Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов: проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 07:48, доклад

Описание работы

Концепции библиотек, архивов и музеев имеют глубокие корни. Накопление и передача памяти от одного поколения к другому лежит в основе человеческого общества. 20-е столетие было охарактеризовано новой, технологической формой памяти – регистрацией звука и движущихся изображений. Теперь ее сохранение и доступность зависят от новой дисциплины, объединяющей три этих традиции. На их основе зиждутся философия и принципы аудиовизуального архивирования, а также охраны и поддержки нового вида памяти.

Файлы: 1 файл

Доклад. Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)
  • увеличилось разнообразие типов и видов контента
  • благодаря аудиовизуальным технологиям было создано культурное наследие нового типа (аудио-, видеозаписи, фильмы и пр.)
  • появление новых физических установок, способных регистрировать огромные объемы информации с очень высокой скоростью
  • большинство информации появляется сразу в цифровом виде
  • трансформация институтов памяти (музей - информационный центр)

Сохранение  цифровой информации требует постоянных усилий и дополнительных значительных финансовых вложений.

Катастрофически возрастающие объемы информации, технологические  и технические трудности, связанные  с регистрацией и необходимостью сохранения этих объемов, трудности  контекстного анализа и отбора информации, огромные финансовые расходы по обеспечению  сохранности электронной информации, а главное, отсутствие осознания  мировым сообществом значимости и неотложности решения проблем  сохранения электронной информации — все это приближает мир к  информационному кризису, последствия  которого могут стать гораздо  более серьезными, чем последствия  кризиса экономического.

Уменьшилась ответственность производителей и  хранителей цифрового контента. Хранители комплектуют далеко не все типы электронной информации, имеющей социально-культурное значение, часто не могут обеспечить сохранность электронных информационных ресурсов, не несут ответственности за их утрату.

В Узбекистане проблемы, связанные с сохранением электронной информации сегодня ощущаются менее остро, чем в высокоразвитых странах. Это объясняется, прежде всего, тем, что в силу различных причин Узбекистан намного позже развитых стран вступил в «электронную эпоху», подошёл к построению информационного общества. Информационные и коммуникационные технологии, ставшие во многих западных странах базой их экономического и социального развития, в Узбекистане только сейчас начинают активно внедряться во все сферы экономической, научной, социальной и культурной деятельности. В связи с этим накопленных объёмов электронной информации и информационного трафика в нашей стране значительно меньше. Таким образом, Узбекистан имеет перед западными странами определенную фору для своевременного осознания проблем сохранения электронного наследия и принятия соответствующих мер по их преодолению.

 

Международные инициативы и опыт по сохранению электронной информации

 

На  международном уровне задачам долговременного  сохранения электронной информации и доступа к ней, большое внимание уделяет ЮНЕСКО.

Внимание  к проблемам долговременного  сохранения электронной информации особенно усилилось после принятия ЮНЕСКО Стратегического плана Программы  ЮНЕСКО «Информация для всех»  на 2008–2013 гг., в котором долговременное сохранение электронной информации считается одним из приоритетов.

В России деятельность по сохранению цифрового культурного  наследия организует и возглавляет  Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

По его  инициативе, консорциум в составе  Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и «Центра ПИК» подготовил аналитические доклады по сохранению цифрового культурного наследия для Минкультуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Несмотря  на эти усилия, в целом, в Узбекистане проблема сохранения электронной информации так и не осознана системно и в полном объёме ни на республиканском, ни на региональном, ни на отраслевом уровнях. Ни республиканской, ни отраслевой программы сохранения цифрового наследия в нашей стране не существует.

Однако, постепенно, прилагаемые усилия начинают приносить  некоторые результаты. В настоящее время заканчивается разработка Национальной программы сохранения электронной информации в библиотеках (по заказу Министерства культуры РФ). Мы надеемся, что в следующем году эта программа будет расширена и на другие области культуры.

Однако, несмотря на огромный опыт зарубежных стран и собственные возрастающие проблемы, необходимость сохранения электронной информации еще мало видна широкой научной и культурной общественности, мало освещается даже в профессиональной печати и совсем не осмыслена на уровне политическом и управленческом. Можно даже утверждать, что ее острота, масштабы и даже само существование такой проблемы в  Узбекистане почти не осознаются.

 

Существующие  угрозы и возможные причины утраты электронной информации

 

Сохранение  электронных материалов требует  гораздо больших непрерывных  усилий, времени, денег, чем сохранение и реставрация традиционных носителей, и проблемы сохранения носят принципиально  другой характер. До сих пор можно  прочитать документы, созданные  несколько тысячелетий тому назад, но цифровые объекты, созданные всего десять лет назад, находятся под угрозой полного исчезновения, и в результате может наступить электронный «темный век».

