Идеи гиперреализма в искусстве второй половины ХX века (на примере работ Чарльза Томаса Клоуза)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в особом интересе к искусству гиперреализма, которое по-новому поставило проблему соотношения иллюзии и реальности в художественной деятельности. Для гиперреализма характерно отсутствие авторских эмоций и бесстрастное изображение. Его цель – показать повседневную жизнь максимально детально и реалистично,
обострить зрительское восприятие обыденности. Исследование причин его возникновения и развития в искусстве XX века позволит в новом аспекте выявить отношения «произведение искусства – фотография».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ГИПЕРРЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА 7
1.1. История возникновения гиперреализма 7
1.2. Технологический этап развития искусства и эстетика направления 9
1.3. Сопоставление фотографии и живописи 14
1.4. Художественный опыт представителей гиперреализма 16
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ЧАКА КЛОУЗА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ГИПЕРРЕАЛИЗМА 19
2.1. Особенности творческого пути Ч.Т. Клоуза 19
2.2. Анализ работ мастера 21
ГЛАВА 3. ИДЕИ ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДИЗАЙНЕ 23
3.1. Отражение идей гиперреализма в практике современного дизайна 23
3.2. Анализ работ 24
ВЫВОДЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Богачёва Алеся. курсовая работа.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Чак Клоуз – американский художник и фотограф гиперреализма, родился в Монро, штат Вашингтон, 5 июля 1940 года. Интерес к живописи проявил очень рано. С 8 лет начинает заниматься с частным преподавателем, изучая анатомию и школу классического рисунка [19]. Учился в Вашингтонском университете (с 1960 г., Сиетл) и престижной школе искусств и архитектуры Йельского университета (1962 -1964 гг., годовая стажировка в Австрии для изучения творчества Г. Климта и Э. Шиле). Увлекается поп-артом. Серьезным потрясением стали для него работы Джексона Поллока, увиденные им в 1953 году в музее Сиэтла. Они в корне изменили его прежнее представление о живописи [7 ]. Тогда абстрактный экспрессионизм стал его манией.Клоуз досконально изучил технику своего кумира. Потом были «тоби», хоффманы», «гастоны»…С абстрактным экспрессионизмом, как исчерпавшим себя, Клоуз покончил. Художник жжег почти все свои абстрактные работы[8 ]

С 1965 года серьезно увлекается фотографией и постепенно отходит от прежнего увлечения абстракционизмом, навеянным живописью Поллока. Преподает в Нью – Йоркской школе визуальных искусств (с 1967 г.). В это же время начинает работать над серией крупноформатных черно- белых портретов своих друзей, дав им общее название «головы». Создает ставший впоследствии знаменитым свой автопортрет. С 1969 года работы Клоуза начинают приобретаться музеями. Его большой автопортрет был приобретен за 1300 дол. США [18, с. 144].

Художник любил повторять: « Я хочу, чтобы зритель внимательно рассматривал мои портреты, подходил к ним вплотную, видел все детали лица». С этой целью Клоуз снял фильм в 1970 году «Slow Pan\Bob» («Медленная съемка\Боб»). В течение 10 минут камера в режиме close-up снимает лицо Боба. Видна каждая пора, каждый прыщик и волосок, но лица целиком не показывают. Оно, по мнению художника, должно сложиться в голове зрителя [8 ]

В 1971 году состоялась первая персональная выставка Клоуза (Los Angeles Country Museum of Art). С серед. 70-х годов начинаются серьезные эксперименты художника в технике печатных изображений. Клоуз начинает работать над портретными сериями (1980 г.), используя полароидную камеру формата 40х80 (inch). Работает над серией экспериментов с созданием работ из специально обработанной бумажной массы (pulp-paper). Клоуз создает серию «Обнаженные» (1984г.), снятую камерой большого формата (40х80 inch). Моделями служат не близкие и друзья как прежде, а профессиональные танцоры и артисты. В 1987году Клоуз создает серию портретов известных художников, среди которых А.Кац, Ф.Клементе, С.Шерман. Делает свои первые фотографии цветов. На пике своей карьеры Клоуз был частично парализован и отныне вынужден передвигаться в инвалидном кресле (1988г.). В 1995 году первый профильный портрет («Cindy II») участвует в 46-й Венецианской бьеннале. А в 1996 году в Белом доме создает фотографический портрет Президента США Б.Клинтона.

«Люди, позирующие для  фотографии, поставляют мне информацию, по которой я работаю, изготовляя картину, - о портрете нет и речи. Меня интересует то, что видит камера, и то, что она фиксирует. Сходство в моих работах – побочный продукт, получающийся автоматически. Меня интересует искусственность…Я стремлюсь свести к минимуму традиционные методы композиции, мазка и прочего исторического живописного балласта…Я стремлюсь к тому, чтобы увидеть лицо не иначе, как только в соотношении носа и уха» - Чак Клоуз (см. прил. Ж) [16, с. 286]

В 1998 году – член Американской Академии науки и искусства. Клоуз  почетный член Академий искусств по всему миру, почетный доктор многих американских Университетов, обладатель престижных премий и медалей в области искусства. В его честь учреждены премии и награды. Живет и работает в Нью – Йорке и Лонг – Айленде.

