Эстетика Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.77 Кб (Скачать файл)

Культура Древнего Китая  достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других на ук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.

Третьей особенностью Востока  является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Боги не очень-то волновали Конфуция. Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее [6, c.157].

Еще одной религией, возникшей  на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким  космическим разумом, с которым  стремятся слиться его последователи  путем освобождения от суетных желаний  и страстей, привязывающих людей  к земле, заставляющих рождаться  вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока - это, прежде всего, пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

Существеннейшую часть мировоззрения  людей Востока составляла вера в  бесконечную цепь смертей и возрождений  каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик  надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о  вечном движении всего живого в замкнутом  цикле (все когда-то уже было и  когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Полностью отсутствует на Востоке  столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и  демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а  обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж жена, вышестоящий - нижестоящий) . Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше  ему умереть. В этом плане показателен  пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был  покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.

Социальные структуры  Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экзаменов (Китай) . Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса.

Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют  феодальным государством. Однако со своих  земель китайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали в  казну, а уж оттуда (в виде жалования) - к феодалам, занимавшим различные  посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников. Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д [3, c.122].

Таким образом, цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

2.1. Эстетическая мысль Китая

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследный  монарх, и именно ему подчинялись  и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство  во многом тоже было патриархальным.

Поэтому в древнекитайской  культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо, далеко не случайно китайцы  называли свою империю Поднебесной. Отличительной чертой китайской  мифологии является превращение  мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубокой древности. Это в сущности первопредки, ставшие культурными героями.

В эпоху Чжоу (XII-V вв. до н.э.) окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре [3, c. 198].

Мифология давала и определенное объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян - темные и светлые начала. Первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей вероятности, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.

Традиционализм древнекитайской  культуры был тесно связан с подавлением  индивидуальности. Все неповторимо  личностные проявления порицались, а  действия в соответствии с заданными  традицией образцами рассматривались  как проявление высшей доблести. Такая  система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в  культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок [4, c.218].

Специфика древнекитайской  культуры состоит в том, что если в других культурах разные культы последовательно преодолеваются и  поэтому значительно ослабляются, здесь мирно сосуществуют почти  в неизменном виде с ценностями и  структурами принципиально иного  типа, резкие контрасты отсутствуют.

В Древнем Китае возникла весьма своеобразная письменность. Каждое слово здесь изображалось отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы  упрощаются и схематизируются. Они  начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную  часть или черту, тем самым, становясь  менее наглядными. Шел процесс  создания логограмм и для обозначения  абстрактных понятий. Великим изобретением китайцев была бумага, на которой стали  писать с помощью волосяной кисточки.

Переход к оседлости в  «территориальном царстве» объединил  в единое целое множество родов, говоривших на своих языках. Поэтому  понимание устной речи в границе  единой территории было весьма затруднительно или даже невозможно. В результате логографическое письмо оказывается  объединяющим элементом культуры.

Значительные успехи в  Древнем Китае были достигнуты в  астрономии и математике. Уже в  эпоху Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.) делались наблюдения за звездами и появились  начальные формы календаря. В  период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) календарная  система была усовершенствована. В  период Хань (206-220 гг. до н.э.) была составлена карта звездного неба.

В V-IV вв. до н.э. древние китайцы  начали писать на шелке. Но этот материал был слишком дорогим, и из-за этого  не смог стать распространенным материалом для письма.

В VI-V вв. до н.э. китайские  монахи начали печатать с деревянных гравюр различные иконы, амулеты, тексты. Тогда же у китайцев постепенно появляется множество книг и начинается формирование библиотек. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-Цзин»). В нем была сведена в систему  и записана («кодифицирована») вся  система ценностей и мировоззренческих  установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывно связана древнекитайская философия, внимание которой было направлено на достижение единства человека и Неба. Обычно выделяют четыре философские  школы:

1. конфуцианство,

2. даосизм,

3. моизм,

4. школа закона («легизм») [2, c.215].

Учение Конфуция (Конфуций, по-китайски Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.)) многослойно и включает в себя элементы философии, религии, этики. В  центр своих рассуждений Конфуций ставит человека, но не как индивида, а как члена общества. Общество, согласно Конфуцию, должно управляться  только с помощью моральных норм. Целью всех его усилий была гуманность, предполагающая любовь к людям.

Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, было «дао», что означает «путь», «учение», «мировой закон» и др. Данное философское  учение интересует прежде всего цикличность  бытия, постоянство в изменении, которое предполагает движение по кругу, постоянное чередование тьмы (инь) и света (ян). Повсюду господствует принцип «вечного возвращения». Реальным считается лишь то, что не возникает и уничтожается, а повторяется. Считалось, что новое не нужно и недопустимо, должно повторяться прошлое. Оно не исчезает, а лишь отходит в Небытие, откуда вновь регулярно возвращается.

Что касается моизма, то основатель этой философской школы Мо-цзы (ок.475-395гг. до н.э.) сделал главным предметом своей проповеди принцип «всеобщей любви», который противостоит конфуцианскому принципу гуманности. «Воля неба»- высший принцип для моистов. В своё время моизм ценился наряду с конфуцианством, но он просуществовал всего два века. Причины исчезновения моизма до конца не ясны.

Значительно большее воздействие  на китайскую культуру оказал легизм. Он поставил в центр внимания административно-правовые управления государством. Легистам политика представлялась несовместимой с  моралью,и их идеалом является жестко сконструированное деспотическое  государство. Эти идеи были реализованы  во время правления Цинь Шихуанди (246-210гг. до н.э.),что в культурном отношении привело Китай к  катастрофе. После смерти Цинь Шихуанди влияние концепций легизма значительно  слабеет и они сливаются с  идеями конфуцианства. Начиная с  эпохи Хань легизм прекратил свое существование в качестве самостоятельного философского течения.

Многовековые традиции великой  китайской культуры в бурную эпоху  Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым  содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии  в 1 веке н.э. и приобретший здесь  особую национальную окраску.

Эпоха классического Средневековья  была временем высочайшего взлёта китайской  культуры – «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской  династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость  народа. Культура зрелого Средневековья  подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

Эпоха раннего Средневековья.

Литература: Литература в  Китае всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы  усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии  3-6 веков  прошёл несколько этапов развития.

Информация о работе Эстетика Древнего Востока