Теория субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:15, реферат

Описание работы

Теория субкультур. Теория субкультур возникла в результате исследований подростковой преступности и гангстеризма (бандитизма). В значительной степени она исходила из теорий аномии и напряжения. Классические работы – книга А. Коэна [35] посвященная молодежным бандам, и исследование Р. Клауорда и Л. Оулина [36] различных делинквентных субкультур. Все трое подчеркивали значение конфликта между ценностями и целями «большого общества», а точнее – среднего класса и возможностями подростков из низших слоев достичь этих целей.

Файлы: 1 файл

Teoria_subkultur.docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

Теория субкультур. Теория субкультур возникла в результате исследований подростковой преступности и гангстеризма (бандитизма). В значительной степени она исходила из теорий аномии и напряжения. Классические работы – книга А. Коэна [35] посвященная молодежным бандам, и исследование Р. Клауорда и Л. Оулина [36] различных делинквентных субкультур. Все трое подчеркивали значение конфликта между ценностями и целями «большого общества», а точнее – среднего класса и возможностями подростков из низших слоев достичь этих целей.

На недоступность ценностей  культуры общества подростки реагируют  созданием субкультуры со своими ценностями, целями и нормами. «Делинквентная субкультура извлекает свои нормы  из норм более широкой культуры, выворачивая их, однако, наизнанку. По стандартам этой субкультуры поведение  делинквента правильно именно потому, что оно неправильно по нормам более широкой культуры» [37]. По А. Коэну, делинквентная субкультура, как протестная по отношению к  культуре общества, отличается неутилитарным, злостным и негативистским характером. «Здесь явно присутствует элемент злоумышленности, удовольствие от причинения беспокойства другим, восторг от самого факта  отвержения различных табу» [38].

Р. Клауорд и Л. Оулин  также исходят из того, что «лица, занимающие различные положения  в социальной структуре, не имеют  равных шансов на успех» [39]. Они различают  и описывают три разновидности  подростковой субкультуры: преступную, конфликтную и ретретистскую. Для  преступной субкультуры характерны интеграция субъектов на различных  возрастных уровнях и тесная интеграция представителей общепризнанных и незаконных ценностей, т. е. взаимодействие преступников со средой, включая скупщиков краденного, старьевщиков, юристов и т. п. Конфликтная  субкультура – продукт трущоб, мира неудачников. «Молодые люди в подобных зонах подвержены острому чувству  разочарования, возникающему в результате того, что доступ к цели успеха блокирован отсутствием каких бы то ни было институционализированных каналов, законных или незаконных» [40]. Ретретистская  субкультура со стоит из тех, кто  бежит от общества, но нуждается  во взаимосвязях с себе подобными (прежде всего, это субкультура потребителей нар котиков). Ретретистский вариант  приспособления возникает, по Мертону, как следствие «двойной неудачи»: длительной неудачи достичь провозглашаемых  обществом (культурой) целей с помощью  законных средств и невозможности (в силу разных причин – от страха до сильно развитого чувства совести) прибегнуть к незаконным средствам.

Сторонники теории субкультур уделяют значительное внимание соотношению  различных видов девиантного  поведения и социального контроля. А. Коэн пишет, что репрессивное уголовное  законодательство возводит в ранг преступления различные пороки – проституцию, азартные игры, употребление наркотиков. Между тем, «необходимо отдавать себе отчет в том, что эти пороки, каков бы ни был их моральный статус, представляют собой виды деятельности, доставляющие людям глубокое удовлетворение... Усердное стремление к искоренению  неконформистского поведения с  помощью уголовных законов имеет  тенденцию превращать в преступление то, что таковым и не является, способствовать созданию незаконных форм бизнеса и поощрять определенные виды правонарушений, на которые преступник идет ради того, чтобы получить возможность  совершать преступления иного рода» [41]. Центр тяжести в социальном контроле над девиантным поведением должен быть перемещен в сторону  медицинских мер, образования и  возможностей для повышения статуса.

Близки к теории субкультур концепции У. Миллера (1968) и Т. Фердинанда (1980). Сравнительный анализ различных  вариантов этой теории предпринят в  «Криминологии» Г. И. Шнайдера [42].

И снова «напряжение» . Р. Мертон считается продолжателем  дюркгеймовской теории аномии и родоначальником  теории напряжения. Напомним, что последняя  исходит из того, что отклонения в поведении возникают в результате невозможности индивидов легальным  путем достичь провозглашаемых  обществом целей, символов успеха. Как  уже отмечалось, это – общая  позиция и для теории субкультур (А. Коэн, Р. Клауорд, Л. Оулин). «Все дело, разумеется, в том, – пишет А. Коэн, – что возможности по самому своему существу ограничены и распределяются неравномерно, тогда как стимулы  к усилению стремлений по сравнению  с этим действуют более или  менее равномерно, огульно» [44].

