Эстетизация повседневного как характерная черта средневековой культуры Японии (чайная церемония)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение формирования эстетического отношения жителей средневековой Японии к повседневности.
Задачи работы включают рассмотрение влияния религий на формирование эстетического вкуса японцев, раскрытие эстетического отношения к повседневной жизни на примере традиционного искусства чайной церемонии и наблюдение за следованием средневековой традиции чаепития в современной Японии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Формирование эстетических взглядов в средневековой Японии…...…....5
1.1. Влияние религий на формированье эстетических взглядов в средневековой Японии……………………………………………………………………………………………….5

Глава 2. Эстетизация повседневности в средневековой Японии на примере чайной церемонии……………………………………………………………………….……….11
2.1. История возникновения Чайной Церемонии…………………………………..…....11
2.2. Организация Чайного Действа……………………………………………………….18

Глава 3. Чайная церемония в жизни современных японцев………………….……21
3.1. Чайная церемония в жизни современных японцев…………………………………21
3.2. Школы чайной церемонии…………………………………………………...….……22

Заключение……………………………………………………………………………..…24

Библиографический список………………………………………………………….….25

Файлы: 1 файл

Эстетизация повседневности .....1.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

Ваби в понимании японских философов олицетворяет красоту естественной простоты, духовную молодость, которая исходит от жизненной силы и энергии, скрытой  за грубым покровом очерствевших человеческих сердец. Красота эта должна быть непременно натуральной и неяркой, можно даже сказать бесцветной, но за этим покровом неброскости кроется тайная невидимая сила. Поэтому принцип ваби расшифровывается как умение быть самим собой, следовать естественному жизненному пути, подсказанному самой природой.

Как мы уже говорили, гармонией был проникнут весь сад чайной церемонии (принцип ваби, которому следовали японские философы, тому подтверждение). Кроме того, существовало также понятие «тядо», которое переводится как искусство чаепития и означает путь кристальной чистоты и изящной утонченности, достижения гармоничного единства с окружающим миром природы через ритуал чайной церемонии.

Согласно этим философским принципам, гостей должно было быть не более пяти человек, причем приглашенными должны быть только близкие по духу лица. Во время этих встреч в саду чайной церемонии обсуждались поэзия, всевозможные философские и эстетические вопросы. Сама же обстановка чайного домика располагала к такой беседе из-за того, что в ней царил приятный и несколько загадочный полумрак.

Во время таких встреч только три темы были запретными: деньги, болезни, политика. Очень точно о тайне чайной церемонии сказал Ясунари Кавабата: «Если «ваби-саби», столь высоко ценимое в Пути чая, который предписывает «гармонию, почтительность, чистоту и спокойствие», олицетворяет богатство души, то крохотная, до предела простая чайная - та же встреча чувств».10

Продолжателем дела Мураты считается японский мастер Дзео Такэно, живший в XVI в. Его заслугой является создание так называемого чайного домика (тясицу), который предназначен для проведения чайной церемонии.

Проектируя это сооружение, Такэно исходил из философского принципа «ваби» (гармония), то есть учитывал естественность и простоту, в котором должна была совершаться эта церемония. Поэтому чайному домику Такэно придал вид небольшого крестьянского жилища с крышей, изготовленной из соломы.

Чайный домик представлял собой небольшую комнату, в которую ведет узкий и низкий вход, имеющий одинаковую длину и ширину (около 60 см). Такое подчеркнутое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокое философское значение. Каждый желающий приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, вне зависимости от ранга и чина, должен при входе обязательно немного согнуться из-за низкого потолка. Физическое преклонение всех людей перед высшим (а чайный домик - это то место, где человек приобщается к вечным истинам, к мировому духу) означает равенство любого входящего в этот домик перед Всевышним. Кроме того, низкий вход не давал никакой возможности аристократам из военного сословия войти внутрь философской обители вооруженными, так как длинные мечи просто приходилось оставлять за порогом. Такой жест имел символичное значение: пусть оставят вас все жизненные невзгоды, неприятности и мирская суетность, пусть ничто более не волнует ваше сознание в этом тихом приюте, в котором необходимо сосредоточиться на прекрасном и возвышенном.

Развитие традиции чайной церемонии определяется желанием человека вернуться к простоте, строгости и безыскусности природы. В ней нашла свое полное и законченное выражение органичная взаимосвязь трех основных стихий: человека, природы и искусства.

И конструкция чайного домика, и устройство прилегающего к нему сада чайной церемонии были связаны с эстетико-философскими категориями «саби» и «ваби», которые в японской философии обозначают гармоническое слияние тонкого, изысканного и естественного, простого. Однако превалирующими в этом сопоставлении являются все же спокойствие, печаль, скрытая тихая красота, лаконизм и приглушенные тона.

Через небольшой сад, прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония, шла дорожка из мелких плоских камешков. В саду же возвышались чрезвычайно изящные при всей своей простоте каменные фонари и обычные камни, покрытые зеленоватым, коричневатым и красноватым мхом. Кроме того, в саду чайной церемонии, как правило, росли невысокие стройные сосны, величественные кипарисы и бамбук.

Все элементы сада чайной церемонии должны были ненавязчиво навеять человеку особое настроение спокойной сосредоточенности и тихой отрешенности. То есть в этом саду все элементы должны составлять единый художественный ансамбль, который поможет человеку настроиться на нужный лад.

Кроме того, при устраивании чайной церемонии Такэно ввел в широкое использование керамические сосуды, которые японские мастера делали в местностях Бидзэн, Сэто, Сига (они отличались тем, что в них любая посуда изготавливалась исключительно из природных материалов, причем искусственные компоненты не использовались даже в качестве добавок; к тому же эта посуда практически не раскрашивалась).

Сэнно Рикюи, которого считают лучшим учеником Дзео Такэно и выдающимся мастером чайной церемонии, усовершенствовал устройство чайного домика и даже разработал принципы создания чайного сада (тянива, родзи) вокруг него. Сэнно Рикюи разработал специальный этикет для всех участников этой церемонии, определил темы и характер проводимых бесед.

И этикет, и беседы должны были быть проникнуты философией дзэн-буддизма: создать настроение отрешенности от повседневности, суетности земного мира и устремиться к познанию вечной и незыблемой красоты.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что сад чайной церемонии имеет свою неповторимую философию, которая определяет поведение всех людей, присутствующих там.

Сфера бытовой культуры, неразрывно связанная с повседневной жизнью народа, менялась в ходе исторического развития японского общества. В XVII в. различные стили чайной церемонии постепенно унифицировались на основе принципов, выработанных Сэном Рикю. Ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ, которой руководили представители рода Сэн последующих поколений.

Значительную роль в утверждении школы Сэнкэ сыграл ее третий иэмото, внук Рикю - Сэн Сотан (1578-1658). В детстве он был отдан на воспитание в храм Дайтокудзи в Киото, где его приобщили к суровому аскетизму дзэн-буддизма. С шестнадцатилетнего возраста Сотан посвятил свою жизнь распространению учения Рикю. Он стал крупнейшим специалистом по чайной церемонии, и его приглашали на службу в дом Токугава и другие крупные феодальные семьи. Но он помнил, что деду пришлось заплатить унижением и самой жизнью за жалованье, получаемое у Тоетоми Хидеси, и не соглашался на самые лестные и заманчивые предложения. Сотан был убежден, что духу ваби нет места в «золотой комнате» Хидеси и в блестящих резиденциях крупных феодалов, что учение Рикю должно жить среди простых горожан, к которым принадлежал его создатель, и во имя этого предпочитал уединенную жизнь в бедности.

Строгий дзэнский аскетизм жизни Сотана был практическим воплощением эстетической категорий ваби и главным принципом чайной церемонии школы Сэнкэ.В возрасте 71 года Сэн Сотан удалился от дел, а его сыновья возглавили три ветви школы Сэнкэ, которые по месту расположения руководимых ими чайных домов получили названия Омотэ Сэнкэ. Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ. Эти три школы чайной церемонии остались ведущими до наших дней. В XVIII-XIX вв. появилось много других школ, но принципиальной разницы между ними не было, все они представляли собой дальнейшее членение трех основных ответвлений школ Сэнкэ.

При режиме Токугава, когда фиксировался сословный и должностной статус каждого человека, градация была введена и для специалистов по чайной церемонии. Они были разделены на категории в зависимости от уровня мастерства и места в профессиональной иерархии. В соответствии с этой градацией им выплачивалось определенное содержание тем феодальным домом, который они обслуживали. Такая ситуация заставляла и мастеров чайной церемонии, и рядовых преподавателей стремиться к достижению более высокого статуса в феодальной системе и делала их зависимыми от властей.

Развитие «пути чая в новое время» (киндай-но садо) шло по линии дальнейшей демократизации и формализации, а деятельность учителей-наставников из проповеди этического учения стала превращаться в откровенный бизнес. Изменился и состав руководителей в мире чайной церемонии. Если до революции Мэй-дзи он был исключительно мужским, то к концу XIX в. среди преподавателей и мастеров заметно возросло число женщин. Не только большинство японских женщин, но и многие мужчины и доныне изучают каждое движение чайной церемонии.

 

2.2. Организация Чайного Действа.

Чайная церемония - действо, в котором принимают участие «хозяин», т.е. устроитель действа, и «гости» - его участники. Основой церемонии является ритуал, цель которого «помочь» участникам обрести должный  психологический настрой. В свою очередь, следование ритуалу требует соответствующего душевного настроя. Только в таких условиях возможно достижение цели чайной церемонии – постижение ее участниками «вкуса дзэн» через «вкус чая». Поэтому вполне понятно то большое значение, которое придается помещению для проведения чаепития, чайной утвари и строгому соблюдению ритуальной стороны чайного действа.

