Теория пассионарности Льва Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

На сегодняшний день теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Она объясняет не только возникновение и формирование этносов, но и всю мировую историю в целом.
Теорию пассионарности (этногенеза) в этой работе рассматривается в трех разделах:
Этнические системы (этносы)
Пассионарность
Этногенез

Содержание работы

Содержание 2
Используемая литература 2
Введение 3
Этнические системы 3
Понятие этноса с точки зрения теории Л. Гумилева 3
Этнические единицы 5
Пассионарность 6
Понятие пассионарности 6
Степени пассионарности 8
Соотношение импульсов 9
Этногенез 10
Понятие этногенеза 10
Фазы этногенеза 11
География пассионарных толчков 12
Биологическая причина этногенеза 13
Социальная причина этногенеза 15
Заключение 16

Файлы: 1 файл

gumilev.passionarnost'.docx

— 62.89 Кб (Скачать файл)

 

Если  рассматривать человека как информационную систему, то генетический аппарат —  только один из её уровней организации. Причем это уровень наиболее хорошо защищен по отношению к искажению  информации по сравнению со структурами  головного мозга, обеспечивающими  мышление, включая взаимодействие долговременной памяти, подсознания, сознания и т.п. Известно, что вспышки аварийности  на автомобильном транспорте, в промышленности, хорошо отслеживают солнечную активность и обусловленные ею изменения  состояния физических полей Земли. Вспышки аварийности — непосредственное следствие ошибочности мышления, нарушений нервной деятельности операторов всех этих технических средств. До мутации при этом дело не доходит, а когда восстанавливается обычное  состояние физических полей Земли, то высшая нервная деятельность протекает  нормально и ошибок возникает  гораздо меньше, чем в период вспышек  аварийности. Кроме того, существуют бионегативные зоны, динамика и активность которых не изучена должным образом, но которые также способны вызывать нарушения высшей нервной деятельности.

 

Это означает, что прежде, чем в популяции  возникнут генетические изменения, в ней уже произойдет какое-то помрачение умов, следствием чего будет  тезис: “Так жить нельзя”, хотя до этого  многие поколения жили в этно-ландшафтном  равновесии и никаких возражений, проявляющихся в деятельности, против прежнего образа жизни не имели. Применительно  к виду

Причем  в этой системе наиболее мягким, податливым звеном, обладающим наименьшим запасом устойчивости, является культура, т.е. социальная сфера, а не биологическая. Но именно это звено закрывает  от исследователя “объективный”  принцип “неопределенности” в этнологии. выдуманный Л.Н.Гумилевым безо всяких к тому оснований в Объективной  реальности.

 

Мутагенный  фактор также может вывести систему  из балансировочного режима, но генетический аппарат довольно хорошо защищен  системами восстановления генетической информации по сравнению с культурой  и высшей нервной деятельностью. Поэтому помрачения умов, на достаточно длительный срок деформирующие культуру, более вероятны, на наш взгляд, в  качестве непосредственной внутренней причины “этногенеза”, чем деформация под воздействием мутагенных факторов совокупной матрицы статистических характеристик генетически обусловленных  возможностей и предрасположенностей.

 

Внешним фактором, вызывающим изменение мыслительной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной на уровне биополевого  обмена), могут быть ритмы солнечной  активности, влияющие на состояние  физических полей планеты и характер её взаимодействия с Космосом; может  быть вмешательство иного разума, о чем говорят мифы и религии; завершение цикла реинкарнаций, когда  в популяцию возвращаются души, уже  прошедшие этот путь развития некогда  раньше — именно они и говорят: “Так жить нельзя!”

 

После этого импульса система выходит  из балансировочного режима и со временем переходит в некий иной балансировочный  режим, если цикл не прервется воздействием извне. В этом переходном режиме, который  Л.Н.Гумилев называет «этногенез”, элементы системы — культура, совокупная матрица и среда обитания — оказывают давление друг на друга и изменяются по сравнению с прежним состоянием к моменту вступления в новый балансировочный режим.

 

Способность людей воспринимать энергию из внешней  среды, аккумулировать её и возвращать в среду, природную и социальную, в ходе их деятельности различна. Одни еле-еле сводят энергетический баланс, и на активную деятельность в обществе их энергии не хватает; другие очень  энергичны. Кроме того, в течение  жизни энергетические возможности  человека изменяются. И это изменение  обусловлено не только генетической программой развития организма, но и  социальными факторами. Физически  здорового, энергичного человека можно  убить морально, лишив его привычных  ему жизненных целей, сообразно  которым он использует свой энергетический потенциал, если он не сможет найти  новых целей приложения своей  энергии. Примером является “смерть” Николая I, сломленного поражением в  крымской войне, которое произошло  вопреки тому, что он все свое царствование уделял особенное внимание поддержанию военной мощи России на суше и на море на высочайшем, по его понятиям, уровне.

