Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов: проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 07:48, доклад

Описание работы

Концепции библиотек, архивов и музеев имеют глубокие корни. Накопление и передача памяти от одного поколения к другому лежит в основе человеческого общества. 20-е столетие было охарактеризовано новой, технологической формой памяти – регистрацией звука и движущихся изображений. Теперь ее сохранение и доступность зависят от новой дисциплины, объединяющей три этих традиции. На их основе зиждутся философия и принципы аудиовизуального архивирования, а также охраны и поддержки нового вида памяти.

Файлы: 1 файл

Доклад. Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

Электронные цифровые коллекции  аудиовизуальных ресурсов: проблемы и решения

 

Концепции библиотек, архивов и музеев имеют  глубокие корни. Накопление и передача памяти от одного поколения к другому  лежит в основе человеческого общества. 20-е столетие было охарактеризовано новой, технологической формой памяти – регистрацией звука и движущихся изображений. Теперь ее сохранение и доступность зависят от новой дисциплины, объединяющей три этих традиции. На их основе зиждутся философия и принципы аудиовизуального архивирования, а также охраны и поддержки нового вида памяти.

Желание защитить память сосуществует с желанием уничтожить ее. Существует убеждение, что «никто и никакая сила не может  уничтожить память», однако история  показала, в особенности за последнюю  сотню лет, что она поддается  искажению и управлению, и что  ее носители уязвимы, в том числе  и преднамеренному разрушению.

Другими словами, сознательное и объективное  сохранение памяти является неотъемлемым, политически значимым процессом. Невозможно само существование политической власти без контроля над архивами, без  сохранения памяти. Эффективная демократизация всегда может быть оценена в соответствии с этим основным критерием: наличие  и доступ к архивам, их организация  и представление.

Аудиовизуальные документы не менее, а в некоторых  условиях и более важны, чем другие виды документов или артефактов. Их относительная молодость, часто  популистский характер и уязвимость к быстро меняющейся технологии не снижает их важности. Их сохранение и доступность должны соответственно предусматриваться и обеспечиваться ресурсами.

Среди других обязанностей, аудиовизуальные  архивисты имеют задачу по поддержанию  подлинности и целостности порученного  им материала. Он должен быть защищен  от повреждения, цензуры или намеренного  искажения. Их отбор, защита и доступность  в общественных интересах должны управляться объективно, а не исходя из политических, экономических, социологических  или идеологических интересов, типа действующей политической установки. Прошлое незыблемо и не может быть изменено. Аудиовизуальные документы часто бывают фиктивными по природе, поэтому отбор и сохранение могут потребовать бдительности и безотлагательности.

Для описания физических объектов, содержащих движущиеся изображения и звукозаписи  в коллекциях или запасах аудиовизуальных  архивов, используется широкий диапазон терминов. Некоторые термины универсальны; некоторые зависят от страны и объекта применения. Далее приведены некоторые из них: дискретные физические объекты – диски, ролики ленты или пленки, кассеты, виниловый диск, фотопленка,

видеолента  и т.д.

Термин  «аудиовизуальный» – «воздействующий на органы зрения и слуха» – получил широкое использование как единственное подходящее слово, охватывающее и движущиеся изображения, и звукозаписи всех видов. С некоторым отличием в значении, он используется в заголовках некоторых архивов и профессиональных групп. Этот термин принят ЮНЕСКО для объединения отдельных областей кино-, теле- и звукоархивирования, которые стали более общими в процессе развития технологии.

Аудиовизуальный архив обычно обозначается термином, подразумевающим организацию или  часть организации. Термин иногда нейтрален (например, организация, институт, фонд), но чаще применяются профессиональные термины, такие, как архив, библиотека или музей. Это также дает понять характер организации (или ее отдела), а также вызывает связанные ассоциации.

В некоторых странах аудиовизуальные  архивы используют определенный тип  термина, происходящего от французского или испанского слова библиотека (bibliotheque, biblioteca). Так появились термины  фильмотека (cinemateca, sinematek, kinemathek) для киноархива, фонотека или дискотека для звукового архива и медиатека для аудиовизуального медиа-архива.

