Эстетика Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.77 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из центральных проблем  понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних  культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное  целое, своим многообразием и  уникальностью в значительной степени  повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в  этой роли, своими достижениями, базой  для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Восточная цивилизация берёт  своё начало в цивилизации Желтой реки (Хуанхэ). Она сформировалась в  даосско-конфуцианской цивилизации  и окончательно сложилась в современной  восточно-азиатской коллективистской цивилизации.

Часто метафорически называют западную цивилизацию "голубой цивилизацией", восточную - "желтой", срединную - "красной". Вместе они образуют "три изначальных цвета человеческой системы цивилизации". Государства  и империи, составлявшие эти цивилизации, определяли историю, политику, культурное развитие всего человечества.

Восточная цивилизация представляет собой "человеко-человеческую" цивилизационную  систему, модель поклонения добродетельной природе и учению о человеке.

Ее наивысшие достижения основываются на единстве природной  природы и человеческой природы  человека, она воплотила ценностные воззрения "единства человечества".

Восточная цивилизация - исторически  первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем  Востоке: в Древней Индии, Китае, Японии, Древнем Египте.

 Актуальность данного  исследования обусловлена тем,  что Восток - это загадочная и  величественная культура не похожая  на другие, существующая на земле.  Ведь в ней таится познание  мира через самосовершенствование  самого себя. Эта культура остается незыблемой даже в цивилизованном мире, сохраняя духовность и религию. И даже в наше время трудно сказать, стремиться ли он к прогрессу, скорее всего Восток сохраняет свои традиции и обряды, несмотря на всеобщую модернизацию мира.

Основной целью работы является, изучение эстетической мысли  Восточной цивилизации.

Данная цель, обуславливает  решение следующих задач:

1. Изучить характерные черты восточной цивилизации. 

2. Рассмотреть культура и её понимание на Востоке. 

3. Определить особенности культуры восточных цивилизаций.

4. Исследовать эстетическую мысль Китая.

5. Изучить эстетическую мысль Японии.

6.Рассмотреть культуру Арабского Востока.

Для написания реферата использовались  следующие монографии и статьи,  научная  литература, а также словари:

  1. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока.
  2. Басин Е. Я.,  Искусство и коммуникация: очерки из истории философско-эстетической мысли. 
  3. Васильев Л.С.  Проблемы генезиса Китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса.
  4. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись
  5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мельденсона; под ред. и с предисл. В. В. Струве.
  6. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопр. философии, 1982. № 10. С. 56–60.
  7. Словарь.Под общ. ред. А. А. Беляева.

 

 

 

 

Глава I. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ  КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    1. . Характерные черты восточной цивилизации

Восточная цивилизация — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  • Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  • Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  • В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  • Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  • Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
  • Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  • Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение [ 4, c. 157].

Пеструю картину представлял  собой Средневековый Восток и  в цивилизационном отношении, что  также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и  индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская - в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.

Восточная цивилизация характеризуется  как традиционные общества, где преобладают  такие положения, как осторожное включение в природные процессы и соответствующие способы хозяйственной  деятельности, установка на адаптацию  индивида к социально-природной  среде, воспроизводство образа жизни  по опыту предков, коллективистский менталитет, религиозно-мифологические представления в составе мировоззрения. Данная характеристика и объясняет  такие традиции воспитания, как приучение  ребенка к строгому самоанализу  и умению самостоятельно принимать  решения, научить его осознавать интересы других в коллективе, их зависимость  от него и свою зависимость от них, воспитание внутренней дисциплины, ответственности  за любое поручение в ответ  на доверие и др [ 2, c.85].

В познании господствовал  не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью  науки  считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Культура и её понимание на Востоке

Если бы мы могли взглянуть  на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э., то могли бы обнаружить три пояса культур: первый пояс образовали бы культуры цивилизаций  Древнего Востока. Они образовали полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая. Как правило, начало их образования  относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец  падает на начало нашей эры. Второй пояс состоял бы из культур "варварских" обществ - народов, находящихся на родоплеменной  стадии развития, перешедших к земледелию или скотоводству, но не создавших  ещё своей государственности. Эти  культуры примыкали к поясу культур  цивилизаций с юга и с севера. Все они, кто раньше, кто позже, также переходят на цивилизационный  путь развития. Над вторым поясом, севернее и под ним, южнее, протянулся третий пояс - архаичных культур доземледельческих  общин, народов, которые использовали каменные орудия труда, занимались в  основном охотой, собирательством и  рыболовством. Это племена Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного  Ледовитого океана, с одной стороны, и народы южных стран, островов Тихого, Индийского океана, племена Тропической  и Южной Африки. Большинство из них дожило до ХIХ и начала ХХ века, а некоторые из них, наверное, войдут и в ХХI век.

Культуры цивилизаций  Древнего Востока - наиболее древние  из известных нам цивилизаций. С. Н. Крамер выпустил в 1965 году книгу "История  начинается в Шумере" - и он был  близок к истине. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем  судить по письменным источникам, оставленным  нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии  и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще, а древнего Востока - особенно. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток - "давал", Европа - "брала". Недаром появилось изречение: "Свет с Востока". И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке - кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас, на рубеже 2000 года, явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно [7, c. 56].

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в  себе разный смысл. Европейское понимание  культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы  в человеческий продукт. Греческое  слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение" "украшенный человек". Отсюда основной смысл  этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически  грубое, духовно неутончённое [4, c.157].

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов  человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности культуры восточных цивилизаций

Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского  временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько  цивилизаций. В устойчивости Восточной  цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы  ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как  сплошная линия. Новые веяния здесь  не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются  в старое и растворяются в нем [1, c.31].

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию  одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень  скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме  того, в отличие от Европы, на Востоке  сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении  западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не зыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.  Любимым доводом европейских  колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного [ 1, c.29].

Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально  изучив окружающую среду, человек Востока  знал, как она воздействует на его  организм. Например, эффективность  ударов (в боевых искусствах) в раз  личные точки тела рассчитывалась в  зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что  лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования  обретет гармонию и цельность  в себе самом. Ибо ему полностью  чужды зло и стремление разрушать.

Информация о работе Эстетика Древнего Востока