Шаманство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат

Описание работы

Содержание.




Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Шаманство.docx

— 66.82 Кб (Скачать файл)

 

   После этого посвященный долго молился АарАйыы, Добрым Земным Духам, и давал древнюю ритуальную клятву Айыы-шамана быть верным своему делу. Якуты всегда очень боялись нарушения клятвы, так как это могло повлечь за собой страшную кару.

 

   После всего этого  посвященный, отдохнув, проводил свои первые обряды перед народом. Его обряды оценивались Великим Айыы-шаманом, старейшинами и мудрецами племени.

 

   Посвящение других  шаманов отличалось от посвящения  Айыы-шамана. Старший шаман - наставник новоизбранника, обучал искусству шамана. Избранник обязательно должен был быть прошедшим стадию инициационных болезней первого посвящения. Обучение искусству шамана было долгим и очень трудным. Шаман-наставник водил своего ученика в долгое экстатически-трансовое путешествие. Он сперва показывал места обитания Корней болезней, учил, как к ним обращаться. Наставник и ученик, по результатам рассекания тела, очень хорошо знали о том, Корни каких болезней к ним более благосклонны. Корни болезней - это страшные демонические силы Космоса. Они обитали в Нижнем мире, а в Верхнем мире они занимали в основном западную часть Неба.

 

   При рассекании  тела неофита и при делении  (расчленении) его тела между  этими силами некоторым ничего  не достается от мяса рассекаемого. Вот эти самые духи и становятся  неснисходительными к новому шаману. А духи, которые получили свою долю, всегда становятся благосклонными к неофиту. И поэтому каждый шаман хорошо знал, какие болезни он может вылечить, а какие нет.

 

   Наставник обучал  посвящаемого, как обращаться ко  всем силам Космоса. Под его  руководством молодой шаман постигал  тайны шаманских слов и обрядов,  учился лечить людей, предсказывать  будущее и т, д. Шаман-наставник  проверял, петли ошибок и недостающих  элементов в подготовке шамана. Затем наставник обучал неофита  искусству камлания, учил, как 

24

правильно пользоваться бубном, раскрывал секреты шаманского костюма. Они камлали в течение трех суток с остановками для отдыха и приема пищи. Такие обряды совершались  в летнее время и в безлюдных  местах.

 

   В конце посвящения  неофит камлал, как бы сдавая  экзамен своему учителю. Затем  наставник надевал на неофита  предназначенный ему костюм и  давал в руки бубен, в соответствии  с уровнем его шаманских сил.  Некоторые шаманы-наставники, произнося  слова заклинания, плевали в глотку  новоизбранника. Наставник, разводя костер, принимал клятву новоизбранника. Последний, сидя на конском черепе перед огнем, вызывал в свидетели Космические Силы, давал страшную клятву.

 

   После такого посвящения  шаман приобретал силу и уже  имел право проводить любые  обряды и лечить людей. 

 

4. 7. Святые и  опасные места.

 

   Идет повальное  увлечение организацией массовых  посещений святых и опасных  мест, называя их "Ытык Сирдэр". Идея данного увлечения в целом правильная, но то, что все это делается без знания дела, превращает это мероприятие в кощунствование. Проводить массовые паломничества в такие места не следует. Например, нельзя устанавливать массовые паломничества на Ытык Хайалар - Священные Горы. Люди, организующие такие массовки, даже не могут определить, все ли эти места Святые и Священные. Ведь наряду с упомянутыми существуют и опасные места. Организаторы таких массовок, судя по их посещениям таких мест, точно не знают, где таковые находятся. Все делается наугад. Даже возле могилы шамана и других захоронений выбрали место для проведения ысыаха столицы республики. Проводили даже обряд освящения данной местности. Эту местность некоторые считают местом, где Эллэй-прародитель <Эллэй = Эл = Лель - праздник древних руссов дожил до наших дней (прим. В. М. Кандыбы).> Якутов провел свой первый ысыах, что не соответствует действительности.

 

   Следовательно, Святым  или Священным место считается  только тогда, если все это  исторически однозначно установлено  и не осквернено впоследствии. Это, во-первых.

 

   Во-вторых, такие места  люди посещают только после  специального освящения их посвященным  человеком. А это за один  раз не делается. Нужно долго  работать посвященному, и кому-то  надо долго ухаживать за данной  территорией. 

