Утопические проекты абсолютно справедливого социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени, обычно датируется началом XIV— последней четвертью XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII веками (например, в Англии и, особенно, в Испании). В Западноевропейской истории это время наполнения новыми смыслами привычных понятий о жизни, боге, месте человека в мире. Ценность личности как таковой выходит на первый план в гуманистических произведениях, учениях теориях устройства общества. Это период реформации общественного сознания, формирование новых социально-экономических отношений.

Содержание работы

Введение 3

Условия формирования западноевропейского
утопического мировоззрения в XV-XVII вв. 4

Основные идеи проекта социально-экономического
устройства в работе «Утопия» Томаса Мора 7

Абсолютно - справедливое организация общества
в проекте Т. Кампанелла «Город Солнца» 10

Заключение 12

Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Национальный государственный Университет физической культуры (2).docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

В XVIII веке стало Утопия наполняется  политическим смыслом.

В первой половине XIX века термин «утопия» окончательно приобретает политизированную окраску  и используется в политической и  социальной борьбе социалистов, либералов  и консерваторов. Понятие окончательно встраивается в картину исторического  времени.

На протяжении ХХ в. в  связи с глубокой трансформацией гуманитарного знания, термин «утопия», сохранив все предшествующие смысловые  контексты, наполняется новыми смыслами, широко используется, например, для обозначения и определения нереальной идеи.5  

  В декабре 1516 г. в бельгийском Лувене издательский дом Дирка Мартенса выпустил в свет сочинение Т. Мора, озаглавленное в духе эпохи «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия». Книга содержала социально-экономический анализ положения современной Т. Мору Англии и описание далёкого острова Утопия, образа жизни и нравов его обитателей, которое и положило начало огромному ряду сочинений такого рода.

Переписка Т. Мора с Э. Роттердамским  и Петром Эгидием  позволяет понять причину и смысл  слова «утопия», которое обозначало ирреальность острова Утопии, уникальность этого места, как образца для  подражания, счастливой страны, модели наилучшего государственного устройства, образца для подражания, и как  следствие, образца для критики  существовавших порядков.

Первое поколение  читателей «Утопии» были впечатлено контрастом между критикуемой реальностью  Англии с её огораживаниями и средневековым  правом, и идеальной республикой, предстающей из описаний страны Утопии.

Современники  Т. Мора в первую очередь заметили поучительность «Утопии» для государственных  деятелей, направленность её идеала к всеобщему благу. Современник Т. Мора Буслидий, увидел в «Утопии» наставление «как сохранить своё государство целым, невредимым и победоносным». Слава Мора очень быстро стала общеевропейской, в определённой степени повлияв на политику Тюдоров.

В 1643 г. «Утопия» Мора была заново переведена на французский язык Самюэлем Сорбье. В предисловии она характеризовалась как описание политической теории для нужд «благородных людей». Критики и библиографы XVII в. по-прежнему характеризуют «Утопию» как политический трактат о совершенном государстве.

Таким образом, появление нового литературного  жанра и новой структуры общественного  сознания не прошло незамеченным для  современников и имело продолжение  в творчестве мыслителей последующих  поколений, ярчайшим представителем которого является трактат «Город Солнца»  Т. Кампанелла.

 

II. Основные идеи проекта социально-экономического устройства в произведении Томаса Мора «Утопия».

 

 

 

Томас Мор был высокообразованным человеком, общественным и политическим деятелем во времена правления Генриха XIII. В Полемике с реформистами, в частности  с Мартином Лютером, отстаивал консервативные религиозные традиции Англии.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом  Роттердамским. Впоследствии их связывала  тесная дружба. Под влиянием идей гуманистов Т. Мор изучает труды античных мыслителей, занимается переводами античной литературы, одновременно выполняет  свои обязанности как политического  деятеля. Он был младшим шерифом  Лондона, председателем палаты общин  в английском парламенте. В процессе всей этой деятельности формируется  мировоззрение этого выдающегося  человека.

Но  в начале 30-х годов XVI его положение резко меняется из-за не желания принимать церковные реформы Генриха VIII и признать его как нового главу английской реформаторской церкви. За это Т. Мор был заточен в Тауэр в 1532-ом году и через три года казнен.

