Титаны Возрождения: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение эпохи Возрождения в мировой культуре 4-5
2. Леонардо да Винчи 5
2.1 Жизненный путь 5-28
2.2 Леонардо да Винчи каким мы его знаем 28-29
Заключение 30-31
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по культурологии.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Вторая была картина  маслом - оставшаяся незаконченной - голова Медузы "с клубниками вместо волос", "самая странная и причудливая выдумка, какую только можно себе представить". Ни об одной из этих вещей мы не можем судить по-настоящему: "Мадонна с графином" затерялась совсем, а о Медузе дает некоторое представление копия - во флорентийской галереи Уффици.

Сопоставляя рассказ  Вазари о первых работах Леонардо можно сделать некоторые выводы о том каким он был, в тот  момент живописцем. Он реалист, верный флорентийской школы, верный учению и примеру Верроккьо. Верроккьо любил тщательно копировать натуру и вводить в свои картины и скульптуры изображения животных и растений. Он изображал их с необыкновенным терпением и трудолюбием, стремясь сохранить точное сходство. Так и Леонардо добился, чтобы его работы были " живее живого". Но он не имел дальше учителя и добивался такого сходства, которое обыкновенному глазу трудно было даже уловить. Он хотел быть верным природе, даже когда писал фантастические вещи. Он ничего не выдумывал и не писал на память: "Тот мастер - говорит он, - который внушает себе, что он может удержать в памяти все формы и произведения природы, казался бы мне в высшей степени невежественным, ибо произведения природы бесконечны, а память наша не так необъятна, чтобы ее хватало на все". Поэтому Леонардо носил всегда при себе записные книжки или альбомчики. Туда он заносит все, что кажется ему достойным внимания: растения, постройки, пейзажи, животных, особенно людей. Ему очень нравились необычные, примечательные люди: их лица, фигура. Он мог часами ходить за понравившейся фигурой и рисовать ее. Альбомы его полны таких рисунков; из них многие дошли до нас.

Леонардо самостоятельный художник

Во Флоренции людям  небогатым, вынужденным существовать на заработки, стало жить труднее. Леонардо пришлось это испытать на себе. Он в материальном отношении был предоставлен самому себе; потому что у Сэра - Пьера семья росла очень быстро, третья жена ему подарила трех двух сыновей, а доходы были еще не великими. Приходилось работать больше. Для этого он брался писать Мадонн. Одна из них "Мадонна Бенуа" находится сейчас в Эрмитаже. Она относится к 1478-1480 - ым годам. На картине изображена Мадонна с широким круглым лицом, держала цветок, на коленях у нее сидит младенец с преувеличенным пухлым тельцем. Все очень тщательно прописано: костюм Мадонны, ее головной убор и большая брошка. На заднем плане просвет окна. Она не совсем закончена, но в главном доведена до конца.

В те же годы, вероятно, написан  оставшийся неоконченным "Св. Иероним" Ватиканской библиотеки. Несмотря на некоторые недочеты, картина замечательная. Аскет представлен склонившимся на одно колено лицом к зрителю. На лице - тяжелая мука, левая рука поддерживает из обнаженного тела какие-то клочья одежды, правой; откинутой в сторону, Иероним готов в отчаянии ударить себя в грудь. Перед ним лев, который рычит и яростно бьет хвостом. Фон - мрачная пустыня; вдали храм.

Один из больших заказов  в тот период пришел в июле 1481 года от монахов монастыря Сан - Донато а - Скопето. Они заказали Леонардо алтарный образ на сюжет появления волхвов.

Во множестве набросков, он лихорадочно добивался живописных решений, которые должны были дать наибольшую убедительность картине. Тут и перспективные  этюды, и рисунки отдельных лиц  и фигур и надлежащая композиция, особенно лицо девы Марии. Здесь он обнаружил такое знание анатомии и выражение человеческих чувств в движениях тела, какого до него не было ни у одного мастера.

В глубине картины  виднеются как бы образы древней  эллинской жизни - веселые игры, единоборства наездников, голые тела прекрасных юношей, пустынные развалины храма и полуразрушенными арками и лестницами. В тени оливы на камне сидит Матерь Божья с младенцем Иисусом одной рукой благословляющего волхвов, а другой - по детски тянется к вазе, которую подает ему один из них. Усталые, согнутые под бременем тысячелетней мудрости, склоняют волхвы свои головы, заслоняя ладонями полуослепленные очи, смотрят они на чудо, которое больше всех чудес, - на явление бога в человеке.

Он не закончил этой картины, как впоследствии не заканчивал почти не одной из своих картин. В погоне за совершенством недосягаемым создавал себе трудности, которых кисть не могла победить.

Сейчас эта картина, находится во Флоренции в галерее  Уффици.

Молодой Леонардо стал большим  и оригинальным художником и на тот момент величайшим живописцем своего времени.

