Шпаргалка по "Культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Культуре речи"

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy.docx

— 123.09 Кб (Скачать файл)
  1. Язык, речь и речевая деятельность. Схема коммуникативного акта 

Речевая деятельность

вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Р. д. говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях Р. д. реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей.

Р. д. реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо (см. письменная речь). Эти виды Р. д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

По характеру речевого общения Р. д. дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам Р. д., осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды Р. д. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими.

По характеру выполняемой роли в процессе общения виды Р. д. дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в ка-честе ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или вьщачу речевого сообщения виды Р. д. определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов Р. д. (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов Р. д. (говорения, письма) человек осуществляет сообщения.

Различные виды Р. д. предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или (если под способом формирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов Р. д. определяется своей спецификой, проявляющейся прежде всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли.

Р. д. определяется четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий Р. д., выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий Р. д. и т. п. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления Р. д. Третья фаза — исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвертая фаза — контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении — самоконтроль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д.

Р. д. определяется единством двух сторон — внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это — потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и Р. д. в частности. Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды Р. д., является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов Р. д. является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода. При этом рецептивные виды Р. д. характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны.

Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Язык, речь и речевая деятельность. Схема коммуникативного акта

Концепция структуры языкового взаимодействия А.Е. Кибрика.

Рассмотрим концепцию структуры коммуникативного акта А.Е. Кибрик, заведующего кафедры теоретического и прикладного языкознания филологического факультета Московского государственного университета. Предварительно замечу, что лингвист  говорит о языковом взаимодействии в аспекте текстообразования.

В структуре речевого общения ученый выделяет такие компоненты:

дискурс – «коммуникативная ситуация, включающая сознание коммуникантов и создающийся в процессе общения текст» [9, c.289];

речевой акт – «дискретно выделимый такт дискурса» [9, с.289], в свою очередь основными элементами речевого акта являются говорящий, адресат и текст;

фрагмент действительности, «введенный в рассмотрение в данном дискурсе: внешняя ситуация, являющая темой общений» [9, с.289];

коммуникативная среда – «конситуация, составляющая предметное окружение коммуникантов (во времени и пространстве) в процессе коммуникативного взаимодействия» [9, c.289], а также включающая самих говорящих как физические тела, вербальный акт.

Фрагмент действительности и коммуникативная среда являются внешними звеньями языкового взаимодействия, «внешним миром, в который погружены коммуниканты мысленно и физически» [9, с.290], дискурс и составляющие его речевые акты являются внутренним звеном речевого общения.

А.Е. Кибрик подходит к «проблеме языкового взаимодействия с точки зрения механизмов текстообразования» [9, с.290], поэтому для него самыми важными из элементов являются говорящий и текст, что обосновывает следующим образом: говорящий отвечает за то, каким будет текст, а в тексте «в конечном счете находит отражение вся речемыслительная деятельность говорящего и прочие компоненты языкового взаимодействия» [9, c.290]. Под говорящим понимаются «психофизические характеристики лица, занятого говорением, которые необходимы для такого рода деятельности» [9, с.290], поэтому все ситуативные и социокультурные, социопсихологические факторы общения рассматриваются как компоненты сознания говорящего.

Характеризуя концепцию языкового взаимодействия А.Е. Кибрика, можно отметить ее преимущество сравнительно с рассмотренными ранее в том, что в этой структуре находят выражение зависимость функционирования языка от ситуативного, социо-культурного, психологического контекста его употребления, при этом здесь экстралингвистические факторы и условия включены в сознание говорящего и отражены в тексте, т.е. являются составными элементами компонента речевой акт. Здесь акцент делается на говорящего, что, на мой взгляд, не совсем удачно для структуры языкового взаимодействия, которое включает не только акт говорящего, но и акт слушающего.

Концепция структуры коммуникативного акта В.В. Красных.

Сосредоточить внимание хотелось бы на концепции структуры коммуникативного акта В.В. Красных, другого профессора Московского государственного университета, уже кафедры общей теории словесности, где мы увидим несколько иную интерпретацию сравнительно с концепцией А.Е. Кибрика. 

В.В. Красных свои представления о структуре коммуникативного акта предлагает  в следующей схеме.

Как мы видим, коммуникативный акт имеет два плана, две составляющих - ситуацию и дискурс.

Ситуация – внешняя составляющая, внешняя сторона общения:«Ситуацией является фрагмент объективно существующей реальности, частью которой может быть и вербальный акт» [10, с.194].

