Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА1
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.
Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4


ГЛАВА2
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры…………….10

2.2. Зарубежные модели досуга………………………16
2.3. Организация культурно-досуговой деятельности
на местном уровне…………………………………….19
2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами
и людьми «третьего возраста»………………………26

Список литературы…………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая СКД.docx

— 101.30 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3

ГЛАВА1

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.

Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4

 

 

ГЛАВА2

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ

2.1. Особенности культурной  политики передовых стран Запада. Управление и финансирование  учреждений культуры…………….10

 

2.2. Зарубежные модели досуга………………………16

2.3. Организация культурно-досуговой деятельности

 на местном уровне…………………………………….19

2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами

 и людьми «третьего  возраста»………………………26

 

 

 

 

Список литературы…………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

XXI век - это век преобразовательных  процессов не только в экономической  и социальной жизни, но и в  сфере культуры, которые происходят  практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие  рыночных отношений в современной  России явились одной из причин  кризисного состояния значительной  части населения страны, лишенной  возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране.

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптации личности, криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. 
 

 

ГЛАВА 1

1.1 Особенности и черты современного досуга

 

Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились»от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу»,т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их реальная цена».

Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской структуры сознания Фаулер связывает со следующими взаимосвязанными факторами:

- глобальной реструктуризацией  капитала и новым международным

разделением труда;

- обострением борьбы за  образовательный капитал;

- обострением конкуренции  во всех сферах жизни капиталистического  общества, в том числе и в  европейских культурных столицах;

- разрушением анклавов  докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени  вкраплявшихся в структуру капиталистического  общества;

- становлением нового  опыта досуга под влиянием  идеологии «принудительного потребления»;

- распространением туризма, привычки проводить отпуск за  границей и многими другими;

Мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду в стиле «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов.

Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выживания человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей.

Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:

- растет свободное время  трудящихся, и при этом происходят  его качественные изменения;

- формируются социально-культурные  функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений;

- появляются новые виды  и формы социального творчества в культурно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины.

На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.

Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.

Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)

В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.

 

 

ГЛАВА 2.         КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ

На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.

Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.

Информация о работе Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом