Историческое культуроведение, предмет и метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств» и др. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говориться о «культурных системах», «культурной динамике», «типологии культур» и т.д.

Содержание работы

Историческое культуроведение, предмет и метод:
Что такое культура?
Культура и цивилизация
Основные этапы развития мировой культуры
Особенности русской культурологической мысли

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 104.06 Кб (Скачать файл)

Для России, как сложной и многообразной  полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно  важной была проблема межэтнических  контактов. Именно они выступали  мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Как отмечают исследователи (В.В.Руднев, В.А.Дмитриев и др.), наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.

Так, русские, поселившись в Поволжье в XVI-XVIIIвв., быстро овладели языками  местных народов. Последние передали русским крестьянам, поселившимся на неосвоенных и тяжелых землях, тяжелый плуг (сабан). У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах, уложенных в "кибэн" (особый вид кладки на специальном помосте высотой 20—50 см). Это позволяло хранить хлеб необмолоченным без ущерба по нескольку лет, предохраняя от сырости и мышей. В условиях сухого климата левобережья Волги хлеб достаточно быстро подсыхал в кадках, и его можно было молотить, специально не просушивая.

Достаточно  широка была и область встречных  заимствований элементов культуры жизнеобеспечения. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой  культуры произошел переход от пестрополья к трехполью. Ассортимент культивируемых растений расширился. Так, татары стали выращивать озимую рожь, овес, овощи (такие культуры, как капуста, репа, свекла сохранили русские названия).

Переселяясь, например, в Сибирь, русские крестьяне  позаимствовали у аборигенов теплую одежду: парки из оленьего меха, камлеи, хантыйские "тандекуры" - "нашейник" из беличьих хвостов, хорошо защищающий шею от ветра и снега. В питании  у русских нашла распространение оленина.

Богаты  и разнообразны русско-северокавказские культурные межэтнические контакты. Начиная с XVIв. и до настоящего времени  идет процесс заимствований в  материальной и духовной культуре, то затухая, то наоборот, расширяясь и обогащаясь. Так, русские казаки первыми стали усваивать такие элементы культуры кавказских народов, как беспорядочная планировка поселения, конструкция жилища, предметы и облик интерьера, конная упряжь, детали мужского и женского костюмов.

Наоборот, в культуре северокавказских народов  уже с конца XIXв. появляются новые сельхозорудия труда, пароконные брички, осваиваются новые сельскохозяйственные злаки, овощи, в том числе картофель, помидоры, огурцы. Складывается своеобразный мужской костюм, состоящий из "кавказской" рубахи, брюк-галифе, цельнокроеных "русских" сапог.

В этнической культуре ведущее место  всегда занимали народные промыслы и  ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности  общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась. Последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию, и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности материальной и духовной культуры того или иного народа.

Наша  страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.

Уникальные  народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и  Дальнего Востока. И тому есть серьезное  объяснение. Во-первых, огромная территория и оторванность от европейской части России всегда стимулировали творческую смекалку и инициативу сибиряков и дальневосточников. Во-вторых, в Сибири, по мнению исследователей (В.О. Назанский), сложился своеобразный русско-сибирский этнос, типологически сопоставимый с англо-канадским, австралийским, новозеландским, аргентинским. Русская культура органично соединяется, сочетается с аборигенными культурами. В результате "выплавляется" уникальное искусство 26 малочисленных и 5 достаточно крупных общностей, представленное различными промыслами: древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

До  сих пор сохранились оригинальное искусство обработки бересты  у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для  своего хозяйства, в частности, посуды. Так, с древних времен передается искусство приготовления посуды для жидкости. Мастер - умелец берет кусок бересты четырехугольной формы, стороны которого широко заворачивает наверх, а образовавшийся на углах треугольные ушки загибает назад так, чтобы их концы сходились точно посередине. Такая утварь годится в качестве ведра, черпалки для воды из лодки, в ней моют посуду, хранят рыбу, мясо, стирают белье и т.д.

Широко  в мире известно искусство обработки  металлов у народов Северного  Кавказа. Одним из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни является с. Кубачи Республики Дагестан. Современное кубачинское медночеканное искусство, уходящее своими корнями еще в XII-XVвв., славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками др.

Народный  костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди; белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя Северного Кавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитная карточка человека определенной национальности.