В поколении современных  художников Клоузу принадлежит ведущее место в первоосмыслении искусства портрета [14]

 

2.2. Анализ работ мастера

Чак Клоуз стремится  и в колорите соблюсти свойственный фотографии и многокрасочной печати способ цветопередачи – он пользуется всего тремя цветами – красным, синим, желтым, нанося их взаимно перекрывающимися тонкими слоями при помощи краскопульта.

Эта имперсональность техники, механичность метода остро выявляет самую суть «холодного реализма» - глаз человека подменен механическим глазом фотообъектива, осмысленное отношение к миру отсутствует, остается лишь чисто сенсорное прочтение передаваемой им визуальной информации, образу мира противополагается его механический плоский от печаток, осознаваемой человеком голубине связей и законов – непроницаемая кора иллюзорной видимости, наглухо закрывающей существенное содержание действительности  [19].

Вот что пишет западногерманский  искусствовед  Петер Загер о  работах Чак  Клоуза: « Все противоречит обычным представлениям о портрете и тому, что от него ждут…Характерные лица, и при этом невозможно получить никакой достоверной информации об их характере. Незначительные детали в лишенном значения увеличенном масштабе…Детализированные подробности, не связывающиеся в общую картину. Экспрессивность, которая не выражает ничего, кроме самой себя. Прыщ есть прыщ, щетина есть щетина. Все – поверхность, которая не скрывает за собой никакой глубины, разве только род высшего безразличия» [9, с.54]

Многие посетители, особенно молодые, думают, что работы Чака –  это какая-то навороченная компьютерная программа для обработки фотографий. Персонажи Клоуза как будто находятся за решеткой. Не обычной – водяной. Как будто портрет человека сфотографирован через стекло, омытое дождем (см. прил. Д).

«Я избегаю компьютеров», - объяснил Чак Клоуз. – «И рисовал  так еще тогда, когда не было цифровой фотографии. Я не экономлю время, не снижаю трудозатрат, и очень люблю трудиться», - говорит художник.

Размеры его картин около  двух метров высотой. Хотя сам художник передвигается на инвалидной коляске. Художник парализован в результате повреждения позвоночника, однако он все равно продолжает творить, привязывая кисть для рисования к руке. Раньше у него была специальная тележка, позволяющая подниматься наверх. А сейчас он оборудовал у себя дома студию с отверстием в полу, и картина просто поднимается к автору одним нажатием кнопки. Рисует же он в основном свою семью и друзей. Но в число друзей попал и Билл Клинтон (см. прил. Е) [16, с. 286].

«Я изображаю не знаменитостей, а людей, которые мне интересны» - объяснил мистер Клоуз. – « Хотя бывало, что некоторые становились  знаменитыми, когда я написал их портрет». Пиксельную картину Чак начинает с того, что переносит снимок на холст. Полотно он размечает сеткой квадратов, после чего, используя акриловые краски, намечает переход от одного оттенка к другому, и начинается творчество. Кистью, прижатой к правой руке, Клоуз выводит в каждой клеточке ромбик или кружочек определенного оттенка. Получается огромный, пестрый «ковер», который вблизи можно принять за оп – арт. Но на расстоянии двух-трех метров кружочки сливаются в фотографический, слегка размытый портрет [24, с. 24]

Чак Клоуз является обладателем всевозможных престижных премий и медалей в области искусства [13].

ГЛАВА 3. ИДЕИ ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДИЗАЙНЕ

3.1. Отражение идей  гиперреализма в практике современного  дизайна

В современном дизайне  все чаще используется гиперреалистический стиль. Если говорить о графическом дизайне, то гиперреализм здесь – подчеркнутая трехмерность, нарочистый объем. Опять же, к классической реалистической школе живописи гиперреалистическое воспроизведение действительности отношения не имеет, так как в изображении отсутствует обобщение, передающее нормальное восприятие. Предмет воспроизводится с повышенной точностью, такой, которой не бывает в жизни, или которой никто не замечает в жизни. Современные технологии, благодаря которым достигается означенная точность, добавляют новый художественный прием, но не возможность болем правдивого изображения действительности. Таким образом, современная 3D – графика или любе изображения, выполненные с преувеличенной реалистичностью являются постмодернистским видом стилизации. Изображенный предмет становится реальне, чем сама реальность [2].

Гиперреализм появился с развитием техники анимации в изготовлении телевизионных заставок, видеоклипов и фильмов – синтеза  искусственного видеоряда с использованием мощной компьютерной графики. Гиперреализм можно считать стилем, дополняющим основу произведения, поскольку особенно повышает зрелищность совмещения реального изображения и компьютерной графики. Гиперреализм используется для создания Web-страниц активными пользователями Internet.

