Управление организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность

Файлы: 1 файл

Управление ОК.docx

— 264.61 Кб (Скачать файл)

Дж. Мэрдок впервые ввел в  научный оборот понятие «культурная  универсалия», под которым понимал  те характеристики культуры нации, которые  в отдельности показывают некоторую  сторону образа жизни людей, а  все вместе дают относительно полное описание культуры нации в целом. Было выделено порядка 70 культурных универсалий (например, стиль прически, методы торговли, семейные обряды и т.п.)372. Концепция Дж. Мэрдока не получила широкого распространения при изучении организационной культуры из-за отсутствия в работе данного ученого системного представления по поводу культурных универсалий. Затем идеи Дж. Мэрдока были развиты М. Рокичем, который предложил систематизировать культурные универсалии в две относительно большие группы по 18 элементов в каждой — базовые (конечные) ценности (ради чего стоит жить) и инструментальные ценности (какие «инструменты» использовать для достижения конечных ценностей)373. К терминальным ценностям относятся: активная, деятельная жизнь, жизненная мудрость; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, обществе, мире; общественное признание; познание; равенство (равные возможности для всех); самостоятельность как независимость в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество; удовольствия. В качестве инструментальных ценностей были обозначены: аккуратность; воспитанность; исполнительность; независимость; образованность; рационализм; самоконтроль; смелость в отстаивании своих взглядов; твердая воля; терпимость; широта взглядов; честность; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость). В разных странах различные ценности могут занимать по значимости различное место. Например, у японцев более высоко ценится гармония; в США гармония будет использоваться для достижения слаженной работы персонала и как конечная цель — для достижения материального благополучия собственников бизнеса.

Интересная национальная модель была предложена Г. Оллпортом, П. Верноном и К. Линдзи. В модели этих ученых национальная культура анализируется с позиции шести идеальных типов людей: теоретический человек (в качестве доминирующей ценности преобладает стремление к истине, системе, точному знанию); экономический человек (выгода, полезность, практическая значимость); эстетический человек (красота, гармония); социальный человек (сострадание, благо для людей, общественная польза); политический человек (лидерство, власть, конкуренция); религиозный человек (сакраментальное, вера, Бог). Впоследствии данная модель также получила дальнейшее развитие.

К. Ламмерс и Д. Хиксон высказали гипотезу о существовании трех различных типов национального характера в организациях: латинский (характеризуется классической бюрократией, централизацией власти и процесса принятия решений, множеством уровней иерархии), англосаксонский (невысокий уровень бюрократизации, меньшая степень централизации и формализации) и тип стран третьего мира (высокая централизация процесса принятия решений, невысокий уровень формализации, преобладание традиционно-семейной системы координации ресурсов)374.

Р.Д. Льюис выделил три  идеальных типа людей — моноактивные (ориентированы на задачу, четко планируют свою деятельность и деятельность других людей; в данной культуре принято заниматься в данный момент только одним делом); полиактивные (ориентированы на людей, словоохотливы и общительны; планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности); реактивные (поведение как реакция на изменения во внешней среде, интроверты, ориентированы на сохранение уважения)375. Доминирующий тип культуры людей проецируется соответствующим образом и на организационную культуру. В своем исследовании Р.Д. Льюис пришел к выводу, что важнейшими факторами внешней среды организации выступают климат, история, религия и язык. Эти факторы оказывают решающее влияние на жизнь организации через феномен лидерства и от них в конечном итоге зависят выживание и процветание фирмы376.

Американский антрополог Е.Т. Холл предложил делить все национальные культуры на две группы — высоко и низкоконтекстные. По его мнению, в высококонтекстных культурах большое внимание уделяется жестам, мимике людей, их телодвижениям, а также окружающим предметам. Слова в таких культурах наполнены многозначным смыслом. Низкоконтекстные культуры не придают такого значения словам, окружающие человека предметы, его поведение несут, как правило, поверхностный смысл377. Идеи Е.Т. Холла имеют несомненную значимость для теории международного бизнеса: достаточно часто предприниматели при проведении международных переговоров недооценивают значение и силу невербальных коммуникаций.