Все народы достигли большого мастерства в изготовлении своей одежды.            Д.В. Солдатенкова, профессионально  изучающая культуру народов Среднего Поволжья, свидетельствует, что их вышитые  рубахи, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих музеях страны как  предметы народного искусства высокого художественного уровня. У финно-угорских народов Поволжья – марийцев, мордвы, удмуртов и у тюрко-язычных чувашей  вплоть до рубежа XIX-XXвв., а иногда и  позже продолжала бытовать традиционная одежда, богато украшенная великолепной вышивкой. Наиболее древними и традиционными  способами вышивки были так называемые "счетные" техники – набор, косая стежка, роспись, реже – гладь. Вышивка обладала знаково-магической функцией, которая ей придавала роль оберега и благопожелания – на груди и в других местах вышивались орнаменты, символизирующие плодородие, животворные силы. При этом, безусловно, вышивка всегда имела эстетическое значение, украшала одежду.

В стране в течение многих лет большой  популярностью и авторитетом  пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей. Специалисты (доктор исторических наук В.Е.Гусев) выделяют среди них три основных типа:

     а) аутентичные, или собственно  народные ансамбли, участниками  которых являются носители фольклорной  традиции – народные певцы,  музыканты, танцоры; 

     б) экспериментальные ансамбли, формирующиеся  в городской молодежной среде,  усваивающие и воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства;

     в) так называемые стилизаторские  ансамбли, исполняющие произведения  фольклора в обработках профессиональных  композиторов и руководителей  коллективов художественной самодеятельности.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое  пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. В такой многонациональной стране, как Россия, значение опыта каждой нации, каждого народа в сфере искусств (как и культуры в целом) огромно, поскольку важнейшие духовные ценности становятся доступны другим народам, обогащают и оплодотворяют единую многонациональную культуру.

"Учитывая  весь тысячелетний опыт русской  истории, мы можем говорить  об исторической культурной миссии России, - пишет академик Д.С. Лихачев. – В этом понятии "исторической миссии" нет ничего мистического. Миссия России определяется тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов – больших, великих и малочисленных, требовавших защиты.

… Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным".

Наряду  с полиэтничностью русской цивилизации  свойственна еще одна важнейшая  особенность – многоконфессиональность. И это также исторически наложило свой отпечаток на русскую культуру. Традиционными религиями в России всегда были и остаются христианство, ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, северокавказских народов), буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Веками существуют в России иудаизм, лютеранство, целый "блок" протестантских течений.

Значительная  роль в формировании и развитии российской цивилизации в целом, в том  числе и русской национальной культуры принадлежит православной религии. Она оказала большое  воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное  искусство, философию, нравственность, психологию, словом, на всю систему  нашей национальной культуры. Следует  подчеркнуть, что в России помимо русского народа православными были большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и других. Это позволяет православию выступать одной из важнейших цивилизационно -культурных основ огромной не только конфессиональной, но и полиэтнической общности, сближая культуру, обогащая ее лучшими взаимными достижениями и ценностями.

Словом, культурное влияние церкви и религии  было, безусловно, значительным в исторической жизни народа, в выработке его  социокультурных ценностей. Впрочем, таким оно всегда бывает у всех народов, находящихся на одинаковой ступени развития. Однако и в прошлом, и в настоящем широко распространено мнение, считающее религиозность и влияние церкви специфической особенностью русского народа. "Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа, - считал Н.О.Лосский, - есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием".[52] Русский религиозный философ, правовед и общественный деятель Е.Н.Трубецкой (1863-1920) полагал, что "открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа", в ней "выявилось все" (!) жизнепонимание и все (!) мирочувствие русского человека с XII и XVII век. "… Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но настоящее русской жизни, более того – ее будущее".

Сторонники  подобного взгляда выводили все  достоинства и достижения русской  жизни, русской культуры из православия. Но были и другие точки зрения, диаметрально противоположные предыдущей. Так, П.Я.Чаадаев  склонен был все недостатки России и русского народа объяснять чрезмерным влиянием православия на нашу жизнь  и культуру.

Точка зрения П.Я.Чаадаева (1794-1856) – выдающегося  русского мыслителя и публициста на роль православия в истории русской культуры: "Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами … Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. …Взгляните вокруг. – Разве что-нибудь стоит прочно? … Ничего устойчивого, ничего постоянного; все течет, все исчезает, не оставляя следов ни во вне, ни в вас. В домах наших мы как будто определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы похожи на кочевников, мы хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те были привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам … Бедные наши души! … Мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса … Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний …Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся душа вне их. Таковы же и мы. … Если Россия отстала от Европы, если прошлое ее жалко, а будущее темно, если она рискует навеки застыть в своей китайской неподвижности, то это есть вина растленной Византии. Ведь оттуда, то есть из отравленного источника Русь взяла христианство".

Информация о работе Историческое культуроведение, предмет и метод