Чайное действо начинается со сбора «гостей» в специальном помещении, которое называют «ожидание». Войдя в это помещение, они попадают в определенным образом организованное пространство, в котором находятся и перемещаются в течении всего процесса. В чайной церемонии роли распределяются между двумя сторонами – «хозяином» и «гостями». Формально, «хозяин» - устроитель, организатор, дирижер чаепития. «Гости» - ведомые, подчиняющиеся указаниям «хозяина». Однако на всем протяжении чайного действа «хозяин» выполняет по существу роль слуги: он приветствует «гостей» в начале церемонии, выносит в чайную комнату утварь, готовит напиток, подносит его «гостям», а по окончании церемонии уносит утварь, провожает «гостей». Наконец, сам «хозяин» не пьет чай, а только готовит и предлагает его «гостям». Тем не менее, «хозяин» остается опять-таки внешне – хозяином и главным действующим лицом. В чайной церемонии участвуют не больше пяти человек. Даже если дело происходит днем, в комнате должен стоять полумрак. На каждом предмете лежит печать времени. Есть только два исключения - белоснежный льняной платок и ковш, сплетенный из спиленного куска бамбука, которые бывают подчеркнуто свежими и новыми.

Организация чайного действа начинается с приглашения «гостей». Основополагающим принципом этого первого акта, а за ним и всех остальных является удовлетворение желаний других, подлаживание под настроение других и даже за счет собственных чувств и симпатий. Данное правило, нетрудно заметить, базируется в первую очередь на важнейшем принципе чайного действа – «почитание».

Устроитель чайной церемонии, «хозяин» должен тщательно обдумать список приглашаемых на чаепитие лиц, «гостей», количество которых в стандартной церемонии составляет пять человек. Особое внимание уделяется выбору «главного гостя». Это должен быть уважаемый человек, хорошо знающий чайный ритуал, поскольку именно «главный гость» начинает все ритуальные действия, которые надлежит выполнять «гостям». Лицо, которое «хозяин» решил пригласить в качестве «главного гостя», извещается за неделю или даже раньше до намечаемого чаепития. Ели данное лицо соглашается быть «главным гостем», «хозяин» посылает ему на согласование список остальных кандидатур. Как правило, «хозяин» и «главный гость» обмениваются письмами, однако, в некоторых случаях «хозяин» лично навещает «главного гостя».

После переговоров с «главным гостем» и согласования списка остальных участников церемонии «хозяин» направляет письменные приглашения другим потенциальным участникам действа. В письмах указывается время и место проведения чаепития, его вид, перечисляются все приглашаемые лица, причем список открывает адресат. Получив приглашение, данное лицо должно как можно скорее дать ответ «хозяину». В строгом варианте ритуальных норм «гость» обязан нанести визит устроителю чаепития, по менее строгим правилам, отправляется благодарственное письмо. С 30-х годов и приглашение, и ответ на него стали делаться по телефону.

Для церемонии «гости» подготавливают соответствующую одежду. Если чаепитие носит формальный характер (устраивается по какому-нибудь торжественному случаю, «гости» не очень хорошо знакомы друг с другом и т.п.) мужчины надевают шелковое кимоно; хаори (накидку) черного цвета, на которой начертан белый фамильный знак, хакама (нечто похожее на широкие шаровары) и таби (пояс) белого цвета. На менее формальное чаепитие приходят в кимоно и хаори темно-серого или коричневого цвета с вышитым фамильным знаком, причем цвет ниток не должен констатировать с цветом хаори. «Хозяин» ни в каких случаях не должен надевать накидку-хаори. Одежда женщин-участниц чаепития не должна быть ярких тонов.

«Гости» приносят с собой сложенные листы бумаги, своего рода салфетки, который кладут за отворот кимоно; два шелковых платка – большой и маленький, белый льняной платок, а также заостренную деревянную палочку. Чайное действо представляет собой долгое по продолжительности (около четырех часов) и сложное по ритуалу мероприятие, состоящее из трех этапов: прием пищи, питие «густого чая» и питие «жидкого чая». В чайной церемонии иностранцам предварительно объясняют, что разговоры, во время церемонии не приняты и что только после последнего глотка можно и даже поощряется спросить, откуда посуда, как давно ее делали, кто мастер, и отозваться хорошо о чашках, о кисточке, о качестве чая...

За многовековую историю чайной церемонии известны семь типов чаепитий:

«Чайное действо на рассвете».

«Чайное действо утром»

«Чайное действо в полдень»

«Чайное действо ночью».

«Чайное действо со сластями»

«Чайное действо вне определенного времени».

«Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после «основного чаепития».

Эталоном считается чайная церемония, устраиваемая в середине дня, что совпадает со времененем обеда (т.е. «чайное действо в полдень»). До XVII в. японцы принимали пищу два раза в день, и дневная трапеза совершалась, как правило, в десять часов утра поэтому и чаепитие начиналось в это же время. Позднее, уже в эпоху Сэн Рикю, все большое распространение стало получать трехразовое питание, и начало чайной церемонии переместилось на полдень (т.е. на время обеда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Чайная церемония в жизни современных японцев.

3.1. Чайная церемония в жизни современных японцев.

Традиции и приверженность канонам дзэн-буддизма всё ещё сильны в Японии, и ритуал чайной церемонии в упрощённом виде сохраняется, проявляясь в самых различных формах. Японцы любят организовывать ночной чай, послеобеденный, вечерний,      утренний.

Информация о работе Эстетизация повседневного как характерная черта средневековой культуры Японии (чайная церемония)