Титаны Возрождения: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение эпохи Возрождения в мировой культуре 4-5
2. Леонардо да Винчи 5
2.1 Жизненный путь 5-28
2.2 Леонардо да Винчи каким мы его знаем 28-29
Заключение 30-31
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по культурологии.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

"Тайная  вечерия"

Картина подготавливалась долго и писалась не сразу - несколько  месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.

Он искал новые композиционные решения, работал над решением колористических  задач и игры светотени, стремился  дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

Фигуры полны динамики. Смотрящий чувствует ее с первого  взгляда, но, когда он разберется в  своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол.

Все апостолы разбиты  на четыре группы по три человека. Две  группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении.

Впечатление движения создаются  этим удивительным делением и игрой  лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды.

Картина огромной силы. В  ней Леонардо воплотил все решения  многочисленных живописных задач, с  упорством он нашел в себе силы довести картину до конца. Правда это было нелегко. Но зато после "Тайной вечерии", слава Леонардо как художника прогремела по всей Италии. "Вечерня" была окончена в феврале 1498 года.

К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал  с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень из которого сложена стена содержит селитру и обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого с кухней, которая находилась рядом с трапезной испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря.

Сейчас картину реставрируют, но полностью восстановить ее будет  очень нелегко, если вообще возможно.

Последние годы в Милане

Из записей Леонардо мы знаем, что в последние четыре года пребывания в Милане, т.е. с 1496 по 1499 год Леонардо кроме живописных работ, работ по "конной статуи", работ по гидравлике в окрестностях Милана был занят составлением ряда трактатов. Из них три трактата: о живописи, о механике и анатомии.

Одновременно Леонардо собирая латинские слова и  материалы для латинской грамматики хотел составить латинско-итальянский  словарь, но отказался от этой мысли 1499 году, когда в Венеции появился "Donatus italice" то есть именно то, что было конечной целью кропотливого собрания материалов Леонардо.

Но все работы были внезапно прерваны событиями в Кастелло. Сначала умерла жена Моро Беатриче и он надолго впал в депрессию. Затем в апреле 1498 года на Милан  двинулась французская армия  во главе нового короля Людовика 12 герцога Орланского. От Моро все отвернулись, даже папа Римский. Моро сбежал, оставив Кастелло на "других", которые сдали его через одиннадцать дней.

Леонардо ждал до декабря, что Моро вернутся. Он не возвращался. Тогда он решил уехать в Венецию. Леонардо провел в Милане 18 лет и уехал оттуда с тяжелым чувством.

Мантуя и  Венеция

Проездом в Венецию  Леонардо да Винчи заехал в Мантую, где остановился у сестры Беатриче, Изабеллы д'Эсте, маркизы мантуанской. Она была одна из саамы страстных собирательниц произведений искусств и большой друг талантливых художников. К Леонарду она относилась очень дружески его поклонницей его гения.

Памятью визита к Изабелле остались два эскиза портретов маркизы, сделанные Леонардо.

Один из них он подарил ей, а другой взял с собой. Первый был сделан углем: он теперь находится в Лувре. Другой сангиной - находится во Флоренции, в галереи Уффици.

Сангина, по-видимому первоначальный набросок; он непосредственнее и свежее. Эскиз углем больше проработан, художник искал мотивы, которые могли быть раскрыты полностью в красках. Как во всех портретах Леонардо, даже сделанных очень наскоро, модель его живет и обнаруживает те черты своего характера, которые господствуют в человеке.

В начале 1500 года да Винчи  был уже в Венеции. Он впервые оказался в этом городе. Леонардо было чем заниматься в Венеции. Его очень заинтересовали не только живописное "царицы Адриатики", но и ее географическое положение. Он еще никогда не встречал такого сочетания природных условий, чтобы на одном небольшом пространстве фигурировали и берег континента и лагуна с многочисленными островами, и коса, отделяющая лагуну от моря, и наконец, беспредельный морской простор. Конечно Леонардо нашел в этом сочетании много такого, что немедленно нужно было исследовать и изучить.

Он начал заниматься промерами длины прилива в  Лидо, изучать строение почвы на морском берегу и, находя в породах  большое количество ракушек констатировал: "Река По в короткое время осушит (т.е. затянет землей) Адриатическое  море подобно тому, как она осушила большую часть Ломбардии." Новые ученые друзья составили ему компанию для научных разговоров. Это то, что сейчас ему было особенно важно. Ему пробовали заказывать картины - он уклонялся. Пробыв некоторое время в Венеции Леонардо да Винчи решил вернуться в родную Флоренцию и распрощавшись с морем, лагуной и каналами двинулся в путь.

Флоренция. "Святая Анна"

В 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию. Отец был жив и благоденствовал: у него родилось одиннадцать детей. Все они не проявляли большого восторга по случаю приезда Леонардо. Зато старые друзья встретили его с радостью.

Но как не радушно  не был встречен художник друзьями, нужно было думать о том, чем жить. Тут подоспело предложение от монахов церкви Аннунциаты на образ  для большого алтаря церкви. Монахи предложили ему помещение и содержание. И Леонардо согласился. Но в монастыре он зажил так, как привык жить в Милане: занимался тем, что ему в данный момент больше нравилось.

