Теория культурной социодинамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать теоретический материал, изучить историю возникновения социодинамики культуры, изучить основное в ней – общество-социум и культуру, следовательно, поставлены следующие задачи:
1. Описать историю возникновения и развития социодинамики культуры;
2. Проследить связь социодинамики культуры с другими науками;
3. Охарактеризовать подходы социодинамики культуры к изучению культуры;
4. Показать модернизацию и глобализацию в современной культуре, а также суть контркультуры в современном восприятии.

Содержание работы

Введение____________________________________________________________3
1. История возникновения и развития социодинамики культуры _____________5
1. 1. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь _____________________5
2. Основные подходы социодинамики культуры к изучению культуры_______15
3. Типы культурных процессов. Традиции и инновации ___________________ 18
3.1. Модернизация и глобализация в современной культуре. Контркультура _20
Заключение_________________________________________________________22
Список литературы __________________________________________________23

Файлы: 1 файл

культурология теория культурной социодинамики_повтор.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение____________________________________________________________3

1. История возникновения  и развития социодинамики культуры _____________5

1. 1. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь _____________________5

2. Основные подходы социодинамики культуры к изучению культуры_______15

3. Типы культурных процессов. Традиции и инновации ___________________ 18

3.1. Модернизация и глобализация в современной культуре. Контркультура _20

Заключение_________________________________________________________22

Список литературы __________________________________________________23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурология - достаточно молодая наука, период ее обособления в системе наук приходится на вторую половину 20 века. При анализе структуры культурологии как науки выявляется большая группа разделов теории в изучении некоторых аспектов существования культуры, как феномена социальной организации. В области научного осмысления одну из главных ролей занимает раздел, посвященный проблеме изменения культуры и общества. Признавая основной характеристикой бытия именно развитие, становится очевидным важность проблемы изучения динамики, как культуры и общества, так и их совместной эволюции, представленной в социокультурной динамике.

Социодинамика культуры занимает особое место в системе культурологического знания, поскольку она позволяет подробней раскрыть смысл существования не только культуры и общества, но и их взаимное влияние, и зависимость друг от друга.

Данная контрольная работа представляет собой исследование социодинамики культуры, как концепции и научной дисциплины с целью определения ее история возникновения и развития. Степень разработанности этого вопроса является невысокой. Изучением социодинамики культуры, как междисциплинарной сферы знаний, концепции и науки одновременно, с ее особенностями и методологией занимались лишь некоторые зарубежные и отечественные ученые. К ним можно причислить основателя этой научной дисциплины Абрама Моля, также в той или иной мере и в разное время изучением социодинамики занимались Барт Р., Баткин Л., Бердяев Н., Библер В., Леви-Строс К.. Сорокин П. На современном этапе связь социодинамики культуры с другими сферами знаний изучали в России Л. Гудков, И. Ширшов, Абдеев Р. и другие.

Актуальность работы определяется тем, что современное информационное общество быстро развивается и динамика социокультурных процессов требует новых подходов к ее изучению и переосмыслению, а переосмысление системы культуры важно для формирования национальных культурных политик и управления некоторыми социальными процессами.

В ходе работы используются материалы из отечественных библиографических источников, большей частью из сети Интернет. Объектом исследования являются социодинамика культуры, а также подходы социодинамики к изучению культуры.

Цель данной работы проанализировать теоретический материал, изучить историю возникновения социодинамики культуры, изучить основное в ней – общество-социум и культуру, следовательно, поставлены следующие задачи:  
1. Описать историю возникновения и развития социодинамики культуры;

2. Проследить связь социодинамики  культуры с другими науками;

3. Охарактеризовать подходы социодинамики культуры к изучению культуры;  
4. Показать модернизацию и глобализацию в современной культуре, а также суть контркультуры в современном восприятии.

Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукции и аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения и развития социодинамики культуры

Знакомство с историей культуры показывает, что ее явления не являются постоянными. Поэтому рождаются вопросы о том, как и почему, под влиянием каких причин изменяется культура. Ответы на эти вопросы стремятся дать учения о динамике культуры. Само же понятие «динамики» фактически переводится как «сила», т.е. наука о силах и движениях, которые ими вызваны. Культурная динамика исследует социокультурные изменения из позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

Когда мы говорим о социодинамике, подразумеваем изменения, которые происходят в культуре и человеке под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменения - обязательная составляющая культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (не равносильно самим себе во времени) так и внешние изменения (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.).

 

1. 1. Понятия «социум»  и «культура», их взаимосвязь

«Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в создании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой». «Культура» - термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества. Поэтому можно говорить, с одной стороны, о социологии культуры, а с другой - о динамике культуры. 1

Итак, культура – это вся ценностно-смысловая часть сферы общества. Культуре условно противостоит социум как место социально-практических отношений и действий, и они направлены на достижение материальных результатов, на проведение социальных реформ.

Понятие культуры имеет несколько формулировок:

Культура - это совокупность как материальных, так и нематериальных («духовных») ценностей, присущих обществу или отдельной социальной группе.

Понятие «культура» в области нематериальных ценностей объединяет в себе науку, включительно с технологией, образование и искусство, а также литературу и другие области, и не надо забывать о  морали, укладе жизни и мировоззрении человека.

Общераспространенное использование слова «культура» во многих западных обществах отображает стратификацию таких обществ, когда культурными называют лишь такие социальные группы, которые находятся на довольно высоком уровне культурного развития, в отличие от низших прослоек общества.

Слово «культура» часто употребляется для ссылки на значимость и элитность, а также престижность определенной деятельности или продукта, например, утонченная кухня, искусство, музыка, которые относят к «высокой» культуре как противопоставление «низкой» культуре.

С точки же зрения динамики культуры всё это алгоритмы человеческого поведения и символических структур, которые придают этому поведению смысла и значимость.

 

Различия между культурой и социумом довольно условны и подвижны. Поэтому культура и социум – это два взаимосвязанных между собой аспекта любых социокультурных явлений. В одном и том же явлении возможна перебивка акцентов с одного на другой уровень. Между социальными институтами и культурными ценностями имеет место взаимоопосредование и взаимовлияние. Культурные ценности начинают приобретать социальное значение? Такой процесс называется социализацией. Деятельность же социальных институтов приобретает культурное значение, и этот процесс называется аккультурация.

Развитие в 40-е годы 19 в. разночинской культуры привело к резкой социализации литературы, искусства, философии, и тогда их ценность была и измерялась практической полезностью для общества, народа, социальных «низов». Граница между культурой и социумом, искусством и действительностью у всех на виду размывалась в пользу социума. Настоящим культурным признавалось лишь социально – полезное.

В условиях же тоталитарного политического режима наука и искусство  советского общества были до такой степени насильственно социализированы и  идеологизированы, что во многом утрачивали свое культурное (ценностно-смысловое) содержание, выпадали из культуры и становились атрибутами социума. В то же время в тоталитарной культуре особенно заметен большой отрыв духовной культуры от реальности: сущее подменяется должным, социальная действительность подменяется политическим и социальным мифом (например, «развитой социализм», «социализм с человеческим лицом»). В результате сам социум тоталитарного общества во множестве случаев выступает как аккультурированная, идеализированная реальность. Развитие культуры всегда осуществляется путем взаимодействия и взаимопроникновения социума  в культуру и культуры в социум. Такой процесс называется социодинамикой культуры.2

 

Общество и культура изучались издревле, но их исследование имело свою специфику: человек всегда был связан с ними, он привязан к ним психологически. Для того, чтобы объяснить природу культуры человек издревле прибегал лишь к умозрительным выводам, пользуясь теорией социологии и философии, психологии и других гуманитарных наук. Этот подход более чем удовлетворял человечество до тех пор, пока усилившееся развитие точных наук не увидело множества белых пятен в изучении культуры. Стало понятно, что культура - это сложная система, в изучении развития, динамики, которой следует прибегать ко всему комплексу знаний, в том числе к опыту физико-математических и естественных наук.

