Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:52, реферат
Цель работы выявить актуальные тенденции, трансформации поведения в условиях становления данного общества.
Задачей является разработка предложений по улучшению поведения молодёжи, с помощью социальной работы.
Введение.
Субкультура – это общность
людей, чьи убеждения, взгляды на
жизнь и поведение отличны
от общепринятых или просто скрыты
от широкой публики, что отличает
их от более широкого понятия культуры,
ответвлением которой они являются.
Молодежная субкультура появилась
в науке в середине 50-х годов
XX века. Поскольку традиционные общества
развиваются постепенно, замедленными
темпами, опираясь в основном на опыт
старших поколений, постольку феномен
молодежной культуры относится преимущественно
к динамическим обществам, и был
замечен в связи с "техногенной
цивилизации". Если ранее культура
не делилась так ярко выражено на "взрослую"
и "молодежную" (независимо от возраста
все пели одни и те же песни, слушали
одну и ту же музыку, танцевали одни
и те же танцы и т.п.), то теперь
у "отцов" и "детей" появились
серьезные отличия и в
Возникновение молодежной культуры
связано с неопределенностью
социальных ролей молодежи, неуверенностью
в собственном социальном статусе.
В онтогенетическом аспекте молодежная
субкультура представляется как
фаза развития, через которую должен
пройти каждый. Ее сущность — поиск
социального статуса. Посредством
нее юноша "упражняется" в исполнении
ролей, которые в дальнейшем должен
будет играть в мире взрослых. Самые
доступные социальные площадки для
конкретных дел молодежи — досуг,
где можно проявить собственную
самостоятельность: умение принимать
решение и руководить, организовывать
и организовываться. Досуг — это
не только общение, но и своего рода
социальная игра, отсутствие навыков
таких игр в юности приводит к
тому, что человек и в зрелом
возрасте считает себя свободным
от обязательств. В динамичных обществах
семья частично или полностью
утрачивает свою функцию как инстанция
социализации личности, поскольку темпы
изменений социальной жизни порождают
историческое несоответствие старшего
поколения изменившимся задачам
нового времени. С вступлением в
юношеский возраст молодой
Довольно часто все
ограничивается лишь эксцентричностью
поведения и нарушением норм общепринятой
морали, интересами вокруг секса, "тусовок",
музыки и наркотиков. Однако эта
же среда формирует
Объектом исследования являются различные субкультуры, и их влияние на молодежь.
Предметом исследования является значение социальной работы, совокупность идей, проектов, с позиции целевого и эффективного использования.
Цель работы выявить актуальные тенденции, трансформации поведения в условиях становления данного общества.
Задачей является разработка предложений по улучшению поведения молодёжи, с помощью социальной работы.
ГЛАВА 1
1.1 ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Субкультуры могут различаться
по возрасту, расе, этнической и/или
классовой принадлежности, полу. Черты,
которые служат определяющими для
субкультуры, могут иметь эстетический,
религиозный, политический, сексуальный
или любой другой характер, равно
как и комбинацию из них. Субкультуры
обычно возникают как оппозиция
к ценностям более широкого культурного
направления, к которому они относятся,
однако с таким мнением теоретики
соглашаются не всегда. Поклонники
субкультуры могут
В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом. Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.
Вторую категорию составляют "люберы". Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях — связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.
Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "неояппи". Это выходцы из средне - и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.
ГЛАВА 2
2.1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Музыка также одна из наистарейших форм коммуникации людей, которая существовала во все времена во всех культурах. По словам известного психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. К. Леви-Стросс в свою очередь считал, что музыка берет на себя функцию мифа в современный период западной цивилизации, облегчая систему миропонимания, формируя духовные запросы различных социальных групп, в силу своих онтологических и социально-функциональных свойств, способности передавать изменчивое и процессуальное в непосредственных переживаниях, музыка становится особенно созвучна духу молодости. Она - безусловный лидер в художественном кругозоре современной молодежи. Данная тенденция фиксировалась отечественными социологами в течение ряда лет. Было отмечено, что к 1975 году, по сравнению с шестидесятыми, она с четвертого места переместилась на второе. В 80-е годы, по результатам отдельных социологических исследований, позиция музыки уже колебалась между второй и первой, а к 90-м она устойчиво доминирует в художественном кругозоре молодых на первом месте.
Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.
Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.
Гламур - одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.
Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.
Скинхэды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. Это представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века. Существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у модов шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора.
Рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.
Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения".
Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера - ночной.
В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.
2.2 РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.
Можно выделить эстетическую,
познавательную, воспитывающую и
развивающую роли музыки в формировании
личности. Эстетическая роль музыки заключается
в воспитании эстетической и этической
восприимчивости и