Но монахи были люди деловые  нажимать. Тогда Леонардо принялся за работу, и в апреле 1501 года закончил картон.

Он изображая святую Анну, на коленях которой сидит  Богоматерь, удерживающая Христа, младенца который играет с ягненком. Вдали  виднеются голубые вершины дальних  гор с тихого озера.

Художественная задача была осложнена тем, что здесь взрослая женщина сидит на коленях другой женщины, нагнувшись вперед и играя с ребенком. Нужно было придать всей группе соразмерность и гармонию, сделать ее легкой и непринужденной, вопреки громоздкому сочетанию и неудобной позе двух одетых женских тел. Леонардо блестяще решил эту задачу.

Его работа, по словам Вазари "не только повергла в изумление  всех художников, но будучи окончена, привлекла  в течении двух дней в комнату  для осмотра мужчин и женщин, молодых  и стариков. Это было желание взглянуть на чудеса Леонардо, которые осмыслили весь народ".

Сейчас картина находится  во Франции, в Лувре. Картон, который  был написан прежде картины находится  в Лондоне. Причем на картоне кроме  святой Анны, Марии и Иисуса художник изобразил Иоана.

"Мадонна с младенцем  и святой Анной" - единственная  крупная картина, сделанная Леонардо  во Флоренции до отъезда к  Цезарю Борджа.

У Цезаря Борджа. И снова Флоренция. "Битва при  Ангиари"

У Цезаря Борджа да Винчи  служил чуть менее года. Цезарь поручил ему разные технические и инженерные работы. Он строил крепости, строил порт, гидравлические и гидродинамические работы, укрепления - все это нравилось Леонардо. Но он не любил тревог и опасностей. Чего с лихвой хватало не службе у Цезаря. А насчет опасностей взгляды Леонардо были определенные: "Кто не ценит жизнь, не заслуживает ее", "Редко падает тот кто хорошо ходит".

Цезарь оказался слишком  беспокойным государем для Леонардо, и "герцогский инженер и архитектор" подал в отставку.

Леонардо вернулся во Флоренцию. Ему было предложено расписать одну из стен нового зала Палаццо Синьории. Другую напротив, было решено отдать при Ангиари между флорентийскими и миланскими войсками 29 июля 1440 года. Леонардо приступил к делу не сразу. Из-за вопроса о возможности отвода реки Арно из Пизы. И только в конце октября 1503 годы ему согласно приказу вручили ключи от Папской залы в монастыре Санта Мария Новеллы, где он устроил мастерскую. И его работа началась. За год он должен был написать картон изобразив ею битву.

Картон был закончен в феврале 1505 года.

Вазари так описывает  его: "Он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, - вещь, признанную превосходнейшем и в высокой  степени мастерской из-за удивительнейших  замыслов, которые он применил при  изображении этого смятения. Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность людей, столь не сильно как у коней: в частности, две лошади, переплетались передними копытами, бьются зубами так, как бьются всадники, сидящие на них; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех двоих защищают его, ухватившись одной рукой, а другой подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, воин, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей наносит удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрепя зубами, пытаются отчаянными движениями защитить свое знамя. А на земле, между ногами коней, две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат над ним, подняв как можно выше руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь руками и ногами, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя представить, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве, какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати.

Леонардо умел передавать лучше, нежели кто-либо. Рассказывают, что для выполнения этого картона  он построил искусственное сооружение, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь спускало.

Картон много лет  стоял в Папском зале, но так не был исполнен в фресках. Причиной тому были эксперименты Леонардо с краской. Стена не хотела сдержать те краски, которыми он решил писать фреску. Она осыпалась, едва успев подсохнуть.

Позже картон исчез. Единственное что осталось это копия Рубенса  находящаяся в Лувре.

Технические работы

Как всегда да Винчи занимала не только живопись но и другие задачи. Таким было канализование Арно. Он следил за изменением русла реки в  местах впадения в нее ближайших  к Флоренции притоков: Муньоне, Менсолы, Эльзы; долго бросил по полям и лугам вымеряет, вычисляет. В результате его выкладок убеждений, что если соединить в одном пути Флоренцию до Пизы путь сократиться до двенадцати миль и доходов от земледелия в Прато, Пистойе, Луке и Пизе благодаря орошению поднимается на целых двести тысяч дукатов.

Кроме этого Леонардо да Винчи интересовали проблемы полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: "Кто знает все, тот может все. Только бы узнать - и крылья будут!"

Сначала Леонардо разрабатывал проблему полета при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой  человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошел до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплен, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошел.

"Мона Лиза" (Джоконда")

Была одна живописная работа, от которой Леонардо не только не отклонялся, а наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время оставшееся у него от работы над "Битвой при Ангиари". Это был портрет моны Лизы дель Джоконды, портрет, который под именем "Джоконды" стал одним из самых знаменитых картин в мире.

Вот что говорит о  картине Вазари: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконды портрет моны Лизы, жены его. Это изображение всякому, кто  хотел бы видеть, до какой степени  искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те же красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своим прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот слегка приоткрытый, с краями, соединенными полостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что подвергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как Мона Лиза была очень красива, то во время написания портрета он приглашал людей, которые играли на музе или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшее меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этот портрете улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо сама жизнь не могла быть иной".

Информация о работе Титаны Возрождения: жизнь и творчество