Первым ученым, начавшим рассматривать новую науку, названную  социодинамикой культуры, стал французский исследователь Абраам Моль. Во Франции в 70-х годах прошлого века вышла его книга с одноименным названием «Социодинамика культуры». В своей работе Моль выдвинул гипотезу о том, что культура должна изучаться не как набор разрозненных хронологических событий, а как определенная система, со своими закономерностями и развивающаяся по законам информационной теории.

Но, однако же для понимания развития, скажем, отечественной культуры, работа Моля не дает почти ничего, однако это не означает, что сама идея социодинамики культуры не универсальна. При рассмотрении культурных процессов разных времен и разных народов надо учитывать, что в разных случаях действуют различные, во многом совершенно другие механизмы культуры, а значит на разных этапах культурно исторического развития работают различные типы социодинамики национальной культуры. Наконец, необходимо учитывать и национальное своеобразие культуры, которое во многом определяется ходом исторического процесса и теми социокультурными механизмами, которые возникают в истории каждой национальной культуры на различных ее этапах.

Выдающийся советский социолог и культуролог ХХ века Питирим Сорокин (один из основоположников «социокультурной динамики» как отдельной научной дисциплины и как аспекта изучения любой конкретной культуры в ее историческом развитии) считал, что «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть их единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающими принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки, такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимосвязаны. В случае изменения одной из них — остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации».3

В таком виде и следует рассматривать культуру: во взаимосвязи и взаимообусловленности всех социокультурных компонентов национального целого, именно так и в таком плане рассматривается культура с позиций социокультурной динамики.

Сейчас, после крушения неработающих теоретических схем, которые являлись продолжением политических доктрин и идеологических теорий и теизмов, значение теории для понимания культуры не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Настала необходимость в разработке новой теории культуры - более глубокой, более точной, более органично связанной с историей культуры, более приближающейся к истине. Для этого необходимо заново переработать культурно-исторический материал, прочувствовать его, попытаться понять - с тем, чтобы по возможности тактично сформулировать основные идеи и объяснить его обоснованность.

Необходимо учитывать всю возможную полноту культурных фактов, анализировать, интерпретировать и обобщать данные факты в концептуальные модели, а не иллюстрировать конкретными примерами из культуры готовую теоретическую концепцию «натягивая» факты на теорию. Подобный подход к изучению культуры называется «понимающей культурологией».

 

Большое значение сейчас приобретает сопоставление противоречивых, а подчас и прямо взаимоисключающих интерпретаций и оценок одних и тех же культурных явлений с различных философских и идейно-мировоззренческих позиций, с разных этических, религиозных и политических точек зрения. Это допускает не только представить реальный разброс оценок и установок, который наблюдается в одно и то же время в общественном мнении и в культуре в определенный исторический момент, но и отображать, заново воссоздавая культурно-исторический процесс во всей его разносторонности и объемности; выявлять противоречия культуры, которые её продвигают вперед, а также тенденции ее развития, на каждом переходном этапе, когда дробление и противостояние социокультурных сил нации преобладает над их сплочением и единством, когда намечаются изменения в дальнейшем развитии культуры, развилки ее дальнейшего пути.

В результате новых подходов рождаются как бы заново теоретические концепции той или иной конкретной культуры - из анализа и осмысления историко-культурного процесса, как обобщение и объяснение истории культуры. Причем не истории всей мировой культуры без какого-либо разграничения, это было одним из недостатков в частности марксистской теории культуры, а каждой национальной культуры по-своему.

Необходимо учитывать, что различным национальным историям культуры соответствует не общая, одна для всех, теория культуры, а своя, особенная теоретическая модель, своя социодинамика, обладающая определенным национальным своеобразием.

Информация о работе Теория культурной социодинамики