Искусство витража и мозаики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:42, реферат

Описание работы

Витраж и мозаика, основным своим назначением в прошлом имели служение архитектуре. Они дополняли и поясняли язык ее образов. Они своим тематическим содержанием служили целям церковной и политической пропаганды; смягчали своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Содержание работы

Введение 3
1 Витраж 3
2 Мозайка 6
3 История витража 11
4 История мозаики 14
5 Виды витражей, современный витраж. 16
5.1 Виды витражей 16
5.2 Современный витраж 19
6 Виды мозаик, современная мозаика. 21
6.1 Виды мозаик 21
6.2 Современная мозаика. 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

Витраж_и_мозаика.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

     Нужно подчеркнуть, что между указанными приемами мозаичного набора не существовало резкой границы. Античные художники  обычно пользовались комбинированной техникой. Например, в мозаичных полах более простые орнаментальные мотивы набирались из кубиков в технике Opus tesselatum, тогда как помещенная в середине пола картина, более тонкая по рисунку и цвету, была набрана в технике Opusr vermiculatum. Бывало и так, что в мозаичной картине человеческие фигуры и особенно лица выполнялись из мельчайших кусочков разнообразной величины и формы, а фон - из крупных кубиков одинакового размера.

     Вооруженная комбинированной техникой мозаика  применялась в древности и применяется сейчас в качестве ближайшей подсобницы зодчества при возведении парадных сооружений, раскрывая и конкретизируя величественные, немые образы архитектуры. Здесь мозаика выступает в своем возвышенном качестве, как один из благороднейших видов монументального искусства.

     Именно  эту группу наиболее распространенных и важных по своему значению мозаик мы и будем в основном иметь  в виду при изложении технологического процесса.

     Как и во многих отраслях художественного  стеклоделия, технология мозаического искусства за долгие годы своего существования не претерпела значительных изменений. Поэтому я не буду загромождать изложения многочисленными справками о том, к какому именно периоду относится тот или иной прием, учитывая, что почти любой прием, которым мы пользуемся сейчас, мог бы быть по своему техническому уровню отнесен и к прошлому. Остановимся прежде всего на основном материале мозаической живописи - смальте, или мусии, как ее называли раньше.

     Смальта

     Термин "смальта" употреблялся в средние века для обозначения особого рода эмалей. В том смысле, какой мы этому слову придаем сейчас, оно стало применяться сравнительно недавно. Смальта по своей природе - обычное силикатное стекло, точнее его разновидность, представленная группой неп

     По своему составу смальты относятся к группе свинцовых силиюатных стекол. Значительное содержание свинца способствует понижению температуры варки и увеличению яркости достигаемых окрасок. Погоня за этим эффектом зачастую приводит к повышению содержания свинца до недопустимых пределов, что нередко имеет своим последствием недостаточную прочность и долговечность материала.

     Как известно, основное специфическое свойство мозаических смальт - это их заглушенность.

     Глушение  стекла происходит в результате распределения по всей его массе бесчисленного множества мельчайших кристаллических частиц, которые получились или потому, что введенный в шихту глушитель (вещество, способствующее помутнению стекла) не растворился во время варки стекла, или потому, что, растворившись во время варки, он выделился при охлаждении в виде маленьких кристалликов. Размеры таких кристалликов могут быть очень малы, меньше одного микрона (тысячной доли миллиметра). В одном кубическом миллиметре их бывает до нескольких сот тысяч.

     Сами  по себе эти кристаллики обычно совершенно прозрачны, но их показатель преломления отличается от показателя преломления окружающего стекла, вследствие чего падающие на них лучи света отклоняются от своего прямолинейного направления и стекло перестает быть прозрачным, оставаясь только просвечивающим. Оно пропускает через себя свет, но расположенный за таким стеклом предмет остается невидимым.

     В качестве глушителей стекла с древних  времен применяли костяную муку, т. е. фосфорнокислый кальций, а также  окислы олова, мышьяка и сурьмы. Именно с применением этих глушителей были сварены смальты всех известных нам мозаик, начиная от античных и кончая теми, что украшают стены Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

     В наше время для глушения наиболее часто употребляются фториды (криолит, плавиковый шпат и некоторые другие природные и искусственные соединения фтора). По сравнению с вышеуказанными глушителями фториды имеют ряд существенных преимуществ технического и экономического характера и с каждым годом приобретают все большее и большее распространение.

     Второе, не менее характерное для смальт свойство - богатство и разнообразие окраски. Говорят, что знаменитая "папская" мозаическая мастерская в Риме хранила  на своих складах смальту 28 тысяч  различных цветовых оттенков. В ленинградской мозаической мастерской в запасе 15 тысяч сортов смальт разных колеров, заготовленных еще в позапрошлом столетии Санкт-Петербургским стеклянным заводом.

  1. История витража

     Первые  сведения об использовании стекла в  отделке общественных зданий мы находим  в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла" . Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.

     Вплоть  до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: "Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы - в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".

     Наиболее  ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся  в Германии. Они вставлены в  оконные проемы центрального нефа Аугсбургского  собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

     К 1140-1144 годам относятся витражи  церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся  до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики.

     Прозрачность  строений готической архитектуры привела  к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.

     Наивысшего  подъема витражное искусство  Франции достигло в XIII веке. Главный  центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.

     Во  второй половине XIII века и далее - в  течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для  дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается "штучность" витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.

  1. История мозаики

     Территория  распространения мозаики, в оличие от других универсальных искусств, ограничена: в неё входит Западная Европа, Северная Африка и часть  Ближнего Востока – именно здесь  искусство мозаики достигло своего расцвета.

     Интересные  образцы мозаичного искусства встречаются  уже в государствах доколумбовой Америки , однако в те времена мозаику  использовали исключительно для  украшения культового обихода.

     В Древней Греции и Риме мозаика  получила значительное распространение. В 4в. до н. э. в городе Пела, родине Александра Македонского, тротуары украшали галечной мозаикой. Позже мозаику стали делать уже из обработанных камней, накалывая их на кусочки и собирая таким образом общую картину. Именно эту мозаику и стали называть Римской. Сосо Пергамский изготовил мозаику под названием «Грязный пол», в которой с помощью цветных камней очень реалистично изобразил на белом фоне всяческие объедки, кпавшие на пол. Кроме того, он расположил тень от лежащих на полу остатков пищи, тем самым придав им объёмность. Композиция стала невероятно популярна, у художников было множество подражателей. Во всех римских городах, и в центральных, и в провинциальных, было множество зданий, украшенных мозаикой.

     Ещё один пик в развитии искусства  мозаики отмечен в Византийский период. В Византии мозаики заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Знаменитые равеннские мозаики обладают исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащают пространство храма. Поражает великолепие золотых фонов (одних оттенков золота исследователи в храме Св. Софии Константинопольской, например, насчитали около тридцати). Мерцающий эффект поверхности достигался благодаря изысканной кладке, когда кусочки смальты в различных частях изображения кладутся под разными углами. В период иконоборчества многие мастера и художники-мозаичисты переехали в Италию. Поэтому наибогатейшее собрание византийских мозаик можно увидеть именно здесь.

     Мозаика широко распространилась не только на запад, но и на восток от Константинополя. На мусульманском Востоке мозаики покрывают стены и купола многочисленных зданий.

     Начиная с 14 века живопись подчиняет себе мозаику, и та теряет свой независимый язык. Многие знаменитые художники Возрождения  делали эскизы, по которым впоследствии создавалась мозаика. Выполнены эти произведения искусства были так, что только приблизившись к ним вплотную, зритель понимал, что перед ним мозаичное, а не живописное полотно. Тогда же для украшения предметов мебели и обихода были популярны и микромозаики . При их изготовлении применялись камни диаметром около одного миллиметра.

     Основателем мозаичного искусства в России является великий русский учёный М.В.Ломоносов. Методом проб он разработал методы отливки и обработки отечественной смальты. Для этого неподалёку от Санкт-Петербурга была построена фабрика. Ломоносовым собственноручно были набраны некоторые работы, в том числе и портрет Петра 1 . В середине 19 века для перевода живописных эскизов Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Академии Художеств. Тончайшие в цветовом и тоновом соотношении живописные панно были выполнены по эскизам Бруни, Брюллова и других художников. Для организации работы в Россию были приглашены химики ватиканских мастерских. Ими было налажено производство до 17000 различных по окраске смальт. Набор мозаик для Исаакиевского собора осуществлялся на протяжении 65 лет, вплоть до революции 1917г. В Санкт-Петербурге есть ещё один храм с мозаичным оформлением, который необходимо упомянуть. Это Церковь Воскресения Христова, обычно называемая «Спас на Крови».

Информация о работе Искусство витража и мозаики