Теории К. Ламмерса, Ф. Клакхона, Д. Хиксона, Р. Льюиса, Г. Оллпорта, П. Вернона и К. Линдзи послужили методологическим плацдармом для более поздних исследований национальных аспектов организационной культуры. Например, Г. Лейн, Дж. Дистефано и Н. Адлер изучали культурные ориентации руководителей и сотрудников фирм разных стран и их значение для менеджмента именно с теоретических позиций вышеназванных ученых. При этом, как правило, развитие и усложнение моделей шло по пути включения в них новых переменных, характеризующих ту или иную национальную специфику организации или ее работников. Однако все эти модели не оставили такого исключительного следа в концепции организационной культуры, как модель Г. Хофштеда. Данная модель достаточно подробно изложена в современной учебной и научной литературе по менеджменту, и поэтому не требуется ее подробного описания. Отметим лишь несколько ключевых положений378.

Во-первых, по мнению Г. Хофштеда, рассматриваемые им параметры культуры относятся к области бессознательного в поведении людей: ключевое воздействие на поведение они начинают оказывать уже с девятилетнего возраста человека. Таким образом, взрослый человек (работник организации), даже осознавая влияние данных параметров на свое поведение, не может их соответствующим образом скорректировать.

Во-вторых, в качестве таких параметров Г. Хофштед определяет: 1) дистанцию власти, 2) стремление избежать неопределенности в окружающей среде, 3) стремление к индивидуализму или коллективизму, 4) преобладание мужского (самоутверждение, успешность, материальный успех, конкуренция, честолюбие) или женского (безопасность, поиск консенсуса, сострадание, качество жизни, общение) начал в жизни общества и человека, 5) отношение ко времени, или «конфуцианский динамизм» (время — это поток с определенным вектором или неизменная субстанция)379.

В-третьих, по результатам проведенного исследования Г. Хофштедом были выделены кластеры стран (культурные регионы), где значения параметров культуры находились в близком соотношении. В качестве таких кластеров были обозначены: германские страны, англоамериканский кластер, кластер скандинавских стран, слаборазвитые романские страны, высокоразвитые романские страны, кластеры слабо- и высокоразвитых азиатских стран, страны Ближнего Востока.

В-четвертых, первоначальное исследование Г. Хофштеда проводилось в подразделениях и филиалах IBM в различных странах (50 стран) при помощи опроса, затрагивающего следующие основные темы: удовлетворенность; восприятие; личные цели и представления; демографические данные.

Работы Г. Хофштеда имеют принципиально важное значение для управления деловой организацией в условиях интернационализации и глобализации бизнеса. Главный вывод из работ ученого заключается в том, что понимание глубинных параметров организационной культуры компании — важный шаг в сторону повышения эффективности ее функционирования на глобализирующихся рынках.

Отечественными учеными  по методологии Г. Хофштеда также проводились соответствующие исследования380. Анализ параметров национальной культуры России за последние годы показал, что в нашей стране произошло снижение показателей избежания неопределенности (с 68 до 40 пунктов) и мужественности (с 55 до 47 пунктов). Ниже даются сравнительные данные России и США по параметрам Г. Хофстеда:

– избежание неопределенности: РФ — 40, США — 46;

– дистанция власти: РФ — 35, США — 40;

– мужественность: РФ — 47, США  — 62;

– индивидуализм: РФ — 39, США  — 91.

Модель Г. Хофштеда, как и любая другая популярная теоретическая конструкция, была подвергнута разнонаправленной критике. В целом, обобщая основные направления критики, можно отметить следующие недостатки данной модели381:

– ограниченное количество параметров, характеризующих национальную культуру;

– размытость ключевых дефиниций;

– проблемы, связанные с  процедурой измерения культурных параметров;

– из модели остается неясным, какой из параметров более важен  при изучении той или иной страны;

– остается нераскрытой  проблема значимости национальных факторов культуры для индивидуального и  организационного уровня ценностей;

– узкое понимание национальных культур в деловых организациях как противостоящих друг другу феноменов.

Выделенные недостатки находят  подтверждение и в исследованиях  отечественных ученых. Например, Т.Е. Андреева объединяет все недостатки теории Г. Хофштеда в три большие группы, связанные с методикой эмпирического исследования (за основу анализа взята лишь одна американская компания, небольшие размеры выборки, недостаток сопутствующих данных и т.д.); с теоретической логикой исследования (рассматривается культура только в рамках государственных национальных границ, упрощение культурных измерений как биполярных явлений, независимость друг от друга различных ценностей и т.д.); с пределами применения этой логики (пяти измерений недостаточно для полноценного описания культуры)382.