Несмотря на заказы да Винчи не был богат, он не умел работать ради денег, он работал как ученый. И несмотря на то, что Флоренция  видела всегда безукоризненно одетым, он был беден. Отец помогал ему  уже не так часто, как прежде.

Среди товарищей, в ботеги Верроккьо и других мастерских у  него появились враги, которые часто  клеветали на него. Заказов было мало, он не угодил Лоренцо Медечи, правителю  Флоренции.

Тоска бездействия овладела Леонардо, он хотел уехать, все равно куда, только бы прочь от Флоренции.

Случай помог ему. Он изобрел многострунную серебряную лютню, наподобие лошадиную голову: Лоренцо Великолепный предложил  изобретателю поехать в Милан, чтобы  поднести ее в дар герцогу Ломбардии, Лодовико Сорорца Моро.

В 1482 году, тринадцатилетний Леонардо покинул Флоренцию и  отправился в Милан. Перед отъездом написал герцогу Моро письмо:

"Славный мой синьор, после того как я достаточно  видел и наблюдал опыты тех,  кто считается мастерами и создателями боевых приборов, и нашел, что их изобретения в области применения этих приборов ни в чем не отличается от того, что находится во всеобщем употреблении, я попытаюсь, не нанося ущерба никому, быть полезным вашей светлости, раскрываю перед вами мои секреты и выражаю готовность, как только вы того пожелаете, в подходящий срок осуществить все то, что в коротких словах частью изложена меня."

И перечислял свои изобретения: мосты чрезвычайно легкие и несгораемые; новый способ разрушать без помощи бомбард всякую крепость или замок, стили только основания их не высечены в камне; подземные ходы и подкопы, пролагаемые бесшумно и быстро под рвами и реками; крытые повозки, врезающиеся во вражий строй, так что никакие силы не могут им противиться; бомбарды, пушки, мортиры, новаторы нового "весьма прекрасного и полезного устройства"; осадные тараны, исполинские метательные снаряды и другие орудия "действия изумительного"; и для каждого отдельного случая изобретения новых машин; также для морских сражений всевозможное оборонительное и наступательное оружия, корабли, стены которых выдерживают каменные и чугунные ядра; никому ни известные взрывчатые составы.

"В мирное время, - заключал он, - надеюсь удовлетворить  вашу светлость в зодчестве,  в сооружении частных и общественных  зданий, в устройстве каналов и водопроводов.

Так же в искусстве  ваяния из мрамора, меди, глины, и в  живописи могу исполнить какие угодно заказы не хуже всякого другого, кто  бы ни был.

И еще могу принять  на себя работу по отливке из бронзы коня, которая принесет бессмертную память отца вашего и светлейшему дому Сорорца.

Если же что-либо из перечисленных  изобретений покажутся невероятными, или невыполнимыми, предлагаю сделать  опыт в парке вашего замка или  в другом месте по указанию вашей  светлости."

Так написал Леонардо к Лодовино Сфорца.

В Милане. Леонардо да Винчи ученый, изобретатель и инженер

Моро старался привлечь к своему дворцу лучших инженеров  своего времени. Он любил каждого, кто  попадал к нему в Милан с  титулом художника или ученого. Его интересовали и военные изобретения. Моро был поражен и покорен письмом да Винчи. Он зачислил его в коллегию, герцогских инженеров, где до Леонардо уже работало человек десять из числа лучших представителей инженерной профессии во главе с Дольгебуоно и Браманте.

И Браманте и Леонарде - великий архитектор и великий живописец - не работали в своей отрасли, а работали инженерами.

Леонардо да Винчи приехал в  Милан с огромными знаниями, в  самых разнообразных отраслях. Но еще более огромно было стремление расширить эти знания по всем возможным направлениям, углубить их и привести в систему.

Леонардо изобрел и делал  рисунки в области техники: мельники, сукновальные машины, механический прялок и многие другие приборы для промышленности.

Он обдумывал удобные пути сообщения  между городами. Так он поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию. Существуют реальные планы и решение к этому проекту.

Наряду с техникой, художественной, промышленной и военной Леонардо да Винчи отдавал много внимания и времени анатомии.

Инженер, механик, анатом, перспектив нет. Во всякой области, оставшейся предметом  его изучения, он расширял и углублял свои знания. Проверял их на опыте и  проводил в связь с математикой. Он был творцом и каждое свое творение он исследовал и проверял опытным путем.

Моро это оценил. Так как угрозы войны в это время не было, Леонардо не пришлось испробовать свои военные  изобретения, но Моро узнав его ближе  поручил ему две серьезные  работы.

Первое дело укрепления и украшения  миланского кремля - огромного сооружения с бесчисленными зданиями, с мощными стенами, с бастионами и рвами, считавшимися неприступными. Но так как война не угрожала, казалось, надолго, и Леонардо заботился больше об украшении: ведь в Кастелло находились и дворцы, где жили и герцог и приближенные герцога, и советники Моро. Там же находились и арсеналы, и архивы, и казначейство, и знаменитая "Бастилия сокровищ".

Леонардо радикально подошел к  этому делу, он не только украшал, но и укреплял Кастелло, пересмотрел  системы рвов и внутренних стен, стараясь сделать их еще более мощными. На фасаде он возвел высокую башню, покрывающую сферическим куполом.

А параллельно Леонардо занимался  старым, но еще актуальным вопросом: как достраивать Миланский собор. Моро заказал проекты покрытия собора. Леонардо представил свой проект. Его проект предполагал большой стрельчатой формы купол, украшенный снаружи готическими пинолями. Он даже получил гонорар за проекты. Но потом передавая им другим архитектором. И вскоре перестал думать о соборе. Его отвлекли другие дела.

В июне 1490 года он получил приглашение  из Павии приехать туда и высказать  свое мнение по поводу постройки тамошнего  собора. Леонардо пробыл в Павии  до декабря, о соборе думал мало, если думал вообще, рисовал совсем другие Павийские здания, показавшиеся ему интересными, ездил на берега Тичино, чтобы изучить движения воды. Он очень много времени отдавал изучению воды, в его тетрадях подробно описывал все наблюдения. Свое рукописи он возглавил "Книга о воде", "Книга 1. О воде как таковой", "Книга 2. О море", "Книга 3. О подземных реках", "Книга 4. О преградах", "Книга 5. О предметах, помещенных в воду", "Книга 6. Об исправлении рек", "Книга 7. О водоворотах", "Книга 8. О каналах", "Книга 9. О машинах, приводимых в движение водой", "Книга 10. О подъеме воды", "Книга 11. О материи, уносимой водой". Движение воды заинтриговало Леонардо. Вихри в воде он называл "космическим дыханием океана".

Из Павии его вызвало письмо герцогского секретаря, требовавшее, чтобы Леонардо срочно вернуться  в Милан по случаю предстоящей свадьбы: Лодовико Моро с Беатриче д'Эсте.

Моро начал настаивать, чтобы  Леонардо по -серьезному принялся за памятник его отцу. Он принялся за дело, но, как  всегда, его увлекли научные вопросы, возникшие при изготовлении глиняной модели. Лепка не двигалась. Моро решил нанять другого мастера. Узнав об этом, Леонардо пообещал, что если не статуя, то ее модель будет вскоре готова. Он сдержал свое слово. В 1493 году статуя из глины стояла на площади в Кастелло. Восторг был всеобщим, но мы лишены возможности видеть ее, потому что статуя никогда не была отлита в бронзе, а модель погибла. В альбомах Леонардо есть несколько набросков памятника, но как она была изображена с полной уверенностью сказать невозможно. Может быть она изображала вздыбленного коня, попирающего копытом воина, победитель простирал герцогский жезл. Это был великий кондотьер Франческо Сорорце. А может Леонардо изобразил Франческо в более спокойной позе.

"Мадонна  в гроте"

Ни инженерные и архитектурные  дела не помешали Леонардо посвящать свои силы серьезным живописным работам, в которых несомненно созревал его стиль и созревал он сам как художник.

Одной из живописных работ на тот  период была "Мадонна в гроте". Об этой картине много спорили, говорили что она не принадлежит кисти  Леонардо. Сейчас картина находится в Лувре. Мадонна в скалах или Мадонна в гроте была написана в первый период жизни Леонарда в Милане, где-то в середине восьмидесятых годов.

Композиционная идея, хотя и не вполне четкая, совершенно ясна: группа из четырех лиц - Мадонна, ангела и двух младенцев - представляет треугольник. Леонардо стремился облегчить человеческому глазу охват всей картины и придумал треугольную композицию. На заднем плане изображен пейзаж грота.

Его композиционное новшество  повлияет на многих художников, таких как Рафаэль, Микеланджело и многих других. Леонардо не писал нечего и своих новшествах первой композиции. Он охотно набрасывает свои мысли о том, как нужно планировать изображение бури, потопа, битвы и прочее, но о композиционных формулах он молчит. Молчит в писаниях, но разверстывает их все более и более убедительнее в картинах.

На картине изображена Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правой рукой младенца Иоана Крестителя, осеняет левою сына, как будто желая соединить обоих - человека и сына Бога в одной любви. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Колено преклоненный ангел, одной рукой поддерживая Иисуса, другой указывает на Иоана, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали между скалами, "властное" солнце сияет сквозь дымку дождя на туманно- голубыми, тонкими и острыми горами, видя необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется слышно, как медленно капли сырости падают сверху с нависшего сверху с нависшего створа серых слоистых скал. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

Информация о работе Титаны Возрождения: жизнь и творчество