Эстетизация повседневного как характерная черта средневековой культуры Японии (чайная церемония)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение формирования эстетического отношения жителей средневековой Японии к повседневности.
Задачи работы включают рассмотрение влияния религий на формирование эстетического вкуса японцев, раскрытие эстетического отношения к повседневной жизни на примере традиционного искусства чайной церемонии и наблюдение за следованием средневековой традиции чаепития в современной Японии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Формирование эстетических взглядов в средневековой Японии…...…....5
1.1. Влияние религий на формированье эстетических взглядов в средневековой Японии……………………………………………………………………………………………….5

Глава 2. Эстетизация повседневности в средневековой Японии на примере чайной церемонии……………………………………………………………………….……….11
2.1. История возникновения Чайной Церемонии…………………………………..…....11
2.2. Организация Чайного Действа……………………………………………………….18

Глава 3. Чайная церемония в жизни современных японцев………………….……21
3.1. Чайная церемония в жизни современных японцев…………………………………21
3.2. Школы чайной церемонии…………………………………………………...….……22

Заключение……………………………………………………………………………..…24

Библиографический список………………………………………………………….….25

Файлы: 1 файл

Эстетизация повседневности .....1.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

 «Ночной чай» начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырёх часов утра. Обычно в таких случаях заваривается порошкообразный чай, который приготавливается на глазах гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают на пустой желудок. Поэтому сначала гостей угощают разнообразной едой.

 «Чай с восходом солнца» пьют около трёх или четырёх часов утра. Гости при этом остаются до шести часов. «Вечерний чай» начинается в шесть часов вечера. «Утренний чай» практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра. «Послеобеденный чай» обычно подаётся только с пирожными примерно после часа дня. Организуются ещё специальные чаепития по случаю встречи с друзьями, праздника, смены времени года и т.д. Эти чайные церемонии, бесспорно, служат одним из средств культивирования национальных ценностей.

В современной Японии, особенно в нынешних условиях глобализации, жизнь постепенно отступает от такого классического способа слияния с природой через чайные церемонии.

Сегодня в Японии чайную церемонию нередко проводят не только в специальных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома, причем самой церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается стремление хозяев создать обстановку душевности, отойти от суеты и повседневных забот. Как и столетия назад, чайная церемония — это время для бесед об искусстве, литературе, живописи и о красоте глиняной чашки.

Конечно, японцы очень привержены своим национальным традициям и чайная церемония, является частью национальной культуры и повсеместно практикуется по сей день. Обычно это корпоративное, дружеское или семейное мероприятие, но и в ежедневном обиходе традиции остаются прежними, правда, в упрощенном виде - может использоваться даже европейская мебель – стол и стулья. Формально процедура все та же – зеленый чай, растертый в специальной фарфоровой ступке, засыпается в шарообразный разогретый чайник, обьемом не более литра, из расчета чайная ложка на 200 г, заливается не очень горячей водой и заваривается 2-4 минуты. Пьется чай из очень маленьких чашек, вместимостью не более 50 мл, не сладким, маленькими глотками.

Искусству проведения чайной церемонии японцы с большой охотой обучаются и сейчас, в высших учебных заведениях этому искусству посвящаются целые лекционные курсы и факультативы. На крупных фирмах и во многих общественных организациях ведутся «кружки тя-но ю», где природная склонность японцев к строгой регламентации собственной жизни позволяет совместить ее с эстетическим наслаждением, тягой к самосовершенствованию и гармонии.

 

3.2. Школы чайной церемонии.

Всего в Японии и за ее пределами насчитывается несколько сотен тысяч людей увлеченных чайной культурой. Почти во всех организациях и предприятиях Японии, начиная со школ и кончая крупными компаниями, есть свои чайные клубы. Ведущие японские корпорации обращаются к традиции в поиске релаксации своих бизнес-партнеров. Они проводят чайные церемонии, увлекающие иностранных гостей настолько, что те теряют голову от японской культуры. Современные японские деятели также увлекаются чайной церемонией и посвящают в нее иностранных гостей. Многие даже прошли специальную подготовку.

Популярность «чайного искусства» повсеместна. Заниматься этой культурой престижно, и позволить себе это может не каждый рядовой японец. Дело в том, что, обучаясь этой традиции, ученик овладевает совершенными манерами поведения, обширными знаниями в области традиционной японской поэзии, литературы, архитектуры, приобретает навыки дизайна. По представлению мастеров древности все эти занятия влияют на развитие гармоничной личности.

Путь чая сегодня – это целая школа, где обучаются не только тому, как приготовить чай и предложить его гостю, но и как ухаживать за утварью, чистить котелок для воды, разводить огонь, как и какой повесить свиток в токонома, каким образом поставить соответствующий ему цветок в вазу, как оценить по достоинству чашку для чайной церемонии или скромную простоту бамбуковой ложечки и её бамбукового футляра, очень часто сделанных руками самого мастера чая… В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых известных является школа Урасэнкэ в Киото. Урасэнкэ является центром по изучению и преподаванию традиций «Пути Чая». Важную роль в распространении чайной культуры в Японии играют «мастера Чая», по-японски они так и называются - chajin (человек Чая). Для того чтобы достичь этого уровня необходимо пройти весь курс обучения в центре Урасэнкэ, либо перенять соответствующие знания от своих учителей. Уровень и качество полученных знаний подтверждаются специальным сертификатом, а также присуждением «Чайного имени». Как правило, учащиеся не ставят своей целью достижение вершины чайного мастерства, а просто приятно проводят время, наслаждаясь атмосферой чайных занятий.

Обучение иностранцев чайным традициям Японии началось в Урасэнкэ после второй мировой войны, благодаря усилиям предшественников современного главы школы мастера Тантансая и его сына Хоунсая. В 1973 г. было открыто специальное отделение с преподаванием основ чайного дела на английском языке. Для привлечения студентов из большего числа стран, Урасэнкэ каждый год открывает новые представительства, центры практики и обучения. На сегодняшний день таковых насчитывается 93. Московское представительство, официально открытое в 1991 году, является одним из самых больших филиалов Урасэнкэ в Восточной Европе. В 1995 году в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова была построена чайная комната, спроектированная личными архитекторами чайного мастера в 15 поколении Hounsai (Хоунсай) . Помимо чайной комнаты московскому представительству для всестороннего изучения чайного искусства была передана большая библиотека специализированных книг и журналов, а для практической работы коллекция ценной утвари.

В отличие от большинства других международных представительств, где искусством Тяною в основном занимаются временно или постоянно проживающие за границей граждане Японии, в Москве существует уникальная возможность практиковаться в искусстве «Путь Чая» для всех желающих. В результате сейчас более 90% учеников чайного центра «Тяною» - это граждане России.

Характер тя-но ю не раз менялся с течением веков, однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как бы сильно ни отличался менталитет жителей Японии (и Востока вообще) от менталитета жителей Запада, европейцы и американцы начинают понимать, что японская модель отношения к повседневности, японское искусство оказываются очень актуальными и созвучными настроениям современного человека, задумавшегося о дальнейшей судьбе мира. Взаимопроникновение Востока и Запада, выражающееся, главным образом, в искусстве, философских учениях и т. д. уже заметно проявляется. Это и влияние дзэн-буддизма на западную литературу, философию, и влияние философских доктрин Запада на укрепление националистических настроений в Японии, и влияние японских театров «но» и «кабуки», а также японской поэзии и живописи на театральное искусство, литературу и изобразительное искусство всего мира, и распространение в мире искусства чайной церемонии, и многое другое. Подобное взаимное влияние со временем будет всё больше усиливаться.

В заключение данной работы  можно  выделить основные моменты:

1.Японская культура  возникла  и окончательно сформировалась  в период  средневековья, но в ее основании лежат древние взгляды, отраженные  в мифологии, религии синто, отношениях с природой. Несмотря  на высокий  уровень развития ее  цивилизации в ХХ веке, в ней  сохранились  традиции древности.

2. Эстетизация  отношений  с миром  не исключает  суровости  и даже  жестокости  во взглядах японцев, а иногда  эта  жестокость  сама по себе  приобретает  эстетически- ритуальный  характер. Эстетический взгляд  на внутреннее единство, в котором пребывает  человек с окружающим миром  является также  принципом  познания, требующим  слияния с миром.

Мы говорим «современная Япония», и обычно подразумеваем высокие технологии, роботов, экологичные предприятия, скоростные синкансэны, караоке и корпоративное мышление. Но в тоже время Япония - это страна, где по-прежнему с гордостью носят кимоно, а зародившийся еще в XII веке чайная церемония до сих пор является средством ухода от действительности и переключения к миру прекрасного. 

Японцы сохранили множество обычаев, выдающих, что за внешней суровостью и деловитостью эти люди скрывают поэтичность и умение отстраниться от житейской суеты.

Чайная церемония учит видеть красоту в обыденном и простом. Понятия нормы и порядка были введены ею в ранг эстетических. «Излишнее - безобразно» - таков закон чайной церемонии.

 

 

 

Библиографический список

1. Гаджиева, Е. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии / Е. Гаджиева. - М.: Феникс, 2006 . - 256 с.

2. Григорьева, Т. Г. Красотой Японии рожденный / Т.Г. Григорьева. - М.: Искусство, 1993. - 464 с.

3. Григорьева, Т. П. Японская художественная традиция / Т. П. Григорьева. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. – 202 с.

4.Игнатович, А. Н. Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере «чайного действа») / А. Н. Игнатович. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – 288 с.

5. Иэнага Сабуро. История японской культуры / Иэнага Сабуро.- М.:Прогресс, 1972. – 232 с.

6. Ладанов, И. Д. Японцы. Этнографические очерки / И. Д. Ладанов, В. А. Пронников. - М.: Наука, 1983. – 270 с.

7.Лебедева, А. Японский сад / А. Лебедева. – М.: Вече, 2002. – 320 с.

8. Мещеряков, А. Н. Книга японских обыкновений (Серия «Восточные арабески») / Сост.  А.Н. Мещеряков. – М.: Наталис, 1999. – 399 с.

 

1 Ладанов, И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М., 1983. С. 60.

 

2 Ладанов, И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М., 1983. С. 62.

 

3  Там же. – С. 63.

4 Ладанов, И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М., 1983. С. 33.

 

5 Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972. С. 6.

 

6 Ладанов, И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М., 1983. С. 32.

 

7 Ладанов, И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М., 1983. С. 197.

 

8 Лебедева, А. Японский сад. М., 2002. С.7.

 

9 Лебедева, А. Японский сад. М., 2002. С.66.

 

10 Лебедева, А. Японский сад. М., 2002. С.71.

 


Информация о работе Эстетизация повседневного как характерная черта средневековой культуры Японии (чайная церемония)