Благодаря информационным технологиям, фотореализм стал распространенным среди так называемых 3D – художников – тех, кто занимается фотореализмом при помощи компьютера. Этот факт, впрочем, ничего не упрощает в работе, так как реалистичности добиться сложно в любом случае. Однако использование компьютерной графики стало достаточно популярным. Особенно сейчас – при активном использовании компьютерной графики в фильмах или рекламы [4, с.98].

Фотореалистическая живопись невозможна без фотографии. Это направление появилось еще в конце 60-х годов XX века, но его актуальность не пропала и сейчас, поскольку передача на холсте объемного предмета при всех его деталях – не так уж и просто, но очень интересно и своеобразно.

 

3.2. Анализ работ.

В наши дни прием гиперреализма  может быть использован при декорировании  интерьера, выполненного в одном  из современных стилей. Также, практика современного искусства во многом нуждается  в монтаже. Основа современного дизайна  – монтаж. Соединяется практически несоединимое, совмещается прошлое, настоящее и будуще, низкое и высокое, гиперреализм и анимация, вечное и сиюминутное и т.д. и т.п.

Мелькание картинок, символов, фрагментов, нарушение масштаба и  здравого смысла – это все то, что и составляет наше искусство. Смотрим ли мы телевизор – мы видим калейдоскоп видеоклипов и пропагандистский  монтаж новостей [3, с. 384]

В мире компьютерных технологий фотореализм также применяется в отрисовках качественных изображений на компьютере. Фотореалистические векторные иллюстрации, сделанные в программе Adobe Illustrator при помощи инструмента «gradient mesh».

Представители фотореализма воспроизводили в своих картинах окружающую действительность с такой  точностью и подробностью в деталях, что они не уступали фотографическим изображениям[1].

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ.

    В результате проведенного исследования можно сказать следующее:

сделав анализ первой главы, я могу сделать вывод: «Гиперреализм  – художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности [8].

Гиперреализм создает  живописные сверхнатуралистические произведения, передающие мельчайшие подробности  изображаемого объекта. Слово «гиперреализм» было придумано Isy Brachot в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. Как фотореализм симулировал аналоговую фотографию, так гиперреализм использует цифровые изображения [20]. Фотореализм стал событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов. Девизом гиперреалистов стала «высокотехничность».

    Во второй главе я рассмотрела творчество Чака Клоуза в контексте

идей гиперреализма. Выдающийся американский художник и фотограф является лидирующей фигурой в современном  искусстве с начала 1970-х годов. Творчество Клоуза ассоциируется с фотореализмом. Рисует же он в основном свою семью и друзей. В поколении современных художников Клоузу принадлежит ведущее место в переосмыслении искусства портрета.

Чак Клоуз является обладателем  всевозможных престижных премий и медалей в области искусства [13].

    Изучив третью  главу, можно сказать, что идеи  гиперреализма заняли поистине  достойное место в современном  дизайне. Так, например, процветание  этого направления прослеживается в картинах различных художников гиперреалистического направления.

Благодаря информационным технологиям, фотореализм стал распространенным среди 3D – художников – тех, кто занимается фотореализмом при помощи компьютера. Использование компьютерной графики стало достаточно популярным. Особенно сейчас – при активном использовании компьютерной графики в фильмах или рекламе [4, с. 98]

Фотореализм говорит  языком картины, живописи, что уже  само по себе уникально в области  современного искусства, и вносит личностный оттенок в обезличенное пространство общемировых художественных стратегий и практик, показав возможность живописи отвечать ультрасовременным запросам наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Архив креативной  рекламы/арт//гиперреализм. – режим доступа к журн.:

http://www.adme.ru 

2. Арт Планета Small Bay/художественно-исторический музей//живопись//гиперреализм.- режим доступа к журн.: http://smallbay.ru

3. Андреева Е.Ю. Искусство второй половины XX-начала XXIв., СПБ, Азбука-классика, 2007.-с.384 
4.   Базазьянц С. Гиперреализм и его окрестности//каталог.М, печатная студия «Като», 2007.- с. 98

5.  Газета «Комсомольская правда» /от 08.01.2013г. «Чак Клоуз показал гиперреализм» 
6. Джулио Карло Арган. Современное искусство 1770-1970гг. – М.: 1999г. – с. 255

7. Главный ресурс мастеров  и художников «Мегаград»/живопись//Основные  направления в современной живописи.- режим доступа к журн.:

http://www.mega-grad.ru

8. Ежедневный электронный  журнал Etoday.ru/ art //Все публикации  про гиперреализм. – режим доступа к журн.: http://www.etoday.ru

9. Загер Петер. Новые  формы реализма, 1973г. - с. 54

10. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство/Т.В. Ильина//Изобразительное искусство XX века. Основные направления-Учеб.-3изд.-2000г.-с.80

11. Культурология/блоги/современное  искусство//гиперреализм Рона Мьюека.- режим доступа к журн.: http://www.kulturologia.ru

Информация о работе Идеи гиперреализма в искусстве второй половины ХX века (на примере работ Чарльза Томаса Клоуза)