Как объект управления в рамках большей  организации, аудиовизуальный архив  может иногда обозначаться как коллекция  – буквально, группа объектов или  документов, собранных вместе. В  зависимости от контекста, термин может  иметь несколько значений, включая  значение индивидуально отобранных согласно некоей политике элементов, в  противоположность архивным фондам, или группе связанных записей, составляющих органическое целое. Организационно, термин подчеркивает подчинение более обширной организации или концепции, вместо обозначения организации в собственном  смысле.

Термины носитель, материал или документ имеют тенденцию  к взаимозаменяемости. При этом понятие  материал четко относится к разряду носителей. Понятие «документ» используется ЮНЕСКО в применении и к носителям, и к преднамеренно созданной информации.

Соответственно, предложено следующее профессиональное определение аудиовизуальных документов:

Аудиовизуальные документы – продукт, включающий воспроизводимые изображения и/или звуки на носителях, чьи

• запись, передача, восприятие и понимание  обычно требуют технических устройств;

• визуальное и/или звуковое содержание имеет линейную продолжительность;

• цели направлены на взаимоувязывание этого содержания, а не использования технологии для других целей.

Аудиовизуальный архив – организация или ее подразделение, которая имеет установленный законом или иной мандат на обеспечение доступа к коллекции аудиовизуальных документов и аудиовизуального наследия, организуя их сбор, управление, сохранение и развитие.

Разработка  коллекции – общий термин, который  охватывает четыре

различных процедуры:

• отбор (интеллектуальный процесс, объединяющий поиск и оценку, ведущие к приобретению)

• приобретение (практический процесс, в  который могут входить технический  и физические выбор, переговоры и  сделка, получение, экспертиза и инвентаризация носителей)

• прекращение отбора (субъективный процесс, основанный на более поздних обстоятельствах, включая изменения в политике отбора)

• снятие с хранения (этика вывода носителей из коллекции)

Архив может иметь отдельную политику для каждой из четырех позиций  или

объединить  их в отдельном документе, определяющем общую политику.

Несмотря  на возможное желание собрать  и сохранить все, это часто практически и финансово невозможно. Нет никакой связи между выпуском промышленности и размером архивного бюджета. Поэтому необходимо принимать решение, что будет, и что не будет отобрано. Поскольку отбор и оценка необходимости приобретения субъективны, они никогда не будут простыми: невозможно смотреть на настоящее глазами будущего. Однако лучше, чтобы эти оценки делались на основе политики, преднамеренно, а

не случайно.

Одна  из отправных точек – принцип утери: «если есть причина сожалеть о потере элемента формы, содержания или связи с другими элементами в будущем, она становится основанием для сохранения». Это является больше предостережением против беспечного уничтожения, чем инструкцией к действию; это – основа для решения сложной задачи по созданию основательных и обоснованных критериев отбора и область ответственности для аудиовизуальных архивистов. Можно быть всесторонним в некоторых областях и избирательным в других: изменение технических форматов и затрат относительно оценки важности и ожидаемого использования. (Например: за ту же стоимость, выбор остановится на специализированном отборе в высококачественном формате или всестороннем сохранении в формате более низкого качества?)

Так, аудиовизуальные архивисты на практике должны применять собственные подходы. Это – главная их задача в экспертном и временном масштабе. Они будут подвержены влиянию собственной культурной, технической и исторической оценки аудиовизуальных носителей и их особенностей, а также личных перспектив и практических ограничений. Это также и тяжелая ответственность, ведь упущенные материалы не восстанавливаются: в отличие от печатного слова, аудиовизуальный документ может существовать только в одной копии, и может не дождаться окончания долгих размышлений.

Отбор и политика приобретения могут лежать в основе множества процессов, но наиболее общий и важный случай – понятие национальной продукции. Какая часть и какой процент национальной продукции сохраняется? Для ответа на этот вопрос необходима ее систематическая регистрация. Аудиовизуальные архивы в некоторых – но все еще относительно немногих – странах уподобляет национальные фильмо-, дискографии и т.п., концепции национальных библиографий, произведенных большинством национальных библиотек. Компьютерная технология открыла возможность

связи баз  данных как рационализации работ  по каталогизации многих учреждений. Это улучшает перспективы будущего документирования, однако аудиовизуальные архивисты не могут знать всего обо всей национальной продукции.