 

Поэтому то, что Л.Н.Гумилев назвал “пассионарность”, — явление более сложное, чем  биологический признак, передаваемый генетически из поколения в поколение.

 

Пока  популяция пребывает в состоянии  этно-ландшафтного равновесия, все  люди со сколь угодно различной энергетикой  находят в социальной организации  популяции сферу для приложения своей энергии. Когда тезис “так жить нельзя” разваливает прежнюю  социальную организацию, то в этом социальном хаосе плещет неорганизованная энергия, что разрушительно и для среды  обитания, и для прежней культуры, и для прежнего состояния статистических характеристик совокупной матрицы  генетически обусловленных возможностей и предрасположенностей (последнее  протекает обычно в форме резни).

Социальная причина этногенеза

Хотя  Л.Н.Гумилев особо не вдается в  анализ социальных процессов, но он обращает внимание на то, что в первые фазы этногенеза после “пассионарного толчка”  переход в “высшие” социальные группы — т.е. “элиту”, сферу управления, возможен и определяется, прежде всего, личными качествами. В терминах социологии это означает, что контрастность разделения общества в толпо-”элитаризме” не носит устойчивого при смене поколений характера. После хаоса первых фаз этногенеза восстановление управления обществом сопровождается обретением устойчивости социальными структурами, что ведет к толпо - «элитаризму”, при господстве в обществе психологии вседозволенности и соглашательства с вседозволенностью более сильных в каких-то качествах. Культурная замкнутость популяции, именуемой Л.Н.Гумилевым “этнос”, обретает не только внешнюю границу, характерную для первых фаз этногенеза, но и внутреннюю границу между “элитой” и “толпой”. “Этнос” распадается на два “субэтноса”, если пользоваться терминологией Л.Н.Гумилева. И возникает “субэтнический” антагонизм: сначала взаимная социальная негативная предубежденность, потом социальная напряженность и, в конце концов, классовая борьба в её открытой форме. Причина же в том, что один “субэтнос” вкалывает на другой, продуктообмен между ними носит неравноправный характер, и это длится беспросветно, инфернально для одного из них. При этом “элита” со временем начинает беситься с жиру, а “толпа” плюет на все и сворачивает производство до минимума. Думают единицы — их никто не слышит, а потому идет деградация культуры, вырождение на биологическом уровне, стимулируемое культурой поощрения разврата, вследствие чего и растет разрыв в “образованности” между “толпой” и “элитой” и в обществе накапливается разнородный люмпен.

 

О том, что “пассионарность” связана  не только с энергетикой, но, прежде всего с организацией (т.е. информацией), говорит и измерение “пассионарного напряжения” Л.Н.Гумилевым в единицах, характеризующих составляющие (орты) вектора целей.

Весь  цикл этногенеза — колебательный  процесс изменения статистических характеристик индивидуальных целей  на первых приоритетах общесоциального  вектора целей. Основной объем поведенческой  информации человек черпает все  же из культуры, которая генетически  не передается, хотя восприятие культуры и происходит в соответствии с  генетически обусловленными индивидуальными  матрицами потенциальных возможностей и предрасположенностей. Но наполнение матрицы происходит все же в культурной среде, т.е. информационной среде социального уровня организации, формирующей все внегенетические стереотипы человека. Многое человек получает и на этом уровне в обход контроля его сознания, но здесь действуют уже статистические закономерности восприятия информации из общества индивидом, а не генетическая предопределенность информационного состояния индивида после объединения половых клеток родителей. Статистические же закономерности процессов социального и биологического уровней организации определяются по отношению к эталонным частотам времени на обоих уровнях организации системы. На биологическом уровне эталонная частота определяется на основе срока вступления в жизнь новых поколений — 20 — 25 лет (примерно два цикла солнечной активности). При этом у человека нет синфазности (синхронности) вступления в жизнь поколений в разных генеалогических линиях популяции, как, например, у большинства птиц, или еще более ярко у лососей. По этой причине эта частота не бросается в глаза, хотя она существует и проявляется в подъемах и спадах рождаемости, следующих за крупными социальными потрясениями на протяжении нескольких поколений. На социальном уровне организации, как уже ранее отмечалось, на протяжении истории произошла смена эталонных процессов, являвшихся основой общественного производства, частоты которых определяли социальное время. Одним из социальных процессов является обновление прикладной фактологии знания. В глобальном историческом процессе частота обновления прикладной фактологии выросла, и периодичность обновления прикладной фактологии знания в общественном объединении труда изменилась с нескольких столетий (во времена цивилизаций древности) до 5 — 10 лет в ведущих отраслях настоящее время. Таким образом, информационное состояние популяции на уровне социальной организации примерно со второй половины XX века стало обновляться несколько раз за время жизни одного поколения; на биологическом же уровне оно по-прежнему, естественно, обновляется при смене поколений. Это отличие носит качественный характер по отношению к “этносистемам”, рассмотренным Л.Н.Гумилевым, и экстраполяция его выводов на современность не обоснована (сам он ограничивается в рассмотрении временем до начала XIX в., о чем популяризаторы-вульгаризаторы забывают или умышленно умалчивают). После того, как частота обновления прикладной фактологии, превысив частоту вступления в жизнь новых поколений, и частоту смены активных взрослых поколений (50 лет), стала эталонной частотой социального времени, изменились и статистические закономерности восприятия информации из общества отдельным индивидом.

 

В целом же из теории “пассионарности” можно сделать прежний вывод: толпо - «элитарная” социальная организация общества не позволяет человечеству подняться из животного состояния. Природа сбрасывает “этнос” в фауну, после того как он порождает очередную тупиковую культуру толпо-”элитарной” организации общества. Будет ли завершающая фаза этногенеза названа катастрофой культуры, или гомеостазом, в котором идет вырождение и смерть от голода по причине лени, — суть от этого не меняется: человечность надежно закрыта от толпо - «элитаризма” и лежащего в его основе скотства.

Заключение

Этнология, основы которой заложены в монографии Л.Н.Гумилёва "Этногенез и биосфера Земли", - наука молодая, но уже  достаточно совершенная и объемная, и потому, изложение ее даже основных принципов может выглядеть несколько  иллюстративно. С полной аргументацией  можно ознакомиться только в работах Л.Н.Гумилёва.

Но  не смотря на многие факты, она состоит, главным образом, из гипотез и не может объяснить некоторые основополагающие принципы. Например:

1. Район пассионарного взрыва совершает спиралевидный маневр в пространстве. Этот маневр складывается из суточного вращения Земли и ее орбитального движения вокруг Солнца. Получается, что некое космическое изучение должно прицельно бить по маневрирующей цели, не задевая другие районы Земли. Современной астрономии такой «прицел» неизвестен. Кроме того, современная медицина не знает никаких излучений, повышающих уровень пассионарности.

 

2. Период в несколько тысячелетий никак не согласуется с исторической реальностью. Всего несколько десятилетий назад, в сталинскую эпоху, в России был очень высокий уровень пассионарности, сейчас он почти на нуле.

 

Также совсем фантастическим кажутся таинственные космические силы, которые являются запускающим фактором. Их легко заменить обычными земными сценариями:

 

Военный сценарий. Имеется ряд государств, соперничающих между собою. Ими руководят правители с различным уровнем способностей. Этот уровень подвержен случайным флуктуациям. И вот в одном из государств появляется более талантливый и удачливый правитель. Он расширяет свою страну за счет соседей. Чем больше подданных, тем больше армия. Чем больше армия, тем проще завоевывать новые земли. Для поднятия пассионарной энергии внедряется идеология, как правило, весьма примитивная: престижно быть крутым воином и захватывать богатую добычу. Когда много захватили, появляется желание пожить в свое удовольствие в праздности и роскоши. Можно заняться культурой и наукой или хотя бы просто послушать музыкантов и мудрецов. А стоит расслабиться, и новые завоеватели не заставят себя ждать. Так погиб древний Рим и многие другие державы.

 

Идеологический  сценарий. Во все времена были пророки, идеологи, теоретики. Как правило, массы оказывались глухими к их проповедям. И вот один из них создавал толковое учение, отвечающее чаяниям людей, воспламеняющее сердца миллионов. И миллионы пассионариев претворяют его в жизнь. Так возникло христианство, так родился марксизм.

Оба сценария могут быть реализованы  одновременно, как, например, возник ислам.




Информация о работе Теория пассионарности Льва Гумилева