Управление организационной культурой в ООО «Тамбовавторесурс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является всесторонний анализ и разработка рекомендаций по управлению организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль организационной культуры в деятельности организации.
2. Исследовать типологию организационных культур.
3. Рассмотреть методы управления организационной культурой в современных условиях хозяйствования российских предприятий.
4. Дать общую характеристику системы управления ООО «Тамбовавторесурс».
5. Проанализировать организационную культуру ООО «Тамбовавторесурс».
6. Разработать пути совершенствования управления организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… .5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ……………………… 7
1.1. Понятие и роль организационной культуры в деятельности организации 7
1.2. Типологии организационных культур …………………………………….19
1.3. Методы управления организационной культурой в современных условиях хозяйствования российских предприятий ……………………………………..30
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ В ООО «ТАМБОВАВТОРЕСУРС»..48
2.1. Общая характеристика системы управления ООО «Тамбовавторесурс» 48
2.2. Анализ организационной культуры ООО «Тамбовавторесурс…………. 53
2.3. Пути совершенствования управления организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс»…………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….68

Файлы: 1 файл

Управление организационной культурой в ООО Тамбовавторесурс.docx

— 272.80 Кб (Скачать файл)

- -

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

 

АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра управления и предпринимательства

 

 

 

 

Назаров Николай Витальевич

 

 

 

Управление  организационной культурой в  ООО «Тамбовавторесурс»

 

 

Дипломный проект

 

 

 

 

Допущен к защите

Студент 5 курса (515 группа)

Заведующий кафедрой,

очной формы обучения

к.э.н., доцент

Научный руководитель

                        И.Н. Якунина

Насекина М.А., к.э.н., старший

преподававатель

«    »  июня  2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов – 2011

Реферат

 

Назаров Н.В. Управление организационной культурой в ООО «Тамбовавторесурс» дипл. проект / Н.В. Назаров; Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. Академия экономики и управления. Кафедра управления и предпринимательства. Тамбов, 2011. - 72 с. +  ил. (2 л.).

Ключевые слова: организационная культура, управление, пути совершенствования, коммуникации.

Объектом исследования является организационная культура, а предметом – управление организационной культурой.

Целью дипломного проекта является всесторонний анализ и разработка рекомендаций по управлению организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс».

В проекте  применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, группировка, изучение научной литературы.

Работа выполнена на базе ООО «Тамбовавторесурс». Рассматриваются теоретические и методологические аспекты управления организационной культурой. Исследована типология организационных культур. Проанализирована организационная культура фирмы. Разработаны пути совершенствования управления организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс».

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Обозначения и сокращения………………..……………………………………..4

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… .5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ……………………… 7

1.1. Понятие  и роль организационной культуры  в деятельности организации 7

1.2. Типологии  организационных культур …………………………………….19

1.3. Методы  управления организационной культурой  в современных условиях хозяйствования  российских предприятий ……………………………………..30

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ  В ООО «ТАМБОВАВТОРЕСУРС»..48

2.1. Общая  характеристика системы управления  ООО «Тамбовавторесурс» 48

2.2. Анализ  организационной культуры ООО «Тамбовавторесурс…………. 53

2.3. Пути совершенствования  управления организационной культурой  ООО «Тамбовавторесурс»…………………………………………………………….60

Заключение………………………………………………………………….66

Список используемых источников и  литературы………….68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения и сокращения

 

ООО – общество с ограниченной ответственностью

 

ОАО – открытое акционерное общество

 

ОК – организационная культура

 

РФ – Российская Федерация

 

ФЗ – федеральный закон

 

SWOT - Strengths (сильные стороны), Weakness (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

 

т.д. – так далее

 

т.п. – тому подобное

 

руб. - рублей

 

тыс. – тысяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной тематики состоит в глубоком исследовании управления организационной культурой как в России, так и за ее пределами. Тема имеет большое практическое значение, так как анализ организационной культуры дает практические рекомендации для конкретных предприятий и фирм, помогает руководству эффективнее организовывать рабочую атмосферу, а значит делать бизнес сильнее.

Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.

Носителями  организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся  организационной культурой она  как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые  составляют ее основу.

Так как  культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Проблематика управления организационной культурой освещена в работах российских и зарубежных исследователей, таких как Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, А.И.Наумов, А.К. Голиченков, В.А Спивак, В.М. Львов, М. Хадсон и других.

Объектом исследования является организационная культура.

Предметом исследования является управление организационной культурой.

Целью дипломного проекта является всесторонний анализ и разработка рекомендаций по управлению организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить роль организационной культуры в деятельности организации.
    2. Исследовать типологию организационных культур.
    3. Рассмотреть методы управления организационной культурой в современных условиях хозяйствования российских предприятий.
    4. Дать общую характеристику системы управления ООО «Тамбовавторесурс».
    5. Проанализировать организационную культуру ООО «Тамбовавторесурс».
    6. Разработать пути совершенствования управления организационной культурой ООО «Тамбовавторесурс».

В проекте  применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, группировка, изучение научной литературы.

Структура дипломного проекта состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты управления организационной культурой

1.1. Понятие и роль организационной культуры в деятельности организации

В современной  литературе существует довольно много определений понятия организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственно «верного» толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.

Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой  сложную композицию важных предположение (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации1. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации2. Поэтому разные люди или разные части в организации склонны описывать ее культуру в схожих терминах.

Несмотря  на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.

Ценности  (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры3. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

И наконец, третьим общим атрибутом понятия организационной культуры считается «символика»,посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом.

Организационная культура– это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения4.

Рисунок 1 наглядно демонстрирует множество аспектов организационной культуры.

Вопрос  о степени влияния организационной культуры на успех фирмы все еще остается открытым. Однако ясно, что отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации. Так, компания, в которой игнорируют человека, будь то поставщик, работник или потребитель, скорее всего, далека от успеха5.


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Роль и аспекты организационной культуры в деятельности организации

Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням6 (рисунок 2).

Рисунок 2. Три  уровня организационной культуры (по Э. Шайну)

Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектуpa, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры7.

Те, кто  пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности8.

Информация о работе Управление организационной культурой в ООО «Тамбовавторесурс»