Традиционные  носители информации разрушаются постепенно, и это дает время на то, чтобы  провести консервацию и реставрацию. Электронная информация исчезает мгновенно (например, при отключении электричества  или поломке носителя), и чаще всего восстановить ее уже невозможно. Поэтому, оценив риски и возможные  потери, необходимо принимать превентивные меры по сохранению информации.

Основная  причина возможной утраты электронной  информации, а часто и реальных потерь состоит в том, что отсутствует  осознание проблемы на всех уровнях. Как следствие, не обеспечиваются должная  организация процессов сохранения электронной информации на всех этапах ее жизненного цикла и наличие  критической массы взаимозаменяемых специалистов, способных реализовать  эти процессы.

 

Сохранение  аудиовизуальной информации

 

Узбекистан  обладает огромным аудиовизуальным наследием. Многие отечественные учреждения (архивы, библиотеки, музеи, учреждения образования и науки) обладают значительными коллекциями оригинальных фоно- и видеозаписей музыкального, литературно-художественного и общественно-политического характера, имеющими огромное культурно-историческое значение. Эти записи хранятся на восковых (эдисоновских) валиках, грампластинках, магнитных лентах, кинопленке, компакт-кассетах, компакт-дисках и других носителях.

Проблемами  сохранения аудиоинформации занимались, в основном, архивы и музеи.

 

Оцифровка аудиовизуальных информационных ресурсов и её специфика

 

В целях долговременного сохранения аудиовизуальные информационные ресурсы  должны быть оцифрованы, иначе они  будут утеряны безвозвратно. Для  аудиовизуальной информации оцифровка  – это обязательный этап долговременного  сохранения уникальных материалов и  обеспечения доступа к ним.

Когда оригинал разрушен, цифровая копия  становится единственным источником уникальной аудиовизуальной информации и может  приобрести статус оригинала. Поэтому  особое значение имеет высокое качество оцифровки, которое могут обеспечить только квалифицированные аудио- и  видеоинженеры. Преобразование документов из аналогового формата в цифровой может вызывать потери некоторых  характеристик оригинала. Возможно, в будущем технологии позволят перенести  в цифровой формат все характеристики исходной информации, поэтому важно  стремиться сохранить не только цифровую копию, но и исходный аналоговый носитель, а также воспроизводящую технику. Процесс оцифровки, используемые технологии и параметры необходимо тщательно  документировать, а цифровую копию  снабжать метаданными.

Таким образом, при оцифровке аудиовизуальной  информации необходимо сохранять:

  • сами аналоговые носители, как предметы музейных коллекций;
  • информацию на аналоговых носителях;
  • информацию, полученную в результате оцифровки информации с аналоговых носителей;
  • программное обеспечение и аппаратуру.

После оцифровки обеспечение сохранения и доступа к аудиовизуальной  информации в цифровом виде организуется точно так же, как сохранение электронных  информационных ресурсов других типов.

Проблемы  оцифровки аудиовизуальных материалов, во многом общие с проблемами оцифровки  других видов информации, имеют и  свою специфику, а именно:

Аудиовизуальная информация

  • хранится в архивах, библиотеках, музеях, учреждениях образования (сохранение – межсекторальная проблема);
  • физическая деградация носителей и воспроизводящей техники (без оцифровки потеряна безвозвратно). Цифровая копия может приобрести статус оригинала;
  • оцифровка – обязательный этап долговременного сохранения;
  • для оцифровки нужны специальные технологические комплексы;
  • многообразие носителей, форматов и воспроизводящей техники;
  • для оцифровки нужны специалисты;
  • нормативно-правовые проблемы.

Оцифрованные  копии надо сохранять точно так  же, как и другие электронные материалы

Чрезвычайно важным является постоянное расширение международного сотрудничества с целью  использования передового европейского и мирового опыта в вопросах долговременного  сохранения электронной информации, политике, программах и проектах таких  авторитетных международных организаций, как ЮНЕСКО, ИФЛА, Международный  совет архивов, Международный совет  музеев, Международный совет фонограмм, специализированных структур Европейской  комиссии и других.

Необходимо  содействовать активному участию  ведущих узбекских учреждений культуры, науки и образования в проектах и программах этих организаций с тем, чтобы отечественные специалисты были осведомлены о новейших исследованиях и разработках в сфере сохранения электронной информации, принимали практическое участие в решении проблем и получали доступ к новым технологиям сохранения.

 

Предлагается:

Используя международный опыт разработки и  реализации программ сохранения библиотечных фондов, разработать и принять  тщательно проработанную и финансово  обеспеченную Национальную Программу  долговременного сохранения электронной  информации в сфере культуры Узбекистана, ориентированную на реализацию библиотеками, архивами, музеями и другими учреждениями культуры.


Информация о работе Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов: проблемы и решения