Позднее ряд авторов попытались дополнить классическую теорию напряжения. Они (Д. Agnew, D. Elliot, D. Greenberg, H. Voss) исходили из того, что хотя напряжение как  результат недостижимого успеха действительно является важным девиантогенным фактором, однако сам успех далеко не всегда связан с целями и ценностями американского среднего класса [45]. Так, отмечали они, для подростков важнее сиюминутные ценности (популярность среди сверстников, достижения в  спорте, хорошие оценки, наличие  сексуального партнера и т. п.). Некоторые  участники дискуссии, считали, что  главная потребность подростков – быть независимыми от взрослых. Некоторые  критики теории напряжения обратили внимание на то, что к препятствиям в достижении целей относятся не только принадлежность к определенной социальной страте, но и личностные особенности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В результате Р. Агнъю (Agnew) выдвинул общую теорию напряжения (General Strain Theory) [46], согласно которой имеется несколько  типов напряжения, вызываемого негативными  отношениями с другими людьми, когда с людьми обращаются не так, как им хочется. С точки зрения Р. Агнью, три основных типа напряжения (негативных отношений с другими) возникают, когда другие: 1) мешают или  угрожают помешать индивиду достичь  позитивно оцениваемых целей; 2) устраняют  или угрожают устранить позитивно  оцениваемые стимулы индивида (например – утрата близкого человека); 3) предоставляют  или угрожают предоставить индивиду вредные или негативно оцениваемые  стимулы (случаи виктимизации, стрессовые события). Р. Агнью полагает, что общая  теория напряжения очень проста и  в своей основе сводится к утверждению: если мы плохо обращаемся с людьми, они могут рассердиться и совершить  преступление.

С нашей точки зрения, теория Р. Мертона более социологична, скорее объясняет девиантность, тогда  как дополнения теории претендуют в  большей степени на объяснение девиантного  поведения, преступления. Различия в  интерпретации «теории напряжения»  на индивидуальном и социетальном уровнях  отмечал еще F. Cullen (1983).

 

Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют.

Криминологическое развитие концепции аномии.Наибольшей популярностью  среди социологов того времени пользовалась концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал статью "Социальная структура и аномия", в которой  использовал дюркгеймовскую концепцию  аномии применительно к проблемам  криминологии. Одна из главных идей Р. Мертона заключалась в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой.

В 1961 году ученик Мертона  Р. Кловард и его сотрудник  Л. Олин опубликовали монографию "Преступность несовершеннолетних и возможности: теория молодежных криминальных групп". Авторы убедительно показали, что  общество, прививая подросткам различные  ценности, мало заботится о том, является ли их достижение реальным для большинства  молодых людей. В действительности овладеть этими ценностями законными  способами могут лишь немногие. Большинство  вынуждены проявлять ловкость —  нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрацию. Типичная реакция на это: создание воровских  шаек, в которых посредством хищений  молодые люди получают возможность  жить в соответствии с господствующими  в обществе стандартами потребления; объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное  общественной несправедливостью, совершением  актов насилия и вандализма; вступление в антисоциальные группировки, где  молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных  теми же проблемами, и таким путем  пытаются заслониться от окружающего  их коварства и лицемерия.

Одновременно со статьей  Р. Мертона в 1938 году появилась работа Торстона Селлина "Конфликт культур  и преступность". Если Р. Мертон проанализировал  конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, то Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными  ценностями различных сообществ. Основой  его гипотезы стали результаты чикагских  исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах  некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией  конфликта культур попытался  объяснить этот феномен. Его теория оказалась более значимой и не только позволила объяснить преступность мигрантов, но и раскрыла криминогенность  противоречий между различными социальными  группами. По существу, Т. Селлин трансформировал  марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные  аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям  более мелких социальных формирований.

Основоположником субкультурной  теории можно считать Торстена Селлина, который в 1938 году опубликовал свою работу под названием «Конфликт  культур и преступность». В этой работе Селлин описал криминогенный  фактор, как конфликт между культурными ценностями различных сообществ. В последующем американский социолог Альберт Коэн разработал свою концепцию субкультур на основе теории Селлина.

Коэн в масштабе небольших  социальных групп рассмотрел особенности  культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться  своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания) – этот феномен получил  название субкультуры. Субкультурная  теория  прежде всего рассматривает  группу, как носителя девиантных идей. Каждая субкультура живет своими нормами и ценностями, достаточно отличающимися от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, ведут себя в соответствии с групповыми предписаниями, но общество определяет такое поведение, как девиантное.

Одно из первых исследований на базе этого подхода было сделано  Коэном в 1955 году на примере банды  делинквентных подростков. Рассматривая эту группу как девиантную субкультуру, Коэн обнаружил, что члены данной группы признают ценности, которые  представляют собой «антикультуру», отрицающую ценности среднего класса. Подростки из банды пренебрежительно относились к собственности других людей и проявляли свои чувства  актами беспричинного нападения  и разрушения. По всей видимости, они  получали агрессивное удовлетворение от того, что ввергали людей в  дискомфорт. Они были разрушительны, так как уничтожали ценности среднего класса, прежде всего, это ценности трудолюбия и собственности.

Таким образом, Коэн установил, что девиантная группа, которую он исследовал, являла собой особый вид  субкультуры антиистеблишмента. Он также обобщил идею о том, что  большинство девиантных групп являются просто негативным отражением культуры большей части общества, выстраивающие  свои ценности по принципу «обратной  симметрии» к ценностям доминантных  групп. Примеры девиантных субкультур можно встретить в любом обществе.

Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек  как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение  нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.Практические выводы из этой теории заключались в необходимости  контролировать процессы эммиграции, принимать меры по сближению культур  различных социальных слоев и  групп, устранять элементы, вызывающие их противоречия. Коррекция криминогенных  качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества.Помимо достаточно прагматических выводов данная концепция направила внимание криминологов на анализ взаимосвязи культуры общества и преступности. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности; Изменение культуры — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер, и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.В центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей.

Соединив положения теории социального напряжения и субкультурной  теории, мы получим типологию девиантных субкультур. Эти типы различаться  между собой, прежде всего, доминирующей формой девиантного поведения. Итак, выделяют следующие субкультуры:

1. Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально – с позиций выгоды. Дисциплина является одной из важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно. Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия – одного из главных средств. В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления).

Информация о работе Теория субкультур