Управление организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Источником развития организационной культуры, как и любой другой сложной системы, выступает процесс постоянного разрешения системных противоречий, а именно:
– возникающих на стыке «система — окружающая среда»;
– противоречий целостности, возникающих на стыке «система — элемент системы»;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конструктивная роль организационной культуры в развитии предпринимательской системы
1.1. Предпринимательство и культура: исходные положения для анализа взаимодействия
1.2. Знания и культура как ресурс развития предпринимательских структур
1.3. Доминирующая концепция организационной культуры в предпринимательстве
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность
2.2. Исходные модели организационной культуры в системе предпринимательства
2.3. Организационная культура как объединяющая система культуры труда, производства и управления
Глава 3. Системообразующие тенденции развития организационной культуры в различных системах предпринимательства
3.1. Тенденции эволюционного развития организационной культуры
3.2. Специфика развития организационной культуры в предпринимательской среде России
3.3. Трансформация и реструктуризация организационной культуры отечественной системы предпринимательства периода радикальных экономических преобразований 1990-х гг.
Глава 4. Организационная культура как объект стратегического управления предпринимательской структурой
4.1. Функции и механизм управления организационной культурой
4.2. Роль организационной культуры в повышении эффективности производства
4.3. Влияние мирового экономического кризиса на углубление организационной культуры предпринимательства и повышение еë эффективности
Заключение
Глава 2. Основные конструктивные элементы модели организационной культуры: культура труда, производства и управления
2.1. Субъективно-объективное проявление организационной культуры: единство и противоположность

Файлы: 1 файл

Управление ОК.docx

— 264.61 Кб (Скачать файл)

В результате влияния внешних  факторов совокупность ценностей, формирующая организационную культуру может претерпевать следующие изменения: появление новых ценностей; гибель старых ценностей; соединение ценностей; обмен ценностями; замещение ценностей. При этом сама организационная культура может усложняться (синергообразование) или упрощаться (деструктуризация).

Обращение к параметру  времени требует упоминания идей, базирующихся на телеологической логике, которые конструктивно дополняют  эволюционный подход к изучению организационной  культуры на уровне отдельной фирмы. Наиболее известная из них — концепция  жизненного цикла, развиваемая в  работах И. Адизеса319. Организация рассматривается как социальный организм, развивающийся и функционирующий по своим законам. Главным законом здесь становится закон онтогенеза — прохождение организацией определенных стадий своего развития, располагающихся между двумя точками — рождением и гибелью. В соответствии с каждым этапом жизненного цикла претерпевает соответствующие изменения и организационная культура320. Э. Шайн считает, что проблемы организационной культуры проявляются по-разному на различных стадиях жизни организации. При этом ученый определяет три стадии — рождение (ранний рост); середина жизни организации; организационная зрелость321. Четкая связь между развитием организационной культуры и жизненным циклом организации показана Л. Грейнером, который выделяет пять стадий изменений322:

– стадия развития, основанного  на творчестве: организация появляется благодаря новаторской деятельности предпринимателя — создателя  бизнеса. Рост масштабов организации  и усложнение бизнеса приводит к  первому организационному кризису;

– стадия развития, основанного  на руководстве, когда условием роста  организации становится профессиональный менеджмент. Однако бюрократизация приводит к ограничению в дальнейшем развитии предприятия;

– стадия развития, основанного  на делегировании: происходит децентрализация, которая приводит к потере контроля со стороны высшего звена менеджмента  над организацией в целом;

– стадия развития, основанного  на координации: кризис контроля преодолевается за счет выделения относительно самостоятельных  структурных подразделений, контролируемых из единого центра. Итогом данной стадии становится кризис границ, когда увеличивается  дистанция между организационным  центром и бизнесединицами;

– стадия развития, основанного  на сотрудничестве, когда организационные  барьеры преодолеваются за счет установления эффективных межличностных взаимодействий.

Похожую классификацию стадий развития организации предлагает Г. Минцберг323. Он выделяет пять организационных дизайнов: простая структура, механистическая бюрократия, профессиональная бюрократия, дивизиональная форма и адхократия. Однако Г. Минцберг, как и Л. Грейнер, считает, что количество организационных дизайнов не ограничивается цифрой пять. Возможно появление и шестой конфигурации, которую можно обозначить как миссионерский тип, в основе которого лежит единая организационная идеология, объединяющая всех работников предприятия (т.е. высшая точка развития организационной культуры).

С позиции онтологии можно  также рассматривать развитие ключевых элементов организационной культуры. Например, развитие культуры производства при помощи теории S-образных кривых324.