Новый интерес к изучению параметров национальной культуры и  их роли в формировании организационной  культуры связан с работами Ф. Тромпенаарса и его единомышленников. Ученый провел социологическое исследование 30 тысяч менеджеров из более чем 20 стран. Руководители различных компаний (порядка 30 фирм) проходили стажировку в Центре исследований международного бизнеса в Голландии в течение 15 лет383. Всем участникам социологического опроса предлагался вопросник из 79 пунктов, отражающих семь различных параметров384:

– универсализм — партикуляризм: данный параметр отражает степень значимости для людей в их взаимоотношениях конкретных социальных событий: обязаны  они будут действовать в соответствии с преобладающими социальными правилами  или могут вести себя по стечению обстоятельств;

– индивидуализм — коммунитаризм;

– нейтральное — эмоциональное (в деловых отношениях должны преобладать  рационализм и трезвый расчет или человечность и личные симпатии);

– конкретное — диффузное;

– достижение — социальное происхождение: важен человек как  таковой и его способности  или его социальное происхождение, статус и связи;

– ориентация во времени;

– отношение к окружающей среде.

Анализ полученных данных показал, что все семь факторов важны  для ведения международного бизнеса. В каждой из исследуемых стран  по каждой паре одна ценность предпочиталась другой, что в конечном итоге приводит к конфликту ценностей. В связи  с этим Ф. Тромпенаарс описывает две стратегии согласования ценностей: преследуя свои интересы, индивид служит своему обществу, которое, развиваясь за счет этого, способствует дальнейшему развитию индивида; служа обществу, индивид автоматически реализует свои интересы, что позволяет еще лучше развиваться обществу в целом.

Г. Хофштед подверг данные Ф. Тромпенаарса повторному изучению385. Используя факторный анализ, он обнаружил, что только два из семи выявленных Ф. Тромпенаарсом параметров могут быть подтверждены статистически — индивидуализм/коммунитаризм и универсализм/партикуляризм. Оба параметра хорошо коррелируются с показателем индивидуализма самого Г. Хофштеда. Также некоторыми исследователями отмечается, что ограничителем предлагаемого Ф. Тромпенаарсом мультикультурного подхода является его отчетливый европоцентризм386. Таким образом, модель Г. Хофштеда сохраняет свой доминирующий характер при анализе особенностей национальных культур.

Кроме национальных моделей  Г. Хофштеда и Ф. Тромпенаарса, хотелось бы отметить еще четыре модели — Ч. Триандиса, А. Фиске, С. Шварца и Р. Инглехарта.

В модели Ч. Триандиса выделяются три параметра: степень сложности культуры; степень свободы культуры; индивидуализм — коллективизм387. Кроме того, исследователь акцентирует внимание на выделении субъективных и объективных аспектов культуры. Параметр степени сложности культуры позволяет классифицировать национальные культуры как простые и сложные. Простые культуры характерны для традиционного общества; умеренно сложные — для индустриального общества и сложные — для постиндустриального. К сожалению, автор модели не предлагает точного объективного метода измерения сложности культуры. Параметр степени свободы культуры выделяет плотные и свободные культуры. Плотные культуры характеризуются большим количеством норм, предписывающих, как вести себя индивиду в данном обществе (при этом нормы защищены жесткими санкциями). В свободных культурах нормы носят неясный характер. Такой тип культуры возникает, как правило, на пересечении двух плотных культур, которые сильно отличаются друг от друга388. Параметр степени индивидуализма отражает возможность эмоционального отдаления индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. Характеристикой индивидуализма становятся независимость в принятии решений и стремление к независимому поиску счастья. Ч. Триандис отмечает, что чем более высокая степень сложности у культуры, тем выше значение параметра индивидуализма. Создатель модели выделяет также два вида коллективизма — горизонтальный (человек остро ощущает свою принадлежность к социуму и является равным среди равных) и вертикальный (человек является частичкой социума, он не мыслит себя без него, но при этом в самом социуме существует иерархия, которая лишает человека автономности).

Еще одна национальная модель — это модель А. Фиске389. Этот исследователь считает, что любое общество в своем развитии сталкивается с 4 культурными моделями человеческого поведения (теория элементарных форм общественного поведения). Первая модель отражает степень разделения или единения людей в обществе; вторая — степень иерархиезации в обществе; третья — отношение к социальной дифференциации в обществе и, наконец, четвертая — степень развития рыночных форм взаимодействия между людьми. Подход А. Фиске интересен тем, что он включает в качестве культурного параметра уровень развития рынка и тем самым показывает, что рынок также является своеобразным культурным феноменом.

Информация о работе Управление организационной культуры