Амазонки - мифы и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

Одной из самых древних и прекрасных легенд в античном мире была легенда о женщинах-воительницах - амазонках. Отражения этой легенды первоначально в греческой, а затем в римской литературе в виде пространных рассказов либо кратких упоминаний чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Римские авторы, главным образом, повторяли сведения греков, не добавляя ничего нового в литературную амазонскую традицию, сложившуюся в Греции. В дальнейшем многие поколения исследователей обращались к прекрасной легенде.

Содержание работы

Амазонки – мифы и реальность – стр. 3 – 8
Примечания – стр. 9
Список литературы – стр. 10

Файлы: 1 файл

Амазонки – мифы и реальность.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Институт архитектуры и искусств

Южного Федерального Университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Амазонки – мифы и реальность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент ИЗ -31

Рыбалкин А.В.

Научный руководитель

Коваленко А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012г

Содержание

 

  • Амазонки – мифы и реальность – стр. 3 – 8
  • Примечания – стр. 9
  • Список литературы – стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из самых  древних и прекрасных легенд в  античном мире была легенда о женщинах-воительницах - амазонках. Отражения этой легенды  первоначально в греческой, а  затем в римской литературе в  виде пространных рассказов либо кратких упоминаний чрезвычайно  многочисленны и разнообразны. Римские  авторы, главным образом, повторяли  сведения греков, не добавляя ничего нового в литературную амазонскую традицию, сложившуюся в Греции. В дальнейшем многие поколения исследователей обращались к прекрасной легенде. Античные сообщения  об амазонках магически притягивали  к себе живое внимание европейской  средневековой мысли, а в новое  время эта тема остается любимой  и популярной не только среди специалистов, но и людей, далеких от науки. В  результате воспоминаний путешественников, мореплавателей и исследований ученых по амазонской тематике на многих языках земного шара возникла обширная специальная  литература, авторов которой, прежде всего, волновал вопрос о подлинности  существования амазонок [1, No 2, с. 33-59; No 3, с. 3-32].

 

 Многие исследователи отвечали на этот вопрос положительно вплоть до XX века, когда стало очевидным, что для полного разрешения этого вопроса и исчерпывающего истолкования исторического смысла амазонской традиции во всех ее вариантах необходимо привлечение не только античного материала, но и средневекового, не только литературного, но и всего многообразия этнографических и археологических данных о жизни народов Европы, Азии, Африки и Америки [1, No 3, с. 32]. На сегодняшний день такой работы нет.

 

 Для нашей темы  несомненный интерес представляет  статья М. О. Косвена "Амазонки. История легенды", в которой автор довольно детально сумел проследить литературную амазонскую традицию, начиная с античности вплоть до нового времени, и выделил во всех существующих античных версиях об амазонках основные варианты: один говорит о народе, состоящем исключительно из женщин; другой - о таком народе, у которого женщинам принадлежит господство, в особенности в военном деле, мужчины же находятся в подчиненном положении; третий вариант следует связать с многочисленными этнографическими сведениями о том, что у того или иного народа женщины участвуют в военных действиях, не уступая в этом отношении мужчинам [1, No 2, с. 40-41].

 

 В первом варианте  этой традиции больше мифического,  чем реального, во втором варианте  миф и реальность уживаются  вместе, в третьем - реальное, несомненно, преобладает. В настоящей статье, предлагаемой вниманию читателей, сделана попытка найти реальную историческую основу возникновения и долгого существования в античном мире легенд об амазонках, особое внимание при этом уделяется сообщениям греческих авторов об амазонках, обитавших на землях савроматов (сарматов) в Северном Причерноморье, Подонье-Приазовье.

 

 Амазонки. Кто же они?  Что сообщает о них античная  традиция? Каков их быт, особенности  образа жизни? 

 

 Впервые термин "амазонки" встречается в древнегреческом  эпосе, который говорит о воинственных  женщинах-амазонках, живущих в  Скифии, дочерях бога войны - неистового Ареса и его жены, вечно юной и ветреной богини красоты и любви Афродиты. Эпос называет амазонок "αντίανείραι", что значит "равные мужам", "противные мужам" или "мужененавистницы" (Гомер. Илиада. Сколии 6, 186, 2, 3, 189). Здесь же "амазонка" переводится как лишенная груди с целью стрельбы из лука, "безгрудая" (Гомер. Илиада. Сколии 3, 189). В Объяснении к "Илиаде" Гомера - несколько иная трактовка этого термина: "амазонки - значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса" (Евстафии. Объяснения к "Илиаде" Гомера, 3, 189).