Дискурс. Общепринятого определения дискурса в лингвистике нет: «…если в 60-70-е гг. ХХ столетия дискурс понимался как связанная последовательность предложений или речевых актов, то с позиций современных подходов дискурс рассматривается «как сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения,  установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [11, c.26]. В.В. Красных понимает дискурс как «вербализованную речемыслительную деятельность, включающую в себя не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические компоненты» [10, с.194].

Ученый различает два плана дискурса — собственно лингвистический и лингво-когнитивный.

Лингвистический план дискурса «связан с языком, манифестирует себя в используемых языковых средствах и проявляется в совокупности порожденных текстов (дискурс как результат)» [10, с.201].

Лингво-когнитивный план дискурса «связан с языковым сознанием, обусловливает выбор языковых средств, влияет на порождение (и восприятие) текстов, проявляясь в контексте и пресуппозиции (дискурс как процесс)» [10, с.201].

Дискурс - это внутреннее составляющее коммуникативного взаимодействия.

Опираясь на два плана – ситуацию и дискурс,  В.В.  Красных выделяет четыре компонента,  отражающие четыре аспекта каждого коммуникативного акта:

экстралингвистический аспект отражен в компоненте конституация,  «объективно существующей собственно экстралингвистической ситуации общения; условия общения и её участники (т.е. кто, что, где, когда)» [10, с.194].

Конситуация – важный компонент при изучении языка в его функционировании, потому что «прежде чем начать говорить или писать, автор должен «оценить» саму ситуацию, условия предстоящего общения» [10, с.196] и дальнейшее развитие речемыслительное деятельности будет опираться  именно на эти сведения, при этом обращение к таким сведениям может осуществляться путем

а) непосредственной отсылки к конситуации, например, через использование указательных или личных местоимений;

б) «апелляции к пресуппозиции, зачастую через сравнение, сопоставление реальной ситуации с той, знания о которой входят в коллективное когнитивное пространство или когнитивную базу, например, обращение к знакомому, совершившему недостойный поступок «Ну что, получи свои 30 сребреников»» [10, с.196].

«Экстралингвистические условия общения, в которых происходит тот или иной конкретный КА, как правило, не меняются быстро» [10, c.196], поэтому конситуация довольно устойчивый элемент коммуникативного акта.

2)     Контекст, отражающий  семантический аспект коммуникативного  акта, – это  «имплицитно или  эксплицитно выраженные смыслы, реально существующие,  являющиеся  частью ситуации, отражающиеся в  дискурсе и актуальные для  данного коммуникативного акта» [10, с.197]. Контекст имеет две составляющие  – внешнюю и внутренную. Внешняя  составляющая контекста связана  с  «ситуацией, типом деятельности, антропологическими, этнографическими, социологическими, психологическими, языковыми и культурными переменными» [10, с.197], внутренняя составляющая  — «ментальная сфера коммуникантов» [10, с.197].

В рамках своей концепции В.В. Красных выделяет три типа контекста – микроконтекст, макроконтекст и контекст тень: «микроконтекст эксплицитно содержится в микротексте, ближайшем речевом окружении), макроконтекст, эксплицитно содержится в макротексте, отдаленном, дистанцированном речевом окружении, контекст-тень (имплицитно содержится в ситуации)» [10, с.197].

Понимание контекста коммуникантом входит в его индивидуальное когнитивное пространство. Одинаковое понимание контекста коммуникантами является частью пресуппозиции, но и сама пресуппозиция является частью контекста, актуализируясь в нем.

3) Когнитивный аспект реализуется  через пресуппозицию – «зону  пересечения индивидуальных пространств  коммуникантов» [10, с.194],  включая  их представления о конситуации, понимание контекста.

4) Лингвистический аспект  представлен в виде речи –  «продукта непосредственного речепроизводства,  того, что продуцируют коммуниканты» [10, с.195]. Важно, что при изучении  речи как компонента коммуникативного  акта, «следует не только изучать  совокупность языковых средств, т. е. собственно речь как компонент  ситуации, но учитывать пресуппозицию  и контекст, обусловливающие отбор  данных средств» [10, с.195].

Необходимо добавить,  что конситуация и речь присутствуют в коммуникативном акте эксплицитно, являясь поверхностными компонентами его структуры, они «играют определяющую роль при выявлении границ и специфики того или иного коммуникативного акта» [10, с.195]. А пресуппозиция и контекст представлены в коммуникативном акте имплицитно, образуя его глубинные компоненты, «участвуют в определении границ и специфики коммуникативного акта опосредованно: через речь, в ней проявляясь и на нее влияя» [10, c.195].

Информация о работе Шпаргалка по "Культуре речи"