 

   Люди с грязной  аурой и дурными мыслями оскверняют  Святые места. Такие места не  имеют права посещать люди, которые  совершали тяжкие 

25

преступления, например, убийцы, люди, которые нанесли людям телесные повреждения (они пролили кровь  человека). Эти люди оскверняют такие  места. В таких местах нельзя сквернословить.

 

   В результате осквернения  и Святые места превращаются  в опасные. При этом Высшие Светлые Силы - Аар Айыылар - отворачиваются от этого места и оно лишается Божественного Света, защиты и благословения. Мать-Хозяйка данной местности, обидевшись на людей, оставляет ее, а Мать Матери-Земли = Аан Алахчын Хотун обходит ее стороной <Мать Земли-Матери = Космическая Мать мира АН - отсюда самое древнее название Русской Империи - "Ки-Ан", что переводится с древнерусского "Страна Богини-Матери". АН - Агни (прим. В. М. Кандыбы).>.

 

   Нынче все эти  древние Святые и Священные  места осквернились. И дальше  продолжать осквернять их своими  массовыми сходками не следует.  Их надо очищать обрядами посвященного  человека и превращать в особо  охраняемые участки. 

 

   А что собой  представляют эти Святые и  Священные места? Это места,  где раньше проводились массовые  моления, ысыахи, где Айыы-шаман совершал свои обряды и благословлял людей, где росли деревья редчайшей формы, были источники воды и т, д. Такие места на территории нашей республики имеются.

 

   Кроме того, везде  и всюду имеются опасные места.  Нынче и их, из-за незнания, включают  в разряд Святых мест. Это места,  где шаманы и представители  народа совершали обряды проклятия,  места, где происходили "сражения" шаманских духов, где проходили  шаманские ураганы, где шаманы "привязывали" Злых духов,  где происходили кровопролитные  сражения. Такими зонами могут  быть и земли, из-за раздела  которых были раздоры, споры;  места, где стоят настороженные  шаманские самострелы, места, где  камлало множество шаманов; места,  где убивали людей...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 Заключение.

 

       Важная  роль шаманов для своих коллективов  указывает на те противоречия, которые возникли перед человеком в силу новых условий его психической жизни при ограниченных возможностях их внутренней регуляции. Поэтому те процедуры, которые устраивали шаманы при своих камланиях, имели важное значение не только для исцеления недугов, но и для поддержания необходимого уровня психического здоровья людей. В этом смысле можно согласиться с мнением о том, что шаманизм — первая форма психотерапии.

 

       Следует  также учитывать, что шаманство  является частью более широкого  культурного контекста. Как показал  в своем исследовании Дж.Кэмпбелл, мотив странствия, путешествия в иные миры является универсальным для архаических культур. /40/ (Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997) Тесную связь между шаманистскими представлениями и первобытной мифологией установили В.Я.Пропп и К.Леви-Стросс. /41/ (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994) Обращает также внимание сходство представлений о посвящении в шаманы и обряда инициации в целом. /42/ (Токарев С.А. Шаманизм // Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990) При всех существующих вариациях важно отметить, что этот культурный контекст также очень архаичен.

 

       Таким  образом, шаманизм представляется  важным культурным феноменом,  который отражает противоречивость  процесса становления и развития  современного человека. Это противоречие  заключается в несовпадении ритмов  развития внутреннего функционального  и телесного строения человека, с одной стороны, и его сознательной  жизни, с другой. Основная стратегия  человеческого существования заключается  в компенсировании своей ограниченности  как живого существа с помощью  специально создаваемых средств  культуры. В рамках культуры производилось  также создание специальных средств  воздействия на психику. Так  удавалось обеспечивать не только  выживание, добывание необходимых  ресурсов существования, но и  психическую стабильность, нормальные  условия функционирования сознания. В этом смысле шаманизм может  рассматриваться и как первая  творческая деятельность в истории  человечества.

 

 

 

 

 

 

27

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Михайловский В.М. Шаманство:  «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1.

 

2.  Попов А.А. Раздел  из монографии "Верования и  обряды якутов Вилюйского округа".

 

3.     Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М., 1973г.

 

4.      http://www.shaman.aha.ru/

 

          http://www.sakha.ru/

 

          http://antropology.rsuh.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Шаманство