 

 Античные авторы, упоминая  или рассказывая об амазонках,  использовали ту или иную трактовку  этого термина. 

 

 Классическим местом  локализации амазонок в античной  литературе являлась река Термодонт (современная Терме-Чай) в Малой Азии. Вероятно, этот факт можно объяснить тем, что у малоазиатских племен - карийцев, индийцев, ликийцев, фракийцев в период их контакта с греками женщина занимала довольно высокое и почетное место в обществе, обусловленное сохранением в социальном строе этих племен матриархальных черт [2, с. 279].

 

 У греков существовала  версия о пребывании амазонок  и в Северной Африке. "Эти  амазонки самые древние, однако исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причем совершенно исчезла и память о них", сообщает Дионисий Скитобрахион (середина II в. до н. э.), рассказ которого дошел до нас в передаче Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) (Диодор Сицилийский. Библиотека, 3, 52-55э). Эту версию затем лишь повторяли другие античные авторы.

 

 Но наиболее ранние  греческие авторы: Геродот (484-425 до и. э.), Псевдо-Гиппократ (470-356 до н. э.), Эфор (405-330 до и. э.) и другие, которые стремились к реальному освещению фактов и событий, - помещали амазонок на землях в округе Танаиса и Меотиды (Азовского моря), где жили родственные скифам по языку и культуре племена савроматов. Сюда же, на земли савроматов, античная традиция нередко переносила классическую амазонскую реку Термодонт и сказочную столицу воительниц Фемискиру. Основания для этого были, поскольку греки могли наблюдать у савроматских женщин воинственность быта и образ жизни, напоминающий амазонский, что бросалось в глаза на общем фоне в целом патриархальной Восточной Европы и Азии. Именно это и явилось для античных авторов основанием связать савроматских женщин с амазонками.

 

 Греческие писатели  более позднего времени: Страбон (68 до и. э.-20 н. э.), Плутарх (50-125 н. э.) - локализовали амазонок на Кавказе - в Скифии1. Но если о малоазийских амазонках Страбон говорит как об исторической реальности, относительно кавказских амазонок он проявляет некоторый скептицизм, считая известия о них баснословными и неправдоподобными (Страбон. География, XI, 5, 1-4; XII, 3, 21-24; XII, 6, 8; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV).

 

 Но и эти сообщения  имеют под собой реальную почву,  поскольку на Кавказе в настоящее  время открыты погребения женщин-воительниц [3, с. 160-173; 4, с. 44, 46-50].

 

 Остановимся несколько  подробнее на характеристике  быта амазонок, особенностях их  образа жизни.

 

 Все античные авторы, начиная с Геродота, которому принадлежит древнейший в греческой литературе рассказ об амазонках, отмечает как главнейшую черту их образа жизни участие в военных действиях (Геродот. История, 4, 110-116; Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Эфор. Схолии к Аполлонию Родосскому, фр. 103; Палефат "О невероятных рассказах", XXXIII; Страбон. География, XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24, XII, 6-8; Диодор Сицилийский. Библиотека, II. 44-46, III, 52-55, XVII, 77; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV; Флавий Арриан. Анабазис, VII, 4; Псевдо-Калисфен, III, 25-28 и др.).

 

 Так, амазонки, жившие  на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий.

 

 Амазонки были вооружены луком, топором и копьем (Страбон. География, XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24), имели щиты и котурны (Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV). Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса (Страбон. География, XI, 5, 1-4, 3, 21-24).

 

 Именно такими их знает античная традиция, донесшая до нас имена дев-воительниц, прекрасных цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии, под предводительством которых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, поработили своих соседей (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46, XVII, 77; Страбон. География, XII, 8, 6).

 

 Ливийские амазонки, по описанию Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили всю Сирию, прошли в Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их своими именами: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и другие). Мирина погибла с большей частью своего войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию (Диодор Сицилийский. Библиотека, 52-55).

 

 Нетрудно заметить, что  в этом полумифическом рассказе  Диодора присутствует реальная историческая основа. Несомненно, материалом для полулегендарных амазонских войск, описанных Диодором, послужили засвидетельствованные ассирийскими источниками и данными археологии реальные набеги в VII веке до н. э. киммерийцев и скифов на эгейские берега Малой Азии и Сирию.