Таким образом, Т. Мор всей своей жизнью доказывал приверженность идеям, которые  исповедовал и имел силу духа отстаивать их на самом высоком уровне даже ценой своей жизни. Для человека, написавшего такое произведение как «Утопия», не могло быть торга  со своей совестью. И его стремление остаться верным своим идеалам вызывает уважение. Наверное, ещё и поэтому  творчество Т.Мора волновало не только его современников, но и последующие  поколения людей.

В своем знаменитом сочинении Мор  рассказывается о неком острове  под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни  и установили у себя идеальный  государственный строй. Уже название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире

Книга написана в форме бесед между  путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором  и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит  из двух частей. В первой части Рафаэль  Гитлодей высказывает свое критическое  мнение об увиденном им современном  положении в Англии. Во второй, написанной, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

«Утопия»  задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского "Государства" — как и у Платона, в сочинении  Томаса Мора дается описание идеального общества, но только так, как его  представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в "Утопии" можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев  с учениями самих гуманистов, являвшимися  последователями христианской церкви.

Так же как и Платон, Т. Мор видит  основной принцип жизни в идеальном  обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости. Его герой Рафаэль Гитлодей обличал  своих современников: "Разве что  ты сочтешь справедливым, когда все  самое лучшее достается самым  плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между  совсем немногими, да и они живут  отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".6

По  книге Т. Мора утопийцам удалось  создать государство, построенное  на принципах справедливости. И недаром  Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно  управляют государством с помощью  весьма малочисленных законов; и  добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".7

Вот основные постулаты  и принципы этого  государства:

  • Утопия (идеальная страна) —  федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

О том, возможно ли существование общества справедливости, Томас Мор говорит, что для этого необходимо объявить о всеобщем равенстве. Равенство  предполагается во всех сферах — в  хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д.

В первой части сочинения Мор дал  резкую критику огораживания и кровавого  законодательства современной ему  Англии. Видит причину преступности в современном ему обществе и  порицает бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества. Основная причина всех вообще пороков и  бедствий, считал Мор, — частная  собственность и обусловленные  ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность  и деньги порождают преступления Общество само одновременно создает воров и карает их.

На  основании представления о собственности  как основы общества, определяющую его структуру, психологию, нравы, учреждения, законы, Т. Мор делает ряд новых  выводов о сущности государства  и права. "При неоднократном  и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, я могу клятвенно  утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором  богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах", - писал Т. Мор. Богачи используют государство "во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали  разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать  их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами".8

Автор "Утопии" одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями отвечают интересам  богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его приниженное положение  не дают возможности разобраться  в сложном законодательстве, истолковать  и понять его запутанные положения, в которых не может разобрать  простой человек.

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, стремление к роскоши и, как следствие, преступление на почве желания их получить.

Однако  устранение частной собственности  и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего  лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность  развитию человеческой личности. Более  того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности  и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Т. Мор дает описание утопийцев в  полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые  вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и  любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит  полная веротерпимость. На самом острове  мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право  вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой. При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели — к почитанию Божественной природы. И пантеизм (учение о том, что бог вездесущ) выражен Т.Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием  светских наук, в первую очередь, философии: "...Никогда они не говорят о  счастье, чтобы не соединить с  ним некоторые начала, взятые о  религии, а также философии, использующей доводы разума, — без этого, они  полагают, само по себе исследование истинного  счастья будет слабым и бессильным".9 Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские  воззрения утопийцев в сочетании  с принципами равенства, создают  условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая  о добродетелях жителей Утопии, Томас  Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании  гуманистов сами человеческие добродетели  были напрямую связаны с духовными  и телесными наслаждениями.

Можно сказать, что Утопия — это гуманистический  образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. Но благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Таким образом, Т. Мор в своем проекте  нового устройства общества предлагает  общественное устройство, основанное на кардинально новом отношении к собственности, закону, власти и, главное, к самому человеку как личности.

Информация о работе Утопические проекты абсолютно справедливого социально-экономического устройства (Т.Мор, Т. Кампанелла)