Субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Содержание работы

Субкультура……………………………………………………………….. 3
История термина………………………………………………….… 4
Фэндом и возниконовение молодежных субкультур………......... 5
Примеры субкультур……………………………………………………… 7
2.1 Музыкальные субкультуры…………………………………………… 7
2.2 Арт-субкультуры………………………………………………………. 8
2.3 Интернет-сообщество и интернет-культуры………………………… 8
2.4 Индустриальные и спортивные субкультуры……………………….. 8
2.5 Контркультуры…………………………………………………………9
3. Взаимоотношения субкультур………………………………. …………… 10
Генетические связи субкультур………………………………………. 10
3.2 Конфликты…………………………….………………………………. 10
4. Заключение………………………………………………………………… 11

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 419.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

Омский государственный  университет им. Ф. М. Достоевского

 

 

 

 

 

 

 

 

           Субкультуры

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

                           Реферат по Культурологии

студентки 1-го курса  очной  формы обучения

Бурковой Анны

Группа ЭГС-009

 

 

 

 

                                           Содержание

 

  1. Субкультура……………………………………………………………….. 3
    1. История термина………………………………………………….… 4
    2. Фэндом и возниконовение молодежных субкультур………......... 5
  2. Примеры субкультур……………………………………………………… 7

2.1 Музыкальные субкультуры…………………………………………… 7

2.2 Арт-субкультуры………………………………………………………. 8

2.3 Интернет-сообщество и  интернет-культуры………………………… 8

2.4 Индустриальные и спортивные  субкультуры……………………….. 8

2.5 Контркультуры…………………………………………………………9 

      3. Взаимоотношения субкультур………………………………. …………… 10

    1. Генетические связи субкультур………………………………………. 10

           3.2 Конфликты…………………………….………………………………. 10

      4. Заключение………………………………………………………………… 11

 

                                        

 

                                                    Субкультура

 

 

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

 

 

    

 

      

                                                                  Кибер-готы

 

 

 

                                                История термина

 

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях  вывел понятие субкультуры как  группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры  провел Дик Хэбдидж в своей  книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых  не удовлетворяют общепринятые стандарты  и ценности.

Француз Мишель Мафессоли  в своих трудах использовал понятие  «городские племена» для обозначения  молодёжных субкультур. Виктор Дольник  в книге «Непослушное дитя биосферы»  использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения  членов молодёжных субкультур использовался  термин «Неформальные объединения  молодёжи», отсюда жаргонное слово  «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное  слово «тусовка».

 

               Фэндом и возникновение молодежных субкультур

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего  связанно с отдельными личностями (музыкальные  группы, музыкальные исполнители, известные  художники), которых фанаты считают  своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических  лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей  с общим хобби (геймеры, хакеры, и  т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков  субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений  искусства до политических убеждений  и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла  от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Панк с причёской «ирокез».

Вызывающий имидж молодёжных

субкультур — одновременно выражение 

протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих.

 

Чаще всего субкультуры  носят замкнутый характер и стремятся  к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры  вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для  своих членов. Характерный имидж  и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется  сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому  методы изучения субкультур схожи с  методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический  анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.


Имидж для представителя  субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом  убеждений и ценностей, которые  пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и  целые стили одежды вливаются  в общую культуру. Например, высокие  ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали  общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также  элемент японской моды.

 

 

 

Для поклонников visual kei имидж  один из важнейших элементов

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры  прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

 С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

 

 

Анкх - традиционный символ готов

                                         Примеры субкультур

 

                                   Музыкальные субкультуры

 

Одной из самых ярких и  известных субкультурных общностей  являются молодежные движения, связанные  с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется  во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре  исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников  рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения  перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура  битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное  движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений  растаманов — пацифизм и легализация  марихуаны.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась  готическая субкультура. Характерные  ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными  субкультурами стали Эмо-киды и  Кибер-панки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства  и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

 

     

 

                                            Арт-субкультуры

 

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами  произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.

Например зародившиеся в  середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением  связанно Игротехническое общество.


 

 

 

Увлечение японской анимацией  породило фэндом аниме который в  итоге перерос в субкультуру  отаку. Для нее характерно увлечение  японской поп-музыкой и косплеем.

Также в последнее время  появилось такое явление, как  фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также  арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

 

 

 

 

 

 

 

             Интернет-сообщество и интернет-культуры

 

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

 

              Индустриальные и спортивные субкультуры

 

В начале 20-го века с романтизацией  городского образа жизни и неспособности  части молодежи жить вне города возникают  индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли  из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали  компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К спортивным субкультурам можно отнести Паркур, а также  футбольных фанатов.

 

 

 

 

                                            Контркультуры

 

 

Наиболее из старейших  контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

 

В России после 90-х годов  многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

 

Еще один яркий пример контркультуры  — радикальная часть субкультуры  скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время  была связана с музыкой регги  и ска, но впоследствии часть скинхедов  примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и  радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими  убеждениями.

 

 

                   

 

                                 Взаимоотношения субкультур

 

Субкультуры, как и любое  культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

 

                            Генетические связи субкультур

 

Родственные связи между  культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое  развитие человека. Родственные связи  между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и  развитием в 20-м веке. Пожалуй, самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

 

                                                Конфликты

 

Между некоторыми субкультурами  существует антагонизм. Например, это  касается музыкальных субкультур и  конфликтов на основе разных музыкальных  вкусов.

 

 

                          

                                              Заключение

 

 

Субкультуры могут  различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими  для субкультуры, могут иметь  эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них.

Субкультуры обычно возникают как оппозиция к  ценностям более широкого культурного  направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики  соглашаются не всегда.

Информация о работе Субкультуры