Храм как образ мировоззрения в русской православной традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Говоря о русском православии нельзя не затронуть церкви, часовни, монастыри, храмы, то есть те здания, в которых происходят богослужения, молитвы. Почти у каждого православного человека в доме есть либо «красный угол», где находятся иконы, лики святых, либо есть одна-две иконы., ну или на худой конец этот человек носит нательный крестик.

Файлы: 1 файл

15020703(х) Конспект Основы духовной культуры.docx

— 25.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

  1. Храм как образ мировоззрения в русской православной традиции

Говоря о русском православии нельзя не затронуть церкви, часовни, монастыри, храмы, то есть те здания, в которых происходят богослужения, молитвы. Почти у каждого православного человека в доме есть либо «красный угол», где находятся иконы, лики святых, либо есть одна-две иконы., ну или на худой конец этот человек носит нательный крестик.

История русского православия началась с 988 года, когда князь Владимир Красное Солнышко крестился сам и окрестил всю Русь. Именно тогда, сбрасывая каменные или деревянные идолы в реку, у князя уже зародилась идея построить здание, где совершались бы все богослужения. И было построено немало церквей и храмов. Существуют рукописные источники, к примеру, «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором, где указано, что первая церковь была построена еще до принятия киевлянами христианства[5].

Свято-Ильинская церковь - первый православный храм Киевской Руси.  
Первые воспоминания о ней встречаются еще до Крещения Руси . Так, в "Повести временных лет" - летописи, составленным прекодобным Нестором Летописцем, говорится, что в 945 году, когда киевские послы после заключения договора с византийским императором Романом вернулись в Киев в сопровождении греческой делегации, было совершено богослужение "в церкви Святаго Ильи, я же над ручаем. . .се бо бе соборная церков, мнози бо беша Варязи хрестияны"[3].

Согласно приданию, церковь Святого Ильи построена киевскими князьями Аскольдом и Диром. Он, будучи язычниками, предприняли поход на Константинополь, пытаясь захватить город. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом обратились с молитвой к богу и опустили ризу Божией Матери в море. Далее летописец повествует, что ниоткуда взявшаяся буря потопила корабли руссов. Увидев такое чудо, князья Аскольд и Дир приняли крещение и вернувшись в Киев, построили церковь Святого Ильи.

Существует целый спектр мнений о том, что Крещение киевлян в 988 году совершилось около церкви святого Ильи, расположенной на берегу рек Днепра и Почайны, тем более, что, согласно церковным канонам, человека после