Субкультуры молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Цель работы выявить актуальные тенденции, трансформации поведения в условиях становления данного общества.
Задачей является разработка предложений по улучшению поведения молодёжи, с помощью социальной работы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Введение.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны  от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась  в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен  молодежной культуры относится преимущественно  к динамическим обществам, и был  замечен в связи с "техногенной  цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали  одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились  серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни  в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и  в связи с тем, что физиологическая  акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода  их социализации (порой до 30 лет), что  вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям  эпохи. Сегодня юноша рано перестает  быть ребенком (по своему психофизиологическому  развитию), но по социальному статусу  еще долгое время не принадлежит  миру взрослых. Юношеский возраст  — время, когда экономическая  активность и самостоятельность  еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит  миру взрослых, а социологически —  миру отрочества. Если в смысле насыщения  знаниями человек созревает гораздо  раньше, то в смысле положения в  обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и  социологическая категория, рожденная  индустриальным обществом, характеризуется  психологической зрелостью при  отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью  социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как  фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск  социального статуса. Посредством  нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые  доступные социальные площадки для  конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную  самостоятельность: умение принимать  решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это  не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков  таких игр в юности приводит к  тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным  от обязательств. В динамичных обществах  семья частично или полностью  утрачивает свою функцию как инстанция  социализации личности, поскольку темпы  изменений социальной жизни порождают  историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам  нового времени. С вступлением в  юношеский возраст молодой человек  отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его  от пока еще чуждого общества. Между  потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть  к себе подобным. Образующиеся таким  образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает  отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам  группы. Эти неформальные группы продуцируют  свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест  против общепринятых установлений. Благодаря  наличию собственной культуры, эти  группы маргинальны по отношению  к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все  ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта  же среда формирует контркультурную  ценностную ориентацию, высшим принципом  которой объявляется принцип  удовольствия, наслаждения, выступающий  побудительным мотивом и целью  всего поведения.

Объектом исследования являются различные субкультуры, и их влияние на молодежь.

Предметом исследования является значение социальной работы, совокупность идей, проектов, с позиции целевого и эффективного использования.

Цель работы выявить актуальные тенденции, трансформации поведения в условиях становления данного общества.

Задачей является разработка предложений по улучшению поведения молодёжи, с помощью социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

1.1 ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ.

Субкультуры могут различаться  по возрасту, расе, этнической и/или  классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для  субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный  или любой другой характер, равно  как и комбинацию из них. Субкультуры  обычно возникают как оппозиция  к ценностям более широкого культурного  направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики  соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать  свое единство посредством использования  отличного от всех стиля одежды или  поведения, а также специфических  символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним  из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних  предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех  же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует  систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют, как контркультуру.

В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом. Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют "люберы". Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях — связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "неояппи". Это выходцы из средне - и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

2.1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ.

Музыка также одна из наистарейших форм коммуникации людей, которая существовала во все времена во всех культурах. По словам известного психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом  познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия  в переживание и эмоциональный  опыт, без которого личность не может  состояться. К. Леви-Стросс в свою очередь считал, что музыка берет на себя функцию мифа в современный период западной цивилизации, облегчая систему миропонимания, формируя духовные запросы различных социальных групп, в силу своих онтологических и социально-функциональных свойств, способности передавать изменчивое и процессуальное в непосредственных переживаниях, музыка становится особенно созвучна духу молодости. Она - безусловный лидер в художественном кругозоре современной молодежи. Данная тенденция фиксировалась отечественными социологами в течение ряда лет. Было отмечено, что к 1975 году, по сравнению с шестидесятыми, она с четвертого места переместилась на второе. В 80-е годы, по результатам отдельных социологических исследований, позиция музыки уже колебалась между второй и первой, а к 90-м она устойчиво доминирует в художественном кругозоре молодых на первом месте.

Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.

Гламур - одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.

Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.

Скинхэды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. Это представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века. Существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у модов шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора.

Рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения".

Источником жизненных  ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера - ночной.

В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

2.2 РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ  ЛИЧНОСТИ.

Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и  развивающую роли музыки в формировании личности. Эстетическая роль музыки заключается  в воспитании эстетической и этической  восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются  музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса  как ядра ценностных ориентации в  художественной картине мира, развивается  способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несет в  себе не только эмоции; в процессе музыкальной  деятельности можно познакомится с  историческими эпохами, личностями, усвоить лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Информация о работе Субкультуры молодежи