Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат
Содержание.
 
 Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
       В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.
Введение. 
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
       2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
       3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
       3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
       4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
       4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
       4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
       4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
       4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
       4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
       4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
 Заключение
Список используемой литературы
12
В эпической архаике, где богатырские качества героя обычно не отделяются от хитрости и колдовского могущества, шаманские сюжеты составляют существенный пласт мотивного фонда, а многие мифологические персонажи (например, корякский культурный герой Ворон, энецкий Ди'а и др.) наделены шаманскими способностями и умениями. Элементы шаманской мифологии прослеживаются и в стадиально более поздних мифологиях и религиях: в представлениях о скандинавском Одине, получившем священный мёд и знание рун в результате прохождения шаманской инициации на ясене Иггдрасиль, греческом Орфее, совершающем путешествие в мир мёртвых, карело-финском Вяйня-мёйнене, отправляющемся в Туонелу или Похьёлу за магическим инструментом, ритуальной формулой или сампо, библейских пророках и т. д.
3.2. Представление шаманизма в Олонхо – якутском национальном фольклоре.
       Шаманство 
исторически было характерно 
для народов, занимавшихся 
       По мнению 
А.И.Гоголева, "мифология, религия 
и искусство первоначально не 
были отделены друг от друга. 
Поэтому мифотворчество 
       В традиционной 
культуре якутов певцы и 
13
замка оленя, словно зовущего его. Он последовал за ним и бесследно исчез. Эта легенда напоминает поверье якутов о том, что "мать-зверь" шамана в последний раз появляется перед ним в конце его жизни.
Интересно предположение Л.П.Потапова о том, что "белое шаманство" появилось на основе традиции сказительства, а "черное шаманство" – на основе культа кузнечного ремесла. По нашему мнению, эпический образ богатыря сформировался в эпоху возвышения военной аристократии и образования первых государств кочевников. Образ богатыря на боевом коне вполне сопоставим с образом шамана, принимавшего облик тотемного духа-покровителя. Символом последнего служил основной атрибут шамана – бубен.
По материалам С.И.Боло, "белый шаман" Ойуун Уол имел "серебряный плащ". Данная атрибутика шамана напоминает серебряный панцирь (куйах) богатыря племени айыы. В олонхо богатырь проходит инициацию у светлых шаманок – дочерей богини Айыыhыт, а затем спускается к "корню" трех кузнецов. По сути, он после шаманского посвящения становится воином-шаманом. В этом качестве витязь мог посещать сакральные миры.
       Я полагаю, 
что в основе описаний 
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства.
   Самым великим 
шаманом последнего времени 
4. 1. Кто он, шаман?
   - Шаман в основном 
является защитником от злых 
сил. Если он станет 
14
к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов. Долгое время шаманизм рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла в период разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древние формы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительности шаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплекс многовековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии, ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. - образовали прочный фундамент шаманизма.
   Личность шамана 
оценивалась по-разному. 
   А камлание рассматривали 
как контролируемый 
   Кроме того, вышло 
очень много газетных статей, 
которые в целом искажают 
4. 2. Каковы идеи философской основы якутского шаманизма?
Идеи о единстве Природы и Человека. В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и находится в полной зависимости от них. Злые сил Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности.
15
   Человеческой натуре 
очень трудно устоять от 
   По философии якутского 
шаманизма, человек является 
   По философии якутов, 
этот кут бессмертен и состоит 
из особого космического 
4. 3. В чем роль 
бубна и его звучания в 
   - По понятиям якутского 
шаманизма, бубен является 
16
работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.
   Хороший профессиональный 
шаман начинает камлание тихо 
и спокойно, с вызова космических 
сил - духов шамана. Он театрально 
дико не кричит и не скачет, 
как бешеный. Бубен, колотушка 
и костюм шамана - это отражение 
целого мира. В них и заключена 
тайна этого древнерусского 
4. 4. Шаманские самострелы.
   В прошлом каждый 
шаман имел свой невидимый 
астральный самострел, 
   Итак, на территории 
Якутии стоят настороженными 
множество таких невидимых 
   Добрые шаманы: шаманы-целители, 
шаманы-проповедники белых 
А добрые заклинания (Алгысы) шаманов-Айыы всегда были направлены против силы и опасности таких самострелов. Конечно, такие самострелы вставляли кровожадные шаманы. Редко их вставляли шаманы оскорбленные, униженные - для отмщения обидчику.
   Иногда такие самострелы 
оставляли после себя 
17
Тогда самострелы становятся настоящей карающей силой для данного рода. И вот за вину какого-то предка наказывается весь род. При этом обиженный шаман перечислял все зло, которое ему причинил обидчик, и получал "особое разрешение" Космических Сил. Такие самострелы бывают очень опасны. Вот почему были истреблены целые роды силой астральных самострелов.
   Самострелы и способы 
их вставления у шаманов 
Иногда шаман вместо посторонних людей "снаряжает" самострел своими людьми: женой, детьми и родственниками. Такие самострелы очень опасны для этих близких ему людей.
   Шаманские самострелы 
очень древние, своими корнями 
уходят в глубокую первобытную 
древность, когда охотники "убивали" 
изображения зверей, на которых 
они охотились. Таким образом, 
древнерусская первобытная 
   Если шаман по 
росту и по назначению гораздо 
выше владельца самострела, то 
он может перешагнуть, не