Электронно-цифровая подпись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 17:32, доклад

Описание работы

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭЦП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП.

Файлы: 1 файл

ЭЦП.docx

— 19.13 Кб (Скачать файл)

Электронно-цифровая подпись. Состав ЭЦП, разновидности, преимущества, требуемые документы для получения ЭЦП.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭЦП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП.

Электронная цифровая подпись — надежная современная альтернатива традиционной подписи на документах. Использование ЭЦП существенно сокращает документооборот, обеспечивает защиту передаваемой информации, минимизирует временные и материальные затраты. Все документы, подписанные электронной цифровой подписью, имеют неоспоримую юридическую силу. Правовые аспекты использования защищенного документооборота регулируются Гражданским кодексом РФ, а также законом «Об электронной цифровой подписи».

Для лиц, использующих ЭЦП, создается особый индивидуальный ключ, с помощью которого шифруется передаваемая информация. Он состоит из двух компонентов — секретного и открытого. Секретный ключ необходим для шифрования и подписания документов для последующей отправки адресату средствами электронной почты. Он записывается на флеш-носитель информации и передается владельцу ЭЦП. Открытый ключ предусмотрен для проверки подлинности электронной цифровой подписи. Он подтверждается специальным сертификатом открытого ключа, находящимся в свободном доступе.

Для функционирования ЭЦП необходимо специальное программное обеспечение — Центр управления ключевой системой. Ключи для подписи создаются администратором данной системы. Информация о порядке использования электронной подписи входит в пакет документации системы «Дело». Опционально ЭЦП может быть двух типов — для корпоративного документооборота или же для юридически значимого электронного документооборота. Первый вариант используется для обмена информацией в рамках одной компании, зачастую с разветвленной системой подразделений и филиалов. Возможно также использование ЭЦП такого типа внутри системы самостоятельных организаций, осуществляющих  документооборот в значительных объемах.

Для получения права на электронную цифровую подпись необходимо отправить заказ в любой из многочисленных центров выдачи ЭЦП. Специалист выбранного удостоверяющего центра предоставляет счет для оплаты услуг и анкету, в которой получатель указывает точные данные для получения подписи. После оплаты счета заполненная анкета вместе с необходимым пакетом документов передается в удостоверяющий центр. Для ускорения процесса можно отправить отсканированные копии документов, а оригиналы в бумажном виде предоставить при получении сертификата ЭЦП.

Для разных категорий получателей ЭЦП требуются различные по составу пакеты документов. Для юридических лиц это, как правило, заявление, свидетельство о гос. регистрации, устав и другие учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в органах федеральной налоговой службы, страховое свидетельство Пенсионного фонда, паспорт уполномоченного представителя и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Для получения ЭЦП физическим лицом необходимо предоставить в удостоверяющий центр паспорт, страховое свидетельство Пенсионного фонда, свидетельство о постановке на учет в органах федеральной налоговой службы и заявление. Документы должны быть поданы в оригинале. Возможно предоставление копий, заверенных нотариально или уполномоченным представителем соответствующего государственного органа. Получить сертификат можно лично или через представителя на основании доверенности в центре выдачи.

Существует 3 разновидности ЭЦП. Они могут быть присоединены к подписываемым данным, отсоединены от них или находиться внутри данных. Наиболее часто применяют ЭЦП к данным, хранящимся в файлах, а сама подпись относится ко всему содержимому файла.

1. Присоединенная электронная  цифровая подпись. В случае создания присоединенной подписи создается новый файл ЭЦП, в который помещаются данные подписываемого файла. Этот процесс аналогичен помещению документа в конверт и его опечатыванию. Перед извлечением документа следует убедиться в сохранности печати (для ЭЦП в ее правильности). К достоинствам присоединенной подписи следует отнести простоту дальнейшего манипулирования с подписанными данными, т.к. все они вместе с подписями содержатся в одном файле. Этот файл можно копировать, пересылать и т.п. К недостаткам следует отнести то, что без использования средств СКЗИ (средства криптографической защиты информации) уже нельзя прочесть и использовать содержимое файла, точно так же, как нельзя извлечь содержимое конверта, не расклеив его.

2. Отсоединенная электронная  цифровая подпись. При создании отсоединенной подписи файл подписи создается отдельно от подписываемого файла, а сам подписываемый файл никак не изменяется. Достоинством отсоединенной подписи является то, что подписанный файл можно читать, не прибегая к СКЗИ. Только для проверки подписи нужно будет использовать и файл с ЭЦП, и подписанный ей файл. Недостаток отсоединенной подписи - необходимость хранения подписанной информации в виде нескольких файлов (подписанного файла и одного или нескольких фай-лов с подписями). Последнее обстоятельство существенно осложняет применение подпи-си, так как при любых манипуляциях с подписанными данными требуется копировать и передавать несколько независимых файлов.

3. Электронная цифровая  подпись внутри данных. Применение ЭЦП этого вида существенно зависит от приложения, которое их использует, например электронная цифровая подпись внутри документа Microsoft Word или Acrobat Reader. Вне приложения, создавшего ЭЦП, без знания структуры его данных проверить подлинность частей данных, подписанных ЭЦП затруднительно.

Преимущество ЭЦП:

- значительно сокращает  время, затрачиваемое на оформление  сделки и обмен документацией;

- совершенствует и уменьшает  стоимость процедуры подготовки, доставки, учета и хранения документов;

- гарантирует достоверность  документации;

- минимизирует риск финансовых  потерь за счет повышения конфиденциальности  информационного обмена;

- помогает построить корпоративную  систему обмена документами;

- позволяет выбрать наиболее  выгодное ценовое предложение  товаров и услуг на электронных  торгах, аукционах и тендерах;

- позволяет выстраивать  взаимоотношения с населением, организациями  и властными структурами на  современной основе, более эффективно, с наименьшими издержками;

- расширяет географию  бизнеса, совершая в удаленном  режиме экономические операции  с партнерами из любых регионов  России.


Информация о работе Электронно-цифровая подпись