Дополнительным, включающим национальную продукцию, является более широкое понятие аудиовизуального наследия страны. Ни одна страна не оторвана от своего окружения, и все движущиеся изображения и звукозаписи, транслируемые  и распространяемые в стране, имеют  некую международную или иностранную  примесь. Эти материалы воздействуют на национальную культуру и обеспечивают условия для национального продукта, что дает основания для длительного к нему доступа. Ряд архивов видят свою задачу в сохранении и обеспечении доступа к определенной части этого наследия. Это международное понятие долго было стандартной особенностью

отбора и  политики приобретения основных библиотек  и художественных галерей мира.

Если  архив прямо или косвенно устанавливает  юридический депозит, следует ли ему принимать все, что передается на хранение? В зависимости от юридических  обязательств, конечно, может не быть никакого выбора, и наряду с принятием  всех материалов может устанавливаться  обязательство по его сохранению. Если архив тем не менее намерен  выбирать, он может применить политику отбора. Закон признает право архива гарантировать сохранение, как основной принцип, а оценку архивом необходимости сохранения – профессиональной ответственностью. Если архив определяет это только косвенно – например, в некоторых странах национальная библиотека или архив могут быть формальным юридическим депозитарием, а аудиовизуальный архив фактически хранить материалы и экспертизы – процесс усложняется.

Со  временем и независимо от оснований  приобретения может встать вопрос о прекращении отбора и снятии с хранения. Тому может быть множество причин: приобретение копий более высокого качества с удалением предыдущих; изменение мандата или политики отбора архива; основания выбора могут быть пересмотрены.

Обычно  аудиовизуальные архивы собирают, а  не создают материал, но нет правил без исключений. Созданием записей непосредственно или косвенно, архив может решить проблему заполнения выявленных пробелов. Обычная форма косвенной записи – устное или видео интервью. Степень, с которой архив должен быть «изготовителем» или «собирателем» – интересная область для дебатов. Конечно, создание записи эфирной передачи также обычно, но в действительности является лишь формой приобретения.

 

Проблема  сохранения электронной информации и обеспечения доступа к ней  является одним из серьезных вызовов  бурно меняющейся информационной среды. С появлением цифровых информационных и коммуникационных технологий задача сохранения информации многократно  усложнилась. Помимо информации на традиционных и аналоговых носителях, сегодня  необходимо сохранять также электронную  информацию, полученную в результате оцифровки информации на аналоговых носителях, а также информацию, изначально созданную в электронном виде. Объемы информации, существующей в  электронном виде, уже значительно  превысили объемы информации на традиционных и аналоговых носителях.

Необходимы  осознанные целенаправленные действия по сохранению той электронной информации, которая уже накапливается музеями, библиотеками, архивами и другими  институтами памяти и которая  пока еще по разным причинам остается за пределами их внимания.

Речь  идет как об электронной информации, порожденной самими учреждениями культуры в результате оцифровки своих  фондов, создания баз данных и каталогов, подготовки электронных изданий  и пр., так и о чисто виртуальной  информации, зарождающейся и существующей только в Интернете.

Целью сохранения электронной информации является обеспечение  долговременной (или вечной) доступности  цифровых материалов, с сохранением  всех смысловых и функциональных характеристик исходных материалов, возможностей поиска, презентации и  интерпретации для последующего доступа и использования.

Без специальных усилий по сохранению цифрового  культурного наследия, объем и  разнообразие которого постоянно увеличиваются, оно будет неизбежно и довольно быстро утрачено.

С резким увеличением объемов электронных  информационных ресурсов возникли серьезные  проблемы нового качества, которые  необходимо учитывать при принятии решений о создании цифровых массивов данных. Речь идет о задачах архивирования  и сохранности документов в цифровых библиотеках нового поколения.

Стремительный (лавинообразный) рост объемов информационных ресурсов можно объяснить следующими причинами:

Информация о работе Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов: проблемы и решения