Инкультурация и социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Цель работы- рассмотреть формы становления индивида как личности в процессе инкультурации.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «инкультурации»
2. Механизмы и стадии инкультурации
3. Процесс социализации
4. Инкультурация по А.Кардинеру
5. Р. Бенедикт об инкультурации
6. Инкультурация по М.Мид
Заключение

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖМЕНТ, ЛОГИСТИКА  И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ 1 КУРСА

      ГРУППЫ М-4-12-5

           КАШИНА А. И.

   ПРОВЕРИЛ: А.В. ЕГОРОВ

 

 

 

ИРКУТСК

2013

 

 

 

    Содержание

Введение

1. Понятие «инкультурации»

2. Механизмы и стадии инкультурации

3. Процесс социализации

4. Инкультурация по А.Кардинеру

5. Р. Бенедикт об инкультурации

6. Инкультурация по М.Мид

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждому человеку предстоит  жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Любому из нас необходимо определенное умение приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на устойчивую неспособность, ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию и одиночество. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация».

Объектом в моей работе будет являться понятие «инкультурация».

Цель - формы становления  индивида как личности в процессе инкультурации.

В своей работе я использовала теоретическую и периодическую  литературу.

Исследованию процесса инкультурации  посвящена работа известного американского  культурного антрополога Меллвила Херсковица в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Именно им был введен термин «инкультурация».

Содержание понятия «инкультурации»  и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги, в первую очередь в книге «Дети шести культур».

В 20-40 гг. 20 века американские антропологи проводили многочисленные исследования социализации, а в ее рамках понятие «инкультурация»  и детства: М. Мид (изучение взросления на Новой Гвинее), Г. Рохейм (исследование детства в Австралии и Меланезии, которое подтверждает гипотезу о существования и универсальном значении Эдипова комплекса), Э. Эриксон (изучение связи различных культурных феноменов с особенностями процесса социализации у индейцев юрок и сиу). Работы Кона И.С. («Ребенок и общество»), Мид. М. («Культура и мир детства») и Эриксона Э. («Детство и общество») позволяют проследить процесс инкультурации в детстве различных культурах.

1. Понятие «инкультурации»

Инкультурация (enculturation), продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат инкультурации - интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент - совокупность приобретенных  культурных норм.

Термин введен известным  американским культурным антропологом Меллвилом Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Американская культурная антропология, в отличие от английской социальной антропологии, ставила в центр изучения «культуру», а не «общество» и термин инкультурация был для нее более органичным. Вместе с тем, этот термин имел тот же смысл, что и понятие «социализация»; достаточно четкого разделения между ними не проводилось. Инкультурация обозначала и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса. В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. Понятие инкультурация подверглось критике ввиду и неопределенности его значения; кроме того, оно по-сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин «социализация», а его происхождение было напрямую связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. В зарубежной литературе до сих пор не проведено четких разграничении сходных по смыслу понятий инкультурации и социализации. Понятие инкультурации не получило широкого распространения и использовалось преимущественно в американской антропологии. Понятие «инкультурация» - ключевое для М. Херсковица в его построениях целостной культурно-антропологической концепции. Именно в процессе вхождения в культуру проявляются механизмы воспроизводства этнокультурных общностей и возможности изменения того или иного общества (культуры). Усвоение деятельностной, поведенческой стороны культуры, а также различных аспектов духовной культуры при инкультурации М. Херсковиц считал основным звеном своей концепции.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными - родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями  одной культуры, у которых сознательно  или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных  жизненных ситуациях, как оценивать  события, встречать гостей, реагировать  на те или иные знаки внимания и  сигналы.

Содержание процесса инкультурации  составляет приобретение следующих  знаний и навыков:

-жизнеобеспечение - профессиональная деятельность,

-домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

-личностное развитие - приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

-социальная коммуникация - формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

-восстановление энергетических затрат - потребление пиши, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

2. Механизмы и  стадии инкультурации

Инкультурация происходит несколькими  путями, и наиболее распространенным из них является имитация, когда  человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком  способе даже простейшая процедура, которую мы многократно выполняем  каждый день, например прием пищи, сточки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит  из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в  различных культурах. Иначе говоря, культура учит, что, когда и как  следует делать. Так, в большинстве  культур основной прием пищи происходит в полдень, у англичан обед бывает в 19-20 часов, а у испанцев - даже в 22 часа. Европейцы при еде держат вилку в левой руке и нож в правой, а нарезанное ножом мясо они сразу отправляют в рот вилкой, тогда как американцы предварительно перекладывают вилку в правую руку.

Путем идентификации как  способа инкультурации дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные, воспринимая особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Многие дети выбирают профессии своих родителей, чтобы быть похожими на них.

Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, способствующие формированию определенного поведения, есть негативные механизмы - стыд и вина, которые запрещают и подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны, но не во всем совпадают. Чувство стыда появляется у человека, если его застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. При этом человек чувствует себя подавленным униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, а достаточно голоса своей совести, которая говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучиться от сознания совершенною вами плохого поступка. Таким образом, человек наказывает сам себя.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии - первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей  культуры, приобретают навыки, необходимые  для нормальной социокультурной  жизни. Процессы инкультурации реализуются  в основном в результате целенаправленного  воспитания и частично на собственном  опыте. По мнению известного американского  культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Для данного периода в  любой культуре существуют специальные  способы формирования у детей  адекватных знаний и навыков для  повседневной жизни. Обычно это происходит в форме игр следующих типов:

-физических, тренирующих и развивающих физическую активность;

-стратегических, тренирующих и развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

-стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

-ролевых, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие  личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность  к обучению. Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных; им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они  начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт; это так называемая параллельная игра. Трехлетние малыши начинают учиться  координировать свое поведение с  поведением других детей; они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие; это объединенная игра. С четырех лет дети способны к совместной игре, т.е. к координации  своих действий и поступков с  другими детьми.

В процессе первичной инкультурации  значимое место принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду, а также научению учиться. Параллельно  осваиваются и другие ценности, формирующие  отношение человека к миру, закладываются  основные модели поведения, словом, выстраивается  «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период ведущими в жизни ребенка становятся приобретение и практическое освоение таких знаний и навыков, что осуществляется в детских дошкольных и школьных учреждениях, где ребенок проводит значительную часть времени. Можно сказать, что в этот период складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного адекватно участвовать в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации  способствует сохранению стабильности культуры, поскольку на этой стадии осуществляются воспроизводство уже  имеющихся образцов, контроль проникновения  в культуру случайных и новых  элементов. Но не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом  может стать как практически  полное и безусловное усвоение культуры новым поколением с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают  абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым считается человек, обладающий рядом важных качеств, среди которых:

-достижение организмом физической зрелости, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

-овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

-овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

-принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и  касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, - изобретений и открытий, существенно  меняющих жизнь человека, или новых  идей, заимствованных из других культур.

На второй стадии инкультурации  у человека развита способность  к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных  в данном обществе, он умеет комбинировать  полученные знания и навыки для решения  собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут  быть значимы как для него, так  и для других людей, имеет право  участвовать в действиях, которые  могут привести к значительным социокультурным  изменениям. Взрослые способны сознательно  оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет». Вторая стадия инкультурации  предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование  в культуре, за внесение в нее  изменений различного масштаба. Иными  словами, индивид может принимать  или не принимать то, что ему  дает культура. Он получает доступ к  дискуссии и творчеству.

Информация о работе Инкультурация и социализация личности