Инкультурация и социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Цель работы- рассмотреть формы становления индивида как личности в процессе инкультурации.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «инкультурации»
2. Механизмы и стадии инкультурации
3. Процесс социализации
4. Инкультурация по А.Кардинеру
5. Р. Бенедикт об инкультурации
6. Инкультурация по М.Мид
Заключение

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает  обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, - человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля над собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации и составляет приобретение, следующих знаний и навыков: жизнеобеспечение; профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг; личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия; социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения; восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда  человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком  способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем  каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации  представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных  культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое - поведение  культурного человека. Цивилизованного  человека обучают тому, как удовлетворять  свои естественные потребности в  соответствии с нормами той или  иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует  делать. Несмотря на описанные различия содержательное и смысловое разграничение понятий «инкультурации» и «социализации» до сих пор остается дискуссионным в науке. Так, М. Мид под социализацией понимает социальное учение вообще, а под инкультурацией - реальный процесс учения, происходящий в специфической культуре. Д. Матсумото считает социализацией процессы и механизмы, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы, а инкультурацией - продукты процесса социализации. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация - культурно-специфична. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что, безусловно, процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, могут протекать только совместно. Каждый человек в процессе своего индивидуального развития достигает специфичной для данной культуры социализации и общей инкультурации. В настоящее время не вызывает сомнений, что без инкультурации и социализации человек не может существовать как член общества, поэтому миновать эти процессы невозможно. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур. В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли (на культурную специфичность при этом внимания не обращается). Как процессы инкультурации, так и процессы социализации, в основном, идут в ходе изучения без специального обучения - под руководством старших и на собственном опыте. Лишь некоторые из них происходят в специализированных институтах социализации - школах, вузах.

 

Уровни инкультурации (приобщения личности к культуре):

-актуальный;

-поколенный;

-родовой.

Актуальная инкультурация - это, по существу, социализация, т.е. приобщение к культуре современного общества.

Поколенная инкультурация - освоение опыта жизни ряда предшествующих поколений - одного, двух, трёх и т. д.

Родовая инкультурация - приобщение личности к основному содержанию всей своей национальной культуры и культуры человечества - от происхождения общества до сегодняшнего дня.

Типы инкультурации:

-региональная;

-этническая;

-национальная.

Тип инкультурации указывает  на то, какая общность людей является основным источником усваиваемых человеком  знаний. Важнейшее значение для развития личности имеет национальная инкультурация.

Инкультурация - приобщение человека к национальной и мировой  культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого. Чем вы более  приобщаетесь к культуре и чем  лучше подготовлены к жизни в  современном обществе, тем больше возможностей для творчества и самореализации откроется перед вами. Надо стремиться к тому, чтобы ваша самореализация затрагивала все стороны вашего существа, чтобы вы развивали и  совершенствовали в лучшую сторону  и тело, и душу, и дух.

4. Инкультурация  по А. Кардинеру

Инкультурация - освоение норм, ценностей - всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.

Первым теорию этнопсихологического характера попытался {формулировать  не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891- 1981). Оп предложил свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре. В двух его трудах, «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, которые легли в основу этнопсихологической школы. Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней жизни. Это происходит под действием внешней среды и, прежде всего, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают свой отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4-5 лет жизни человека, после чего она остается практически неизменной, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения опять формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.

Так как в среде каждого  народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но отличаются от других народов, то любой народ обладает своей  «средней» психикой, которая проявляется  в форме базовой, или основной, личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова основная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической  школы к исследованию детства, детской психологии, что составляет главную заслугу этнопсихологической школы.

Таким образом, по Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и позволяют достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, основная личность представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.

Модель взаимосвязи практики детского воспитания той или иной культуры. Формируется через конкретные способы ухода за младенцами. Впечатления  раннего детства - отпечаток на личность на всю жизнь. Сильные различия ухода  за детьми в различных культурах. Базовая личность - в каждой культуре свой доминирующий тип личности. В  современных обществах человек  сам может формировать свой жизненный  стиль (пеленание детей: раньше - сейчас нет).

 

5. Р.Бенедикт об инкультурации

Рут Бенедикт: «Хризантема  и меч», описывает японский национальный характер. Сравнила процесс инкультурации  в США и Японии. Метод дистанционного изучения культурации, дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. Культура стыда и культура вины. У восточного человека нет личного чувства вины - только если будет обнаружен членами своей группы, не потерять свое лицо пред другими.)

«Психологические типы культур  Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур  в Северной Америке» (1932), «Модели  культуры» (1934). Главный постулат ее концепции - каждый народ имеет специфическую  «базовую структуру характера», передающуюся из поколения в поколение и  определяющую его историю. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала  мысль, что каждая культура отличается уникальной конфигурацией внутри культурных элементов, объединенных этносом культуры, который определяет не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют ее этносу.

Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического  процесса. Термин «культурная конфигурация»  означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом тине личности есть некая доминантная модель поведения, или определяющая психологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций:

аполлонийский, отличающийся подчинением индивидов традициям  группы (возрастной, половой) и воздержанием от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всем: не приветствуется явное выражение гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма  поведения устанавливается общественными  структурами, а не индивидами. Поэтому  эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя;

-дионисийский, представляющий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливающимся перед насильственным достижением целей;

-параноидальный, характеризующийся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.

Довольно скоро практические исследования показали несостоятельность  основных положений этнопсихологической  школы и поэтому в 1940-1950-х гг. ее установки несколько изменились. Доминирующей темой исследований стало  изучение национального характера. предусматривающее анализ сообщества людей, объединенных общими социальными традициями и являющихся субъектами «нации».

 

6. Инкультурация  по М. Мид

Маргарет Мид: «Культура и мир детства». Полевые исследования на островах Тихого океана. Культура самца. Модель меж поколенной трансмиссии в культуре:

Наиболее видным представителем данного направления стала ученица  Ф. Боаса Маргарет Мид (1901-1978). Ей принадлежит разработка метода исследования национального характера (национальной культуры) па основе изучения современных документов, таким образом, словно изучается культура прошедших веков. По сути дела, это продолжение методического подхода Бенедикта, рассматривавшего каждую культуру как конфигурацию элементов, определяемую этносом культуры.

Мид выделяет три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В соответствии с особенностями  детства, Мид различает три типа культурации: постфигуративный, конфигуративный, префигуративный.

Постфигуративный: дети учатся у своих предшественников. В традиционных обществах - прошлое взрослых = схема будущей жизни для их детей. Несколько поколений родственников под одной крышей.

Конфигуративная: поведение значимых современников - знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания - не прошлое, а настоящее. Старшее поколение - не столь значимо. Основные ценности - рациональность, равенство всех участников взаимодействия.

Префигуративная: появилась  в середине 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального воздействия. Ребенок - равноправный партнер по общению.

Мид не только создала учение о трех тинах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.

Заключение

Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы  ценностей общества. В процессе инкультурации  индивид «осваивает традиционные способы  мышления и действий, составляющие культуру и отличающее его общество от других человеческих групп».

Если оба процесса будут  идти в одном направлении и  на каждом этапе взаимодополнять  друг друга определенными нормами  и правилами, то возникает континуум  «социализация» - «инкультурация. Континуум  существенно повышает вероятность  того, что человек станет полноценной  личностью в обществе.

Личность формируется  через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности (воспитание). Было показано, что в разных странах (например: Англия и Япония) по разному относятся к воспитанию детей, вследствие чего у людей появляются разные жизненные ориентации.

Информация о работе Инкультурация и социализация личности