 

 О походах амазонок Северного Причерноморья в Грецию, Аттику сообщает аттический оратор Исократ (436-338 до н. э.), рассказ которого повторяет автор "Сравнительных жизнеописаний" Плутарх (Исократ. Панегирик, ? 67-70, VI, 42, VII, 75, XII 193; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV). Война греков с амазонками завершилась битвой. Мужественные воительницы были разбиты, погибла и их предводительница - Антиона, для которой якобы в городе Мегаре была сооружена гробница. "Из пришедших ни одна не ушла назад, а остальные дома, вследствие нанесенного здесь поражения, лишились владычества", - пишет Исократ (Исократ. Указ. соч., ? 70).

 

 Несомненно, этот неудачный  поход амазонок - не что иное, как  мифологическое отображение похода  Ксеркса в 480 г. до н. э.  в Грецию в период греко-персидских  войн, воспринимавшихся эллинами  как война с азиатским миром,  который олицетворяли легендарные  амазонки.

 

 Таким образом, в  географии военных походов амазонок  нашли отражение как наиболее  ранние киммерийские и скифские  в Малую Азию и Сирию, так  и наиболее поздние (персидские  в Грецию) реальные военные походы  различных народов. 

 

 Очень интересно и  весьма своеобразно складывались  у амазонок отношения с мужчинами.  Все античные авторы, упоминавшие  или писавшие об амазонках,  подчеркивают их свободное, независимое  поведение, высокомерное отношение  к мужчинам.

 

 По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок (Страбон. География, IV, 4, 6, 3, 21-24; Юний Юстин. II, 1; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV). По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46, III, 52-55). Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам (Страбон. География, XII, 3, 21-24, XII, 6, 8). Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Стефан Византийский. Описание племен. Амазонки; Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46) или убивали их тотчас по рождении (Юний Юстин, II, 1), чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти.

 

 Родившимся девочкам  выжигали правую грудь, чтобы  она не мешала при стрельбе  из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способной наносить сокрушительные удары по своим врагам (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46, III, 52-55; Страбон. География, XI, 5, 1-4, Юний Юстин, II, 1).

 

 Все черты быта  и образа жизни амазонок, пожалуй,  лишь за исключением участия  женщин в военных действиях,  выглядят скорее легендарными  и маловероятными, сообщения об  амазонках выглядят так и для  тех районов, где греки сами  не бывали. Они черпали сведения  для своих сочинений из полумифических  рассказов и слухов-источников, не  отличавшихся достоверностью, в  которых за давностью лет реальных  фактов сохранилось мало.

 

 Но все же и эти  полулегендарные рассказы об  амазонках имеют реальную историко-этнографическую  или культовую основу. Так, свобода  амазонок в выборе отца для  своего будущего ребенка - это  не что иное, как отражение  свободных половых отношений  на одной из стадий группового  брака, когда все женщины одного  рода имели право на всех  мужчин другого рода или наоборот.

 

 Обычай калечить родившихся  мальчиков может быть отражением  реально существовавших в рабовладельческом  обществе фактов нанесения увечья  домашним рабам. 

 

 Что касается подчеркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном, Диодором Сицилийским, Помпеем Трогом (I в. до н. э.- I в. н. э.)2 обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина "амазонка" в античной традиции как "безгрудая", то это, видимо, отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, прекрасной охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая своим молоком вскармливала все живое, охраняла мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными.

 

 Применительно к тем  районам, где греки бывали лично  (Северное Причерноморье, Подонье, Приазовье) и наблюдали особенности быта местных народов (савроматов), сведения об амазонках носят скорее реальный характер, чем мифологический, хотя и савроматским женщинам приписывали обычаи, характерные для легендарных амазонок (выжигание груди у девочек, калечение детей мужского пола).

 

 Остановимся несколько  подробнее на сведениях античных  авторов об амазонках Северного  Причерноморья. 

 

 Древнейший в греческой  литературе рассказ на эту  тему принадлежит "отцу истории"  Геродоту. Этот рассказ, являющийся  полулегендарным отражением истории  происхождения савроматов, соединяет в себе основные варианты античной амазонской традиции и передает местную понтийскую легенду, сложившуюся среди колонизовавших Северное Причерноморье греков. Геродот сообщает, что скифы называли амазонок "οίοπαία", что значит "мужеубийцы"3. Эллины победили амазонок в сражении на реке Термодонт и отплыли обратно на трех судах, захватив вместе с собой пленниц. В открытом море пленные амазонки перебили мужчин, а затем остановились на землях свободных скифов у г. Кремны на Меотийском озере. Сойдя с кораблей, воинственные женщины начали грабить земли скифов. Те, приняв амазонок за мужчин, вступили с ними в битву. Только овладев трупами амазонок, они узнали, что это женщины.

Информация о работе Амазонки - мифы и реальность