Эстетика Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.77 Кб (Скачать файл)

Литература и театр: Усиление демократических начал в литературе вызвало появление простонародной повести (отогидзоси) и комической поэзии (хайкай). Городская проза рождалась  как упрощённая версия придворных моногатари (воинских эпопей), буддийских книг или  как литературная обработка эпических  жанров фольклора. Этим обусловлена  краткость текста, динамичность сюжетов, а финал с моралью. Первоначально такие повести создавались аристократами, монахами, самураями, а с 17 века широкими демократическими слоями города.

Народным творчеством  был введён в жизнь и новый  драматический жанр – театр кабуки (кабуки – от японского «мастерство  музыки и танца»). С момента своего основания театр находился в  оппозиции к феодальному правительству  Японии, продолжавшейся все 250 лет правления  Токугава, и оказавшей  влияние  на формирование ряда особенностей искусства  кабуки. Первым танцовщиком кабуки в Киото в 1603 г. Был  Идзумо О-Куни, группа его состояла в основном из женщин. С 1629 г. Играть разрешалось только мужчинам из соображений приоритета. Так закрепилась традиция привлекать в театр мужчин, исполнявших женские  роли в женских одеждах [9].

Миротворческая роль искусства  в этот период особенно возросла. Официальной  философией становится конфуцианство, а одна из его заповедей гласила: « Тот, кто развлекает, несёт земле  мир, тот, кто правит – порядок».

Живопись: В 18 веке завершилось  оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями  искусства стали актеры театра кабуки, гейши (т.е. профессиональные танцовщицы, певицы, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах), торговцы. Наиболее соответствовало вкусам народных масс направление Укиё-э, родившееся в 17 веке, означающее (буквально) – «картины повседневной жизни». На них изображались бытовые сцены, пейзажи, жизнь и  творчество актеров кабуки, любовные сцены и портреты красавиц.

Соединение литературы, каллиграфии  и живописи во имя создания целостного художественно-поэтического образа присуще  живописцам и граверам южной школы  и направлению «живопись преосвященных». Для них характерна экспрессивная  манера рисунка и подписей философско-политического  содержания. Визитной карточкой школы  стало изображение бамбука, растения, символизирующего образ мудрого  и стойкого к невзгодам учёного.

Декоративно-прикладное искусство: С усилением внимания к предметному  миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет  декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.

В 17-18 вв. возникает новый  тип керамики, яркой, украшенной многоцветными  росписями  с добавлением золота по белому или чёрному фону. Это  резко контрастировало с изделиями  предыдущих эпох, когда в керамике, изготавливавшейся без гончарного круга, ценились первозданность материала  и кажущаяся случайность неяркой  окраски. С керамикой и лаком  соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с 17 века.

Поскольку власти запрещали  горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается искусство  оформления простых тканей  замысловатыми  рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать  времени года, а по цвету –  возрасту, характеру и даже настроению владельца. С развитием национального  костюма связано появление специфического вида декоративного искусства –  нэцке. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнуровке прикрепить необходимые предметы (кисет, трубку, коробочку с печатью), стали  использовать нэцке – брелок –  пуговицу. Такие подвески создавали  из дерева, слоновой кости, янтаря, металла, форфора [4, c.352].

Эволюция культуры Средневековой  Японии обнаружило заметное сходство с общемировыми процессами культурного  развития, которым подчиняется большинство  стран цивилизованного региона. На протяжении всех этапов своего развития Японская культура отличалась особенной  чуткостью к красоте, способностью привносить её в мир повседневности, трепетным отношением к природе  и одухотворением её стихий, сознанием  неразрывности мира человеческого  и божественного.

 

2.3. Культура Арабского Востока

Под средневековой культурой  Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают  культуру Аравии и тех стран, которые  подверглись арабизации и в которых  сложилась арабская народность –  Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию.  Ведущую роль в нём сыграли  племена, населявшие Аравийский полуостров.

Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова  составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами –  слово «араб» означало «лихой наездник». В среде кочевых племён и зародился  ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное  влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми  жителями Аравийского полуострова.

Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам; там  верили в вещие мы, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», — сказано в Коране [8].

Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.

Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета  жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и  пережили эпоху Средневековья, перейдя  и в Новейшее время.

Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был религиозный  человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали  дедушка, а затем дядя, богатый  торговец. Мухаммед не интересовался  торговлей, а всё больше интересовался  вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые  выступил с проповедью в Мекке.

Литература. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что  вдохновение, помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме  того арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать  немногое: велико ли его дарование  и сильна ли его способность к  ясновидению [8].

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно  переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские  трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные  послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались  повсеместно.

В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник  арабских народных сказок «Тысяча и  одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих  сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую  среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода и т.д [1].

Непреходящую мировую  славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, учёному, его  стихи – философские, гедонистические  и вольнодумные рубаи.

Архитектура. Искусство. Следует  сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники  архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети  имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный  зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными  и геометрическими  орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы  его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и  ритмического повторения узора.

С 12 в. начало развиваться  искусство миниатюр, в том числе  книжной. А изобразительное искусство  ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и  узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично  и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для  глаз цветом красный- это был цвет женщин, детей и радости. Насколько  был любим красный, настолько  презираем серый. Белый, черный и  фиолетовый цвета трактовались как  цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зелёный  цвет, имевший исключительный престиж.

Таким образом. Вся средневековая  арабская культура, повседневный быт  и образ жизни людей, нормы  морали в обществе развивались под  воздействием Исламской религии. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8-11вв.  влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим достижением культуры народов Древнего Востока является изобретение, усовершенствование и  распространение различных систем письменности: клинопись, иероглифика, древнейшая алфавитная система.

Одним из самых существенных компонентов культуры является религия, представляющая собой особую форму  общественного сознания. На Востоке сложились все мировые религии и философско-этические учения, во многом определившие судьбу конкретных цивилизаций: буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм, христианство и ислам.

Народы Древнего Востока  создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую  по содержанию культуру, которая оказала  большое влияние на мировую культуру. Древние писатели и поэты Востока  обогатили мировую литературу интересными  идеями и художественными образами.

Учеными Восточных цивилизаций были сделаны важнейшие открытия и изобретения в области естественнонаучного знания, в технике и технологии, в познании окружающего мира. Особенно много сделали в этом отношении в Древнем Китае. Жителям Поднебесной в древности и средние века принадлежит около пятидесяти процентов всех крупных открытий и изобретений. Больших успехов добились египетские медики, вавилонские астрономы, индийские и китайские математики. В области философии индийскими и китайскими мыслителями были разработаны все основные направления и созданы знаменитые школы: конфуцианство, даосизм, веданта, йога. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей, разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.

 

Список использованной литературы

  1. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976 с. 31
  2. Басин Е. Я.,  Искусство и коммуникация: очерки из истории философско-эстетической мысли. М. - 1999, 226 с // [электронный ресурс] доступ http://sbiblio.com/biblio/archive/basin_iskusstvo_and_communication/3.aspx
  3. Васильев Л.С.  Проблемы генезиса Китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. // М.Наука - 1960 - 368с.
  4. Васильев Л.С. История древнего Востока // М. Наука.- 1960 - 368с
  5. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. // М. Искусство – 2009. № 15 [электронный ресурс] доступ  http://art.1september.ru/view_article.php?id=200901503
  6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мельденсона; под ред. и с предисл. В. В. Струве. — М.: Издательство "Наука", 1965. — 256 с.
  7. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопр. философии, 1982. № 10. С. 56–60
  8. Эстетика. Арабская эстетическая мысль. Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с. [электронный ресурс] доступ http://terme.ru/dictionary/706/word/arabskaja-yesteticheskaja-mysl
  9. Эстетика. Японская эстетика. Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с. [электронный ресурс] доступ  http://terme.ru/dictionary/706/word/japonskaja-yestetika

 

 

 


Информация о работе Эстетика Древнего Востока