Устная и письменная форма речи. Культура устной и письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:26, реферат

Описание работы

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.

Файлы: 1 файл

Рефера по русскому.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

Письменная речь.

Письмо - это созданная  людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.  
 Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.  
 Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.  
 Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.  
 Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:  
 Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.  
 Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.  
 К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.  
 Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.  
 Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

 

Культура устной и письменной речи.

Культура речи в традиционном понимании  – это степень владения литературным языком, его стилистическими, лексико-грамматическими  и грамматико-семантическими нормами  в целях наиболее эффективного общения  в различных условиях коммуникации. А так как литературный язык имеет  устную и письменную формы выражения, то необходимо помнить о культуре речи обеих форм.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают  наилучшее воздействие с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие  «культуры речи» тесно связано  с закономерностями и особенностями  развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью  во всем ее разнообразии. Культура речи вырабатывает навыки регулирования  отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.[1]

Речевая культура человека – показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих  различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов. Культурой  речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

“Прямое выполнение коммуникативных  операций в устной речи, - замечает Б. Г.Ананьев, - требует культуры, развития обращенности и поддерживаемости устной речи в ситуации общения. Именно поэтому психологически весьма важным является воспитание способности к активному слушанию, которое есть одно из условий коммуникаций”.2

В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и  ударения (орфоэпия). Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановкой ударения в словах, а также правильностью интонации  предложения. Соблюдение норм литературного  произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка и имеет не меньшее значение, чем отношение к нормам письменной речи, тем более что устная речь в жизни многих людей играет более значительную роль, чем письменная. Каждый или почти каждый говорит чаще и больше, чем пишет. Более того, навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи и от них зависят. Даже при чтении «про себя» речевой аппарат человека не бездействует. Устная речь обслуживает не только бытовое общение, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях, съездах, со сцен театров, с экранов кинотеатров, многократно усилена средствами массовой информации — телевидением и радио.

Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления  от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают  от содержания речи, переключают внимание слушателей на ее фонетические особенности, отличные от общепринятых. Как справедливо отмечал советский поэт Н. Асеев, «для передачи своей мысли другому лицу требуется не только владеть наилучшим запасом слов, но и наилучшим воспроизведением звуков, слова составляющих. В ином случае неточность произношения становится ошибкой, искажающей смысл сказанного. Конечно, звуковая сторона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и ее оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно»1.

Какую же речь можно считать правильной, к чему следует стремиться?

Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. Говорить или  писать можно лишь о том, что сам  хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ  человека будет хорош, интересен, полезен  и ему самому, и другим, когда  в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем  будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Самыми отрицательными признаками речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребление слов, предметного значения которых говорящий не знает. 
Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем человек говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. 
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных и письменных сообщений. 
Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Нужна правда слова, а не его вычурность или мнимая красота.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность  речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность  воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

 
ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность  тем людям, к кому она обращена.

Ясность зависит от многих условий: насколько полно и последовательно  изложены мысли, правильно построены предложения, в частности, насколько соответствует мысли порядок слов в предложении, правильно ли употреблены местоимения, предлоги, союзы и т. д. Ясность изложения часто нарушается употреблением иностранных слов, диалектизмов (слов, употребляющихся в какой-нибудь местности, нелитературных), которые не все знают или не все хорошо понимают; грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками.Иначе сказать, ясности речи способствует ее чистота

1.Асеев Н. Н. Жизнь слова.—  М., 1967.— С. 22—23.

Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.1

В нашей устной и письменной речи, к сожалению, часто эти требования не соблюдаются – часто встречается  многословие или речевая недостаточность.

Французский ученый, философ и писатель Паскаль заметил: «я пишу длинно, потому что у меня нет, времени написать коротко». В этом парадоксальном заявлении  глубокий смысл, потому что небрежность  и беспомощность автора обычно приводят к многословию, а краткость и  ясность формулировок достигаются  в результате напряженной работы со словом. М. Горький, рассказывая о  труде писателя, подчеркивал что  лаконизм, как и точность словоупотребления, дается нелегко: «Крайне трудно найти  точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, «чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». «Краткость - сестра таланта»,— утверждал  А. П. Чехов. Все это необходимо помнить  тому, кто хочет совершенствовать свой слог. Экономное, точное выражение  мысли —

важнейшее требование стилистики. 
М. Горький, читая произведения начинающих писателей, обращал внимание на многословие. Например, ему не понравился отрывок: «Работали молча, без слов. В продолжение двух часов рытья окопов работавшие рядом бойцы не обменялись ни единим словом». М. Горький заметил: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что, если человек молчит, он не говорит». В другом случае против слов «красноармеец бредил о своей родной семье» М. Горький указал: «Не следует удваивать «своей, родной». Подобные же исправления в рукописях молодых авторов делал и A. П. Чехов. Так, он подчеркнул неловкое выражение «страсть к графомании» и объяснил: «Не годится, потому что слово графомания уже в себе понятие страсть».

В нашей речи очень часто встречаются  такие выражения, как например, сочетания: в мае месяце, планы на будущее, неиспользованные резервы, простаивать  без дела, поступательное движение вперед. 
Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии). В таких случаях говорят о скрытой тавтологии, так как русское слово повторяет значение заимствованного. Например, сувенир - французское слово, означающее

1.Лопатухин М. С. и другие. Школьный толковый словарь русского  языка: пособие для учащихся / под редакцией Ф. П.Филина.-М.:

«подарок на память», и уточняющее слово «памятный» при нем неуместно. 
Перечисленные выше требования необходимо в полной мере учитывать, говоря о культуре письменной речи. Некоторые считают, что культура письменной речи - это умение писать правильно на том или ином языке. Другие, что культура письменной речи - способность излагать свои мысли на бумаге, просто доступно и логично. И действительно, каждая из приведенных точек зрения имеет свои основания. Настоящая, культурная письменная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и самобытной, и доступной, и осмысленной, и эмоциональной. Однако если признать за культурной письменной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет все же правильность, то есть умение пишущего выражать свои мысли грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами правописания, а также нормами орфографии и пунктуации. Умение писать правильно- основной признак письменной культуры речи человека.

Говоря о культуре устной и письменной речи, важно помнить, что она достигается  не только усвоением определенных, твердо установленных правил, но и  соблюдением стилистических норм. Можно  говорить и писать весьма правильно, но слушать и читать эту «правильность» будет скучно и неинтересно. Недаром  в народе так высоко ценится «красное»  слово: «чиста, личиста, да и говорить речиста», «говорит, как река льется, « с тобой разговориться, как меду напиться», «говорит, что рублем дарит», «хорошую речь хорошо и слушать».

Заключение

В основе устной и письменной речи лежит литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более  свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в  практике занимают примерно равное место  по своей значимости, проникая во все  сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, средства массовой информации и т. д.

Информация о работе Устная и письменная форма речи. Культура устной и письменной речи