характеризуется новым уровнем  самосознания человека: самоутверждение,  сознание собственной силы и  таланта, свободомыслие становятся  отличительными качествами человека  того времени. Мировоззрение людей  эпохи Возрождения носит ярко  выраженный гуманистический характер.3

Читая «Утопию» Томаса Мора, невольно задумываешься, а возможно ли такое устройство общества людей, где в основе межчеловеческих  отношений лежит ценность Человека как такового.

Термин  «Утопия» перекочевал из книги в  жизнь и стал нарицательным конечно  не сразу, но дал стимул к развитию  целого направления социально- экономических  теорий.

В философском  словаре мы можем прочитать следующее  трактовку понятия и явления  утопия: УТОПИЯ - (греч.: ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Источником утопии на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д.

Формирование  утопий свидетельствует о наличии  кризисных явлений в сознании общества.

Утопии  отражает мечту о справедливом, разумном и нравственном государстве, где  люди ограничены только моральными и  эстетическими нормами, принимающими форму закона; надежду на торжество  Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса. Проект усовершенствования человеческого общества осуществляется посредством организационно-интеллектуальных новаций. Утопии отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и окончательность предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. Утопия есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту.4

В XVI - XVII веках термин «утопия» выступает только как имя собственное. Утопия,  как обозначение идеального государства, описанного Т. Мором, или аналогичного общественного идеала.

 Началом отсчета  рождения термина «утопия» является  1516 г., когда Т. Мором было придумано название для несуществующей страны

Информация о работе Утопические проекты абсолютно справедливого социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла)