Трипольская культура:мифы и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Исследованием вопроса о трипольской культуре занимались такие ученые исследователи, как С.Н. Бибиков, И.В. Палагута, В.В. Швойко и др. Большой вклад внесла Т.С. Пассек - советский археолог, один из ведущих специалистов по неолиту, энеолиту и бронзовому веку Юго-Восточной Европы. В данной работе используется три ее труда. Оценка исследователями значения и влияния трипольской культуры на становление современного строя общества неоднозначны, в частности, трипольскую культуру часто называют родоначальником славянского народа. Именно поэтому, важно определить значение трипольской культуры и подробно описать характерные особенности данной цивилизации.

Содержание работы

Введение
1.История изученияя трипольской культуры
2.Трипольская культура: мифы и реальность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

трип.docx

— 22.99 Кб (Скачать файл)

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра философии и социологии

Индивидуальное задание

По культуре

На тему

«Трипольская культура:мифы и реальность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.История  изученияя трипольской культуры

2.Трипольская  культура: мифы и реальность

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию.

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях - 200-450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками.

Исследованием вопроса о трипольской культуре занимались такие ученые исследователи, как С.Н. Бибиков, И.В. Палагута, В.В. Швойко и др. Большой вклад внесла Т.С. Пассек - советский археолог, один из ведущих специалистов по неолиту, энеолиту и бронзовому веку Юго-Восточной Европы. В данной работе используется три ее труда. Оценка исследователями значения и влияния трипольской культуры на становление современного строя общества неоднозначны, в частности, трипольскую культуру часто называют родоначальником славянского народа. Именно поэтому, важно определить значение трипольской культуры и подробно описать характерные особенности данной цивилизации. 

 

История изучения трипольской культуры

В истории развития человеческой культуры долгое время недоставало страниц, освещающих жизнь первых земледельцев. Археологическая наука позволила приоткрыть завесу над многими сторонами далекой древности.

Археологические изыскания и открытия второй половины XIX в. совершенно изменили научные представления о жизни первобытного человека в Поднепровье и Причерноморье. Именно тогда было положено начало изучению палеолитических стоянок на Днепре, проведены раскопки курганов эпохи бронзы на юге России, раскрыты погребения скифов в степи Причерноморья, широко развернуты исследования древнегреческих колоний на побережье Черного моря.

Тогда же, в конце XIX в., были впервые сделаны в Поднепровье, у с. Триполья, открытия новой своеобразной культуры, ставшей известной под названием "трипольской".

Трипольская культура (названа по месту первой находки у села Триполье Киевской области, Украина) - археологическая культура эпохи энеолита, распространённая между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем; на территории Румынии называется культурой Кукутени.

Ареал трипольской культуры охватывает обширную территорию - Запрутскую Молдову, Молдавию и Правобережную Украину, а длительность ее развития составляет около 1500 лет. Своеобразие этой культуры проявляется в том, что, с одной стороны, она тесно связана с балканской традицией, с другой - находится на границе земледельческого ареала, что давало ее носителям возможности для освоения новых территорий и предопределило подвижный характер их расселения. По радиокарбону, время существования трипольской культуры охватывает период с 4000 по 2350 (5300-2600) гг. до н.э.

О первых земледельцах рассказали памятники трипольской культуры, первые из которых открыл киевский археолог В.В. Хвойко еще в конце XIX века. В 1899 г. он выступил на XI Археологическом съезде в Киеве с большим докладом "Каменный век Среднего Приднепровья" и определил открытые им памятники как принадлежащие особой, по его мнению, неолитической культуре.

Вслед за исследованиями В.В. Хвойко раскопки Э.Р. Штерна у с. Петрены, близ Бельцы, представляют новый этап в изучении трипольской культуры. Его работа долгое время оставалась единственной сводкой материала, известного не только на территории Советского Союза, но и материала, связанного с поселениями расписной керамики на Западе.

Предшествовала трипольской культуре буго-днестровская культура.В. Даниленко в монографии "Неолит Украины" (Киев, 1969) аргументировано доказал, что появлению Трипольской культуры предшествовал опыт трех тысяч лет неолитических племен, а ее зародыш появился в Буго-Днестровском бассейне. Начиная с VII тыс. до н.э. здесь проживали люди, которые имели мотыги, серпы и зерна-терки и строили не только землянки, а и прямоугольные дома с печами на каминной основе, а также приручали животных. Автохтонные неолитические племена Буго-Днестровского бассейна вошли в основу раннего Триполья.

трипольская культура племя хозяйство

За время исследования Триполья было открыто большое количество поселений и археологических памятников. Особенно известными и представляющими наибольший интерес являются: поселение Городище у с. Городница, у с. Михайловка, в урочище Поливанов-Яр, поселение Лука-Врублевецкая, Ленковцы, могильник у с. Выхватинцы и др.

 

 

 

 

 

 

 

Трипольская культура: мифы и реальность 
Многие украинские историки, живущие в наше время, искренне считают Трипольскую культуру прародительницей мировой цивилизации. Бытует мнение, что все самые великие изобретения древности были сделаны и впервые использованы трипольцами. Более того – раннерабовладельческие государства Египта, Шумера, Китая и Индии являются осколками «Великой Трипольской Империи», основанной естественно нашими прямыми предками: «чистокровными арийцами» - протоукраинцами… 
Трипольская культура была открыта в 1896 году известным киевским археологом Викентием Хвойкой. Поблизости от села Триполье под Киевом он обнаружил древнее поселение, в котором находилась керамика оригинального вида. Керамику сразу же стали активно исследовать и другие учёные. Со временем выяснилось, что древние горшки являются уникальными только с точки зрения малороссийской археологии. Такая же утварь в огромных количествах была найдена в Румынии (культура «Кукутень»), в Молдавии, а так же в Галиции (культура «Галицкой расписной керамики»). Среди деятелей науки разгорелись споры о генетической и культурной близости носителей Трипольской культуры к современному населению Восточной Европы. Было выдвинуто несколько гипотез, в т.ч. и «протославянская», однако большинство исследователей к ней отнеслось осторожно. 
Вот, что пишет о Трипольской культуре современный исследователь Олесь Бузина в своей книге «Тайная история Украины-Руси»: «Ко времени открытия Хвойкой Трипольской культуры место жительства ранних славян определяли по ареалу распространения т. н. «Пражского горшка», найденного естественно под Прагой. Однако беда состояла в том, что «этот славянский тип был, в сущности, не чем иным, как украшенной волнистым орнаментом римской посудой, широко распространённой в северных римских провинциях от нижнего Дуная до Рейна. Очевидно, славянам приходилось общаться с римлянами на приграничных территориях у Дуная, когда там, в 1-4 веках употреблялся этот тип керамики, который и был заимствован славянами». (Любор Нидерле, чешский археолог)». 
Цитата из Любора Нидерле, приведённая Бузиной, свидетельствует, что в начале 20 века многие учёные имели весьма разноречивые представления о Триполье. Особенно это касается датировок: время существования раннего славянства – начало первого тысячелетие нашей эры, а время существования Трипольской культуры – 5-3 тысячелетия до нашей эры. Упадок Триполья отделён от возникновение ранних славян двумя тысячелетиями(!), поэтому, как трипольская керамика может быть славянской, а древнеримская провинциальная – трипольской, не понятно. 
Трипольская культура является энеолитической. Её носители, земледельцы и скотоводы, жили в 5-3 тысячелетиях до нашей эры между Юго-Восточной Трансильванией и Днепром, принадлежали, скорее всего, к средиземноморской ветви европеоидной расы (а протославяне – к среднеевропейской, с примесью скандинавской). Поселения Трипольской культуры обычно располагались на лессово-чернозёмных плато и имели значительную площадь. Большие земляные жилища строились из дерева и хорошо обожженной глины, внутри они были разделены на отдельные помещения, имевшие свои печи. На поселениях жилища располагались по кругу или овалу, иногда несколькими кругами. Наряду с мотыжным и пахотным земледелием, у трипольцев было развито животноводство (разводились быки, овцы, козы, свиньи); важную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Известны трипольские орудия из кости – шилья, проколки, крючки для вязания, гребни для расчёсывания волос. У трипольцев были широко распространены изделия из меди. Глиняную посуду они изготавливали без помощи гончарного круга. Расписной орнамент на керамику наносился тремя красками – белой, жёлтой и красной. Орнамент имел вид спиралей, кругов, волнообразных лент. Иногда на трипольской керамике встречаются изображения животных и человека. У трипольцев было развито ткачество, о чём свидетельствуют находки – отпечатки тканей на днищах сосудов, глиняные пряслица и обугленные нитки из конопли. Известны трипольские захоронения, как курганные с кромлехами, так и бескурганные. Скелеты в них были найдены скорченные или вытянутые, иногда у трипольцев практиковалось трупосожжение.  
Национально сознательные исследователи считают, что трипольцы строили огромные протогорода, которые сжигали раз в 60 лет в ритуальных целях. И что протогорода эти были столь «велики» и «прекрасны», что не можно глаз отвесть. Да, свои поселения трипольцы действительно сжигали, но не из религиозных соображений, а из-за страшной антисанитарии. Пищевые и прочие отходы они часто сливали прямо на улицу. Свои, так сказать, города они строили из соломы и глины, жителей в них было максимум 10-15 тысяч человек. Такие поселения, напрочь лишённые каменных построек, на город «не тянут». 
Социальным строем трипольцев был матриархат. У них отсутствовал культ мужского начала, они не поклонялись мечу, в их обществе, по-видимому, мужчина играл в экономическом и политическом отношении второстепенную роль. Эти обстоятельства отнюдь не сближают трипольцев с индоевропейскими племенами (предками славян), являвшимися носителями патриархальных отношений, обожествлявшими оружие и мужскую власть в обществе и семье.  
Увы, но трипольская культура к предкам протославян не имеет никакого отношения. Во времена существования Триполья наша родословная не прослеживается.  
Что же касается «гениальных» изобретений, якобы сделанных трипольцами ещё в те древнейшие времена, когда даже египетских пирамид не существовало, то это вымысел чистой воды. Сверхспособности трипольцев – это миф, придуманный национально свидомымы историками, с целью польстить своим генеалогическим инстинктам. Конечно, происходить от «титанов» куда приятнее, чем от дикарей времён матриархата.  
Трипольская археологическая культура является местной разновидностью культуры Кукутень, распространённой на большой части юго-восточной Европы в 5-3 тысячелетиях до нашей эры. Ни чем «сверхъестественным» от других матриархальных обществ она не отличалась. Так что националистические спекуляции на исключительности трипольцев не имеют под собой никаких оснований.

 

Заключение

Важность изучения истории древнейших земледельческих племён Восточной Европы - основателей так называемой Трипольской культуры - не подлежит сомнению. Эти племена жили в Днепровско-Днестровском бассейне. Они создали яркую, своеобразную культуру, прошли длительный путь исторического развития, в котором значительную роль играли связи с земледельческими племенами Средиземноморья. Они явились одним из тех образований, на основе которого сложились затем славянство и другие этнические группы. Памятники и материалы трипольской культуры являются важным источником для изучения истории племён родового общества, населявших в III-II тысячелетиях до н.э. обширные территории Поднепровья, Побужья, Поднестровья.

 

Список использованной литературы

1.Археологические культуры: трипольская. URL: http://www.archaeology.ru/AK/AK_tripolskaja_00.html

2.Большая советская энциклопедия // Трипольская культура. URL: http://dic. academic.ru/dic. nsf/bse/141160/Трипольская

3.http://bibliofond.ru/view.aspx?id=562989


Информация о работе Трипольская культура:мифы и реальность