Историческое культуроведение, предмет и метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств» и др. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говориться о «культурных системах», «культурной динамике», «типологии культур» и т.д.

Содержание работы

Историческое культуроведение, предмет и метод:
Что такое культура?
Культура и цивилизация
Основные этапы развития мировой культуры
Особенности русской культурологической мысли

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 104.06 Кб (Скачать файл)

Своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира является результатом того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире, получившее название «картины мира». Культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.

Культурная  картина мира находит свое выражение  в различном отношении к тем  или иным явлениям культуры. Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком  статуса и уважение к умершему. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели. И, напротив, в современной России или США похороны занимают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

Чрезвычайно многие понятия, которые не изменялись в своей семантике на протяжении веков, утратили эту семантику или повредили ее в XX в. У нас весьма причудливое представление о понятии «демократия», абсурдное — о понятии «империя», но даже с понятием «общество»  и  то зачастую не все в порядке. На самом деле выстраиваются эти понятия тем или иным способом от фундаментального, базового понятия « культура ». Что же такое « культура »?

Кто-то подсчитал, что было совершено порядка 600 попыток определить «культуру». Это наводит на мысль, что, если 600 раз пытались дать дефиницию, значит, понятие «культура» просто не определимо. Через понятие «культура» определяется прежде всего «цивилизация», «искусство» (рассмотрение любого искусства грамотно можно вести только от  культуры). Однако через понятие «культура», так или иначе, определяются  и  «общество», «нация», а, следовательно,  и  «государство». Но если «культуру» нельзя определить, это отнюдь не значит, что ее нельзя описать.  И  здесь мы сталкиваемся с ситуацией, что ни 600, ни 60 вариантов описания нам не нужны. Все варианты будут сводиться к двум возможным.

Одни  ученые (сейчас меньшинство) считают  культуру  частью  цивилизации. Они  рассматривают  культуру  как  совокупность высших проявлений духовной жизни человека или высших достижений творческого потенциала человека. В принципе этот вариант описания годился бы, но тогда границы  культуры  установить невозможно.

Другие  ученые (и  таковых ныне большинство) полагают, что не  культура  —  часть  цивилизации, а цивилизация  — часть культуры. Для них культура  — это среда обитания, формируемая  человеком в его жизни. Иными  словами,  культура  — все, что  не природа. В пользу данного подхода  говорит  и  то, что человек  всегда жил в культуре, но не всегда, а лишь с определенного момента  истории — в цивилизации  (этот тезис серьезно обоснован в авторитетном трехтомном  учебнике  «История Древнего мира»).

Можно привести и религиозно-философский  взгляд: культура — это то, в чем  человек реализует свой со - творческий дар. Религиозно-философский взгляд иногда бывает полезен. Действительно, со - творцом природы человек не является. Можно, считать, что природа творит сама себя, или ее творят безликие законы, или у природы есть всемогущий Творец. Во всех вариантах человек здесь ни при чем. Однако, если Бог сотворил волка, то человек сотворил собаку. Болонка либо даже крошечная чи-хуа-хуа — генетически волк (это один биологический вид). Таким образом, человек безусловно реализует себя как со - творец,  и  результат его деятельности — постоянно пополняемая  культура.

При подобном подходе политическая история  уже, чем история  культур,  и  может рассматриваться как ее составная часть. Более того, при  подобном подходе,  и  политика —  часть  культуры, причем зависимая  от многих высших рангов последней.

Культура  имеет свою внутреннюю иерархию, точнее, аксиологию — ранги достоинства (по-гречески, «аксиос» — «достойный»). Об этой аксиологии никто никогда не договаривался, ни один философский конгресс ее не устанавливал, она сложилась в обиходе научного общения. Тем не менее, любая библиотека выстраивает в соответствии с ней свои каталоги. Аксиология эта (по старшинству) такова:

  • теология (богословие);
  • философия;
  • словесность и область свободных искусств (средневековый термин), к коей относятся  и  науки, по крайней мере, фундаментальные;
  • культура  хозяйственная;
  • культура  политическая (т. е. система взаимодействия в обществе);
  • культура  бытовая.

Ужасно, когда  культура  является следствием политики, ее составной частью. Это  ведет к чудовищному снижению вкуса и уровня культуры. Но совершенно нормально, когда политика — составная часть культуры. Так, в основном, люди и прожили несколько тысяч лет.

Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста  на нескончаемой нити человеческого  познания и самой жизни. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются  как факторы творческого жизнеустроения, средства человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить их потенциал  и способы возможно полного использования.

Культурные  и  цивилизационные особенности  конкретных обществ, составляющих их народов  или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом зависят от философского постижения сущности культуры и цивилизации, их соотношения  и  взаимодействия.

Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и  экзистенциальные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.

В современном философском языке  понятия "культура" и "цивилизация" - одни из самых распространенных  и  многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки  первоначального, этимологического значения. Термин "культура" (лат. cultura) переводится  как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" (лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIIIв., хотя слова "цивилизовать" и  "цивилизованный" известны уже в конце XVIв. М. Монте-ню,  и  обозначали идеальное общество, основанное на разуме  и  справедливости.

Эволюция  представлений о  культуре. Интерес  к  культуре и попытки осмыслить  этот сложный феномен восходят к  глубокой древности. В античном сознании понятие  культуры отождествляется  с пайдейей, т.е. воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от "некультурных" варваров. В то же время у софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению, - изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

В позднеримскую эпоху зародился, а в средние века получил распространение  иной комплекс значений: усилилось  внимание к внутреннему миру человека,  культура  стала ассоциироваться  с признаками личного совершенства, как устранение греха  и  приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию  цивилизации.

Философы  Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной  универсальной личности - всесторонне  образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и  искусств и укреплению государства.

Понятие культуры становится одним из центральных  в философии Просвещения. В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума. Цель культуры, соответствующая высшему назначению "разума", - сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей "естественной" природы.

Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре формируется система долженствовании и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или указывают ни в коем случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изначально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

На  протяжении всей истории человечества различными культурами было создано  огромное количество самых разнообразных  норм поведения и общения. В зависимости  от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости  исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого  поведения стали нравы, которые  были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные оценки допустимости тех или иных форм, как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Регулятивная  роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное  поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и культивировать. Поэтому многие обычаи оставались на протяжении веков неизменными.

В каждой культуре формируется своя система  обычаев, распространяющаяся на все  стороны повседневных отношений. Тот  или иной обычай всегда связан с  соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.

Информация о работе Историческое культуроведение, предмет и метод