Инкультурация и социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Цель работы- рассмотреть формы становления индивида как личности в процессе инкультурации.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «инкультурации»
2. Механизмы и стадии инкультурации
3. Процесс социализации
4. Инкультурация по А.Кардинеру
5. Р. Бенедикт об инкультурации
6. Инкультурация по М.Мид
Заключение

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени индивида. Необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно в средних и высших специальных учебных заведениях. На этой стадии большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

В более старшем возрасте, когда индивид совершенствует свои профессиональные навыки на рабочем  месте, инкультурация бывает связана  в основном с непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными контактами. Кроме того, жизнь взрослого  невозможна без включенности в ряд  социальных групп - семью, компанию друзей, группу по интересам и т.д. В это  время человек полностью включен  в общественную жизнь, выполняя гражданские  обязанности и пользуясь определенными  правами. Наконец, наступает время, когда человек выходит на пенсию. У него появляется много свободного времени, дети живут отдельно, часто  умирают друзья. Для человека в  этот период очень важно не потерять смысл жизни, поэтому в современном  мире инкультурация пожилых людей  является очень актуальной проблемой.

Понятия социализации и инкультурации  очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном  обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре  и стратификации общества, распределении  людей по классам, способах зарабатывания  денег и распределении ролей  в семье, основах рыночной экономики  и политического устройства государства, гражданских правах и т. п

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более  специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает  социальные законы жизни, но гораздо  труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Таким образом, адаптация  к социальному порядку жизни  в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация - приспособление к чужим ценностям, традициям  и обычаям.

Адаптация происходит и при  социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором - к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при  инкультурации - тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты? », то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я - профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки  зрения инкультурации он обязан назвать  свою национальность: «Я - русский».

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными - родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить  за подарок или опосредованно, когда  тот же ребенок наблюдает, как  ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно  проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии  представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных  культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое - поведение культурного  человека. Последнего учат всему, в  том числе и языку жестов. Цивилизованного  человека обучают тому, как удовлетворять  свои естественные потребности в  соответствии с нормами той или  иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует  есть.

В большинстве культур  основной прием пищи происходит в  полдень, а англичане делают это  во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака. Бразильцы добавляют в крепкий  кофе горячее молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5-6 часов, а у испанцев - в 10. Европейцы едят с вилкой в  левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу  же отправляют в рот вилкой, которую  американцы предварительно перекладывают  в правую руку.

Можно быть очень социализированным  и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного  приспособления к изменившейся в 90-е  годы социальной реальности, люди, умеющие  находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве  своем «новые русские» - совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать  на общечеловеческие ценности и христианские заповеди, на этикет поведения и т. п.

В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее  всех освободиться от груза прежних  культурных привычек.

А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность  к адаптации с возрастом угасает. Старикам все сложнее приспосабливаться  к быстро меняющимся социальным условиям.

Таким образом, мы можем считать  два процесса - инкультурацию и  социализацию - развивающимися по разным законам. На один и тот же возраст  приходится максимум социализации и  минимум инкультурации. И наоборот.

Нормы социализма и капитализма  могут оставаться социальными, т. е. правилами, помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно  проникать в душу.

Многие из сочувствующих  большевикам до революции были купцами  и зажиточными людьми, а это  свидетельствует о том, что в  капитализме как системе только лишь социальных норм они разбирались  неплохо. Сам факт сочувствия большевикам  говорит о другом: в их мировоззрение капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни. Иными словами, капитализм как система культурных норм остался им чужд.

Прошло 80 лет, и в конце 80-х годов значительная часть  советской интеллигенции по своим  культурным нормам ориентировалась  на западную культуру, хотя в своем  социалистическом обществе занимали высокие  посты и хорошие должности. Когда  наступила пора радикальных изменений, она выступила в авангарде перестройки. Но так же хорошо устроиться в новом капиталистическом обществе, к которому они призывали, большинство наших интеллигентов не смогли. Что им мешало? Нравственные принципы? Накопленные культурные нормы? Или пассивная социализация, пик которой пришелся бы на возраст 40-60 лет? Иначе говоря, идейно революцию готовили зрелые, а плодами ее воспользовались молодые.

Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в  одном направлении, а могут развиваться  в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут  существенно различаться. Это два  расходящихся потока жизни.

Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум  «социализация - инкультурация».

Континуум показывает то, как  у разных типов людей увеличивается  или уменьшается культурный и  социальный потенциал. Феральные люди - это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал  инкультурации и социализации. Средние  величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских  домах и интернатах. Став взрослыми, и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана  с усвоением некоторого обязательного  культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает  более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.

 

3. Процесс социализации

Социализация - врастание  в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации - личность. Инкультурация - это срастание  с родной культурой, становление  человека воспитанного. Конечный результат  инкультурации - интеллигент.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся  в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей, прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего, это родители, ближайшие родственники, ровесники, кормилицы и няни. Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе. Эффективным приемом первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации.

Социализация предстает  как процесс усвоения индивидом  культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение  человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется  как личность, социально и культурно  адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное  вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей  общества, позволяющего ему успешно  функционировать в качестве его  члена. Самые простые кросс-культурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств  личности происходит, как правило, путем  воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения  младшему. В каждой культуре исторически  сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и  социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах  и выделили два противоположных: японский и английский. В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказаниям. Воспитывать  там означает не ругать за то, что  уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении  правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить  ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают  конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать обратный результат. С европейской точки  зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая  тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая  его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Только в эти годы ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, он учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается. В Англии процесс воспитания основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Баловать детей - значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к животным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание. Наказывать детей в Англии - право и обязанность родителей. С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

Информация о работе Инкультурация и социализация личности