В современной науке делаются попытки представить эволюцию предпринимательских  систем посредством использования  соответствующих математических моделей. Наиболее перспективным в данном направлении является аппарат теории игр325. Рассмотрим частный случай использования данного аппарата.

Предположим, что существует две группы экономических субъектов: образующие первую группу доверяют своим  контрагентам по бизнесу, другие, наоборот, не доверяют им. Обе группы формируют  субкультуры, образующие через свое взаимное влияние друг на друга, организационную  культуру предпринимательской системы  в целом326. В этих условиях возможно появление экономических субъектов, которые не несут затрат на создание доверительных отношений, но пользуются преимуществами от существования в предпринимательской системе фактора доверия (оппортунистическое поведение). Возникает конфликт интересов, который может быть представлен при помощи теории игр. Для этого рассмотрим матрицу (см. схему 5)327.

Схема 5. Матрица  стратегий экономических субъектов

R, T, S, P — выигрыши 1-го экономического субъекта, при этом T > R > P > S (модель дилеммы заключенного). Пусть Vij — увеличение выигрыша экономического субъекта, следующего стратегии i, после взаимодействия с экономическим субъектом, следующим стратегии j; х — частота стратегии S1, а (1 — х) — частота стратегии S2. Введем вероятность Uij = Uij(x) взаимодействия экономического субъекта, следующего стратегии S1, с субъектом, следующим стратегии S2, где i, j = 1, 2 и Ui1 + Ui2 = 1.

Ожидаемый выигрыш стратегии Si в этом случае равен

Vi (x) = Ui1(x)Vi1 + Ui2(x)Vi2, i = 1, 2. (1)

Предполагая, что ожидаемое  число взаимодействий для каждого  экономического субъекта не зависит  от его стратегии, имеем 

xU11 + (1 — x)U21 = x, (2)

тогда для х ≠ 1:

U21 = x(1 — U11) / (1 — x),

U12 = 1 — U11, (3)

U22 = (1 — 2x + xU11) / (1 — x)

(для х = 1, U11 = U21 = 1, U12 = U22 = 0).

С учетом (3) выражение для  выигрышей (1) может иметь вид 

V1(x) = V12 + (V11 — V12)U11(x),

V2(x) = V22 + (V12 — V22) (1 — U11(x)). (4)

В предположении, что частота  стратегии изменяется пропорционально  ее успешности, получим рекуррентное выражение для частоты х стратегии Si

= f(x). (5)

Пусть S1 – стратегия, основанная на доверии к контрагенту; S2 — стратегия, основанная на недоверии к контрагенту. При этом пусть частота взаимодействий между индивидуумами со стратегией S1 определяется следующим выражением:

P11 = (1 — m)x2 + mx, (6)

где m > 0 — часть взаимодействий между экономическими субъектами с одинаковыми стратегиями, а (1 — m) – частота случайных взаимодействий. Вероятность того, что субъект, основывающий свою стратегию на доверии (S1), встретится с экономическим субъектом с такой же стратегией, в этом случае равна

U11(x) = P11 / x = m + (1 — m)x. (7)

Подставляя (7) в (4), а затем  результат в (5) и дифференцируя (5) дважды получаем условие устойчивости в точке х = 0:

mV11 + (1 — m)V12 < V22. (8)

(8) — это условие фиксации  стратегии S2, изменив знак в неравенстве на противоположный, получим условия и начального распространения стратегии S1.

Дилемме заключенного соответствует  следующее условие на выигрыши:

V21 > V11 > V22 > V12. (9)

При случайных взаимодействиях (m = 0) условие фиксации (8) стратегии S2 в дилемме заключенного выполняется автоматически. По мере увеличения m левая часть неравенства (8) стремится к V11, и при m > m*, где m* — некоторое значение, в процессе развития предпринимательской системы фиксируется стратегия S1.

Развитие организационной  культуры в качестве сложной и  противоречивой субъективно-объективной  категории возможно тремя путями:

– «естественный отбор» — в процессе эволюции организационной  культуры «выживают» как сильные  системы, так и более слабые. Вероятность  выживания будет выше у более  приспособленных. Такой путь, как правило, реализуется в небольших предпринимательских системах (некрупные фирмы), где руководство компании не акцентирует своего внимания на управлении организационной культурой (отсутствуют выраженные в явном и, прежде всего, формализованном виде стратегия и тактика);

– «искусственный отбор» —  руководство отслеживает и отбирает системы с необходимыми признаками. Например, на работу принимаются люди с заранее заданными ценностными установками и увольняются те из них, у кого данные установки не наблюдаются. Через механизмы поощрения и наказания культивируются те модели поведения работников предприятия, которые приветствуются руководством и закреплены как приоритетные в стратегических и тактических документах фирмы. Подобная модель характерна для крупных компаний, работающих в относительно несложном и стабильном окружении;

– «целевой отбор» — интенсивное  обучение работников чередуется с жестким  отбором. В результате остаются более  подготовленные, которые, добавив к  полученным знаниям опыт, сами могут  проводить подготовку и обучение как самих себя, так и других работников на еще более эффективном уровне. Такая модель реализуется в самообучающихся организациях, т.е. наиболее передовых фирмах современности. Изменения в таких компаниях носят целевой характер. В рассмотренных до этого моделях организационные изменения в результате отбора стохастичны, т.к. могут как приближать фирму к идеалу, так и отдалять от него.

При этом побочными результатами эволюционного развития могут стать328:

– организационные патологии  развития — оппортунизм среди  работников предприятия;

– организационные парадоксы  развития — риск неуправляемости  организации в определенных ситуациях;

– организационные перерывы развития — приостановка развития компании в связи с распадом управленческой команды или возникновением разрушительных конфликтов;

– организационные откаты развития — ситуация, когда приходится замораживать какие-либо направления  деятельности предприятия;

– организационные варианты квазиразвития — видимость развития компании (расширение ее деятельности), когда возникают многочисленные подставные дочерние фирмы.

С позиций системного подхода  необходимо рассмотреть функции, которые  выполняет организационная культура в современных организациях, ибо  «для того, чтобы системе была обеспечена возможность эффективного функционирования, ее необходимо понять — т.е. объяснить  ее поведение. Для этого требуются  знания ее функций в более протяженной  системе, частью которой она является»329. Категория «функция» предоставляет возможность конкретизировать общие задачи организационной культуры, выделить в пределах каждой задачи особенные направления воздействия культуры на предпринимательскую систему и ее субъекта — человека. Реализованные функции организационной культуры служат критерием, позволяющим судить, достигнуты ли цели управления организационной культурой или нет.

В качестве задач организационной  культуры обозначаются следующие330:

– передача знания, опыта, ценностей;

– совместное научение;

– выстраивание систем связей;

– интерактивная трансляция;

– процессуальная компетентность;

– создание атмосферы сотрудничества.

С точки зрения основных сфер существования системы предпринимательства возможно обозначение следующих агрегированных групп задач организационной культуры:

– экономические (достижение высокого уровня производительности труда, снижение издержек);

– психофизиологические (обеспечение наиболее благоприятных условий труда);

– социальные (рост культурного  уровня работников, защита окружающей среды, гармония между предприятием и стейкхолдерами);

– маркетинговые (максимальное удовлетворение потребностей рынка);

– организационные (производительная коммуникационная система).

Наиболее важной задачей  организационной культуры в системе  предпринимательства является удовлетворение потребностей людей, создающих данную систему. Американский исследователь  А. Маслоу выделяет пять групп потребностей, находящихся в иерархической связи друг с другом: физиологические, безопасности, социальные (потребности принадлежности и причастности), престижные (потребности признания и самоутверждения) и самовыражения (творческие потребности)331. Таким образом, с точки зрения А. Маслоу, задачи организационной культуры могут быть конкретизированы следующим образом:

– удовлетворение физиологических  потребностей людей;

– удовлетворение потребностей в безопасности;

– удовлетворение социальных потребностей;

– удовлетворение престижных потребностей;

– удовлетворение потребностей самовыражения.

В зарубежной научной литературе выделяются следующие функции организационной  культуры, способствующие решению данных задач332:

– мотивационная;

– ментальная (смыслообразующая функция организационной культуры);

– оценочная (задает нормы приемлемого и неприемлемого поведения, выступает индикатором и регулятором поведения работников);

– когнитивная (способствует познанию работником самого себя в  организации, других работников, самой организации);

– институционализирующая (осуществляет производство, селекцию, накопление, сохранение, трансляцию, изменение норм, ценностей, правил, процедур, традиций в организации).

– адаптивная — способствует приспособлению организации к изменениям во внешней среде;

– информационная — создает, кодирует, транслирует, распознает информацию, циркулирующую внутри организации, а также между организацией и ее окружением;

– коммуникативная — формирует условия и средства общения между работниками организации друг с другом, а также с внешним окружением;

– интегративная — объединяет работников организации, позволяет создать систему «свой — чужой»;

– дифференцирующая — способствует конкуренции между работниками;

– фрагментирующая — позволяет сосуществовать друг с другом различным субкультурам;

– социализации — способствует усвоению работником опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данной организации, профессиональной группе, организационной роли.

Информация о работе Управление организационной культуры