Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:34, реферат
Содержание.
Введение.
Шаманизм как антропологическое явление.
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела. Т. XII. М., 1892г.). Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. Причем, очевидно, что эта проблема перешагнула уже рамки одной дисциплины и из чисто научного явления превратилась в пользующуюся широкой популярностью эзотерическую диковину, которая пропагандируется бестселлерами К. Кастанеды и массовыми изданиями, типа “Как самому совершить шаманское путешествие”.
Введение.
Глава 1. Шаманизм как антропологическое явление.........................................3
Глава 2. Якутский шаманизм...........................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................6
Глава 3. Шаманская мифология.......................................................................11
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии..................................11
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................13
Глава 4. Главные аспекты якутского шаманства...........................................14
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................14
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................15
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................16
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................17
4. 5. Шаманские могилы................................................................................19
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................22
4. 7. Святые и опасные места........................................................................25
Заключение
Список используемой литературы
Для снаряжения
самострела шаманы выбирают
18
Айыы-шаманизм - это чудом сохранившиеся самые священные религиозные и духовные корни современной Русской Религии, древнерусской идеологии и священной Ведической Традиции - праматери всех истинных современных русских религий: зороастризма, буддизма и ислама (прям. В. М. Кандыбы).>.
В наше время
мало осталось стариков, знающих
местонахождение данных
У всех шаманов
имеются определенные
Очень интересы
те явления в шаманизме всех
народов, которые во многом
сходятся и совпадают. Это
4. 5. Шаманские могилы.
В древности русы хоронили своих шаманов в наземных сооружениях - аранасах. Труп шамана обычно клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляли клином на специально сделанных столбах. Такое сооружение называется аранасом. Когда он разваливался, родственники или потомки шамана хоронили его вторично. При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шамана совершал все основные обряды. Аранас сооружали парни-девственники. Для жертвы закалывали жеребца черной масти с белой мордой.
Когда аранас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана. В третий раз останки шамана обязательно предавали земле. При этом тоже обязательно камлал шаман и совершал обряд с жертвенной скотиной.
С введением христианства
наземные захоронения были
19
Люди всегда суеверно боялись шаманских могил, у них всегда был панический, мистический ужас и перед умершим шаманом. Все старались держаться подальше от таких могил. Рождались различные легенды, которые имели свои основания, но некоторые из них гиперболизировались при передаче из уст в уста.
Иногда шамана
хоронили со всеми его
В Вилюйском улусе
страшные пожары 1948 года уничтожили
целые деревни. Но даже они
оставили шаманские могилы
Значит, после смерти
шамана его связь с Космосом
остается и даже усиливается.
Древнерусская философия
И поныне в Якутии
очень много "действующих"
могил шаманов, что
Ревизию", и человек
действительно отвечает перед
всей Вселенной за свои
Некоторые шаманы
и после смерти становились
покровителями своих потомков. К
могиле такого шамана
20
Но не все шаманы становились покровителями своих потомков. Таковыми становились шаманы более светлого назначения. Защищают могилу шамана и его потомков Космические Силы. А дух умершего шамана становится посредником для вызывания таких сил.
Однажды в детстве,
проходя мимо могилы древнего
шамана, я стал свидетелем очень
интересного явления. Передо
Духи древних шаманов
иногда наяву обращаются к
своим потомкам. Вот рассказ человека,
ставшего впоследствии
"Тогда я учился
в четвертом классе. Как-то весной
я проходил мимо могилы
Есть люди, которые
из-за строптивости и
В одном улусе,
где много гор и ископаемых
богатств, вода смыла часть одного
холма и обнажила останки
21
к машине. Его глаза были безумны. На вопрос "Что увидел?" - не ответил. Потом ему долго пришлось бегать по психбольницам, затем он навсегда уехал на свою родину, так и не ответив на вопрос.
Таких случаев
много. Все эти примеры взяты
из жизни, я ничего не
4. 6. Выбор и посвящение шамана.
У якутов шаманом
становится тот, кто по
Некоторые информаторы
давали исследователям
Информатор Н. М. Слепцова дала исследователю совершенно неточные сведения. Это - не информация, а отрывки из древней легенды, в которой рассказывается о том, что земные астралы (в основном астралы умерших насильственной смертью), иногда небесные демоны совершали половые акты с людьми, в основном с молодыми. В результате последние становились совершенно ненормальными людьми. Такие люди вряд ли становились шаманами. Их всегда сторонились и говорили: "абаасы эрдээх", "абаасы кыыса ойохтоох" (дословно "имеет мужа-черта", "женат на дочери черта").
Не прав и исследователь Л. Штернберг, утверждавший об эротическом происхождении шаманизма, что не соответствует действительности.
22
Призвание и выбор шамана исходят не из эротического начала, а из определенных способностей неофита. Великие шаманы Г. Г. Герасимов и Н. А. Васильев имели много детей, что доказывает недостоверность данной информации.
Информатор Н. М. Слепцова далее пишет: "Повелители, которым принадлежат абаасы в Верхнем и Нижнем мире, появляются в снах шамана, но не вступают лично в половую связь с ним: это позволено только их сыновьям и дочерям".
Здесь Слепцова уже противоречит сама себе. Вопрос о половом сношении шаманских детей с абаасы тоже очень труднообъясним и недоказуем. Нельзя утверждать, что эротическое начало составляет первооснову такой сложной культуры, как шаманизм. Данное явление очень сложное, еще полностью не изученное. Так нельзя объяснить первооснову шаманизма.
О рождении великого
и большого шамана шаманы и
ясновидцы знают заранее.
Даже очень талантливый от природы шаман обязательно должен пройти посвящение. Посвящение Айыы-шаманов совершенно другое. Они необязательно болеют инициационной болезнью с рассеканием тела, но проходят обязательное посвящение под руководством великого Айыы-шамана и сдают особый экзамен перед ним. Основное посвящение Айыы-шамана - это получение разрешения на проведение обрядов моления к Высшим Небесным Силам, обряды обращения к Земным Добрым Духам. Знание древних традиций и обрядов, умение их проводить, хороший голос, соответствующая внешность, высокая духовность и арудиция Айыы-шамана оценивались очень высоко.
После посвящения Айыы-шаман становился проповедником верования Айыы среди людей. Без такого особого посвящения никто не имел права проводить обряды Айыы: поклонения и моления Святым местам, проведение ысыахов - новогодних праздников якутов. Без такого посвящения никто не отваживался проводить священные обряды верования Айыы. Посвящался только тот Айыы-гнаман, который знал наизусть все виды молитв - Небесных Домов-Айыы. Кроме того, Айыы-шаманы обязательно должны были уметь силами мысли и слова влиять на публику, иметь своих Святых духов-покровителей.
23
В конце посвящения Великий Айыы-шаман перед Высшими Силами, перед Священным Огнем проводил обряд посвящения нового Айыы-шамана. Старший Великий Айыы-шаман молился Высшим Богам - Аар Айыы, просил их благословения к неофиту. Затем окроплял святой водой новоизбранника. Далее через Священный Огонь обращался к Добрым Земным Духам и опять благословлял молодого шамана, прося их быть снисходительными к молодому. Посвящаемый во время обряда стоял на коленях, обращенный лицом к востоку и к огню. В конце посвящения Великий Айыы-шаман надевал на неофита белую одежду и все другие облачения шамана Айыы.