Характерные черты первобытной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Есть такие социально-культурные системы, которые в изоляции постоянно воспроизводят свой начальный уклад. Это гомогенные системы, в них отсутствуют аксиологический плюрализм (культурная гомогенность) и социальные группы с разными интересами (социальная гомогенность). В таких системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие плюрализма ценностей блокирует формирование новых интересов. Подобные процессы консервируют целостную социально-культурную систему.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

2.1 Характерные  черты первобытной культуры

Одной из особенностей первобытной  культуры является ее гомогенность (однородность). Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарика», 2005. В современной культурологии выделяют три типа социально-культурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присуще: аксиологичный (ценностный) плюрализм и существование многочисленных социальных групп с дифференцированными, часто антагонистичными, интересами. Эти системы, типовые для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном понимании: культурном и социальном. Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга, динамизируя целостную социально-культурную систему, способствуют распространению новых культурных ценностей и стимулируют эволюцию групповых интересов.

Есть такие социально-культурные системы, которые в изоляции постоянно  воспроизводят свой начальный уклад. Это гомогенные системы, в них  отсутствуют аксиологический плюрализм (культурная гомогенность) и социальные группы с разными интересами (социальная гомогенность). В таких системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие плюрализма ценностей блокирует формирование новых интересов. Подобные процессы консервируют целостную социально-культурную систему.

Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга  культур, и гомогенной, типичной для  первобытных культур, находится  небольшая группа промежуточных  социально-культурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай. С первой системой их соединяет дифференциация интересов отдельных социально-культурных групп, которые переходят в отдельных  случаях к открытому антагонизму, а также существованию монолитной, повсеместно установленной, совокупности основных ценностей.

Первобытная социально-культурная система владеет собственной  динамикой развития, которая служит воссозданию существующей структуры. Эта система из-за отсутствия действия внешних факторов не подвластна никаким  существенным изменениям, которые периодически повторяют ритуалы обновления, позволяют  избежать нагромождения напряжения и регенерируют свой социальный состав с помощью инициирующих церемоний. Описание и анализ первобытной культуры доказывают, что в поведении человека получения еды, размножения, и самозащита нераздельно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой  с жестокими правилами, которая  регулировалась этими тремя основными  функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье  информационное развитие (восприятие чувственными органами разных раздражителей, их оценка и использование) было ориентировано  преимущественно на внешнюю среду, то есть на природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовала свое поведение.

Другой особенностью первобытной  культуры, является ее конкретизационный характер, который воплотился в тотемизме. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарика», 2005. Настоящая фундаментальная черта этой культуры заключается в том, что она идентифицирует общину и ее членов с животными, которые нужны для питания, с тотемными животными. Фундаментальное положение тотемистического мировоззрения по своей сути грубо натуралистическое ("человек является тем, что он съедает"), являет собой закон тотемизма, который оказывается и в классовом обществе. Можно сказать, что "идеологическая" идентификация с тотемными животными является выразителем факта неспособности первобытных людей с помощью рациональных средств труда определить иррациональное поведение объекта труда и животных, потому они пытались компенсировать это иллюзорно-магическими средствами. Грубое натуралистическое содержание этой формы таково: превращение животного в человека и следующая трансформация человека в религиозный фетишизм на более высоком уровне.

Действительно, магический тотемизм как идеологический выразитель ограниченности практики (которая лишь спонтанно порождала стихийно материалистическую ориентацию сознания) и неразвитость общественных отношений является иллюзорно  компенсаторными средствами освоения действительности, "опиумом" общества, предыдущей стадией религии. Рассматривая концепцию Дж. Фрезера, согласно которой, магия не является религией, а близка к науке постоянно, можно сделать вывод: первоначально магический тотемизм был недифференцированной средой культуры. Содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, которое существует благодаря эстетичному восприятию, потом происходит его превращение в ряд, относительно самостоятельных, будничных и специализированных сфер культуры.

Третья особенность первобытной  культуры заключается в том, что  она является культурой табу (запретов). Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Обычай табу возник одновременно с тотемизмом и являл собой важный механизм контроля и регуляции социальных отношений. Половина вековое табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер еды, назначенной вождю, воину, женщине, детям. Другие табу были связаны с неприкосновенностью жилья, источника огня, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Определенные вещи, в том числе и еда, что принадлежали вождю, также были подданными табу. В литературе приводятся примеры, как воспринимались нарушения табу в некоторых племенах.

Да, один из новозеландских вождей высокого ранга и большой  святости кинул у дороги остатки  обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда простолюдину сообщили, что он съел остатки трапезы  вождя, он умер в муках страдания. Подобных примеров можно привести немало, и все свидетельствуют о том, что нарушение священных табу приводило к смерти нарушителя. "Божественное лицо является источником, как благодеяния, так и опасности, его следует  не только уважать, но и остерегаться. Священный организм вождя настолько  хрупок, что может разладиться  от наименьшего прикосновения, но он содержит в себе и такой мощный заряд магической и духовной силы, разряд которого может иметь фатальные  последствия для каждого, кто  прикасается к нему. Из-за этого  изоляция бого-людей необходима не только для его личной безопасности, но и для безопасности других. Божественное лицо подобно огню. Придерживаясь надлежащих запрещений, из них можно добиться много полезного, неосмотрительно притронувшись или презрев границами дозволенного, можно сжечься, мир теряет нарушителя. Поэтому считалось, что нарушение табу накличет гибельные последствия: "вор вонзил руку в божественный огонь, который охватит его и пожрет на месте", - пишет Дж. Фрезер в "Золотой ветви". Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Перевод с англ. М.К. Рыклина. - М.: Политиздат, 1980. К этому следует прибавить, что у первобытных народов, кроме вышеупомянутых, действовало еще одно табу - табу на прогресс, новации, развитие.

На это следует обратить особенное внимание, ведь с подобными  табу связаны явления альтернативности и благотворительности мировой  истории, разнообразие культур. Таким  образом, табу блокируют самый сильный  инстинкт самосохранения и парализуют потребность человека в новациях социально-экономической сферы. Это  с наибольшей "классической" ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества.

Значимость культуры в  жизнедеятельности человека определяется ее неразрывной связью с такой  фундаментальной проблемой человеческого  бытия, как смысл жизни. Ведь человек, в противовес другим живым существам, знает, что он смертен, и этому  знанию обязан культуре. Именно культура, благодаря объективному осознанию  смерти, является источником экзистенциального  страха перед небытием. Однако это  еще не все, так как культура не только порождает экзистенциальный страх, но и пытается его нейтрализовать. Одним из средств нейтрализации  является роль тайно-мифологического  миропонимания. Понятие вечности "я", наверное, зависимое от него понятие  сакрального (священного) осмысления (предоставление смысла) смерти - это основные средства преодоления чувства страха перед  небытием. Каждая культура имеет церемонии  захоронения, идеи вечного существования, связанные между собой. Человеческая жизнь представляется как эпизод, а ритуал захоронения - как окно в  бесконечность. Трансформировав похороны человека в сакральную церемонию, - культуру института экзистенциального  страха его объектов. Усвоение индивидом  неотвратимости смерти, как правило, начинается уже с детства: процесс  постепенного введения смерти в структуру  жизни, является одновременно и процессом  уничтожения страха перед небытием.

 

Египет  
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры. История  
государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.  
Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы  
Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках,  
 они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых” , построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры. 

Решающую роль на формирование египетской культуры этого  этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление  власти фараона. Художественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.

Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую  они считали противоестественной  как для человека, так и для  всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий.

Мысль о необходимости  сохранения тела для будущей жизни  сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего.

Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождался и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как прекрасная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.  

Информация о работе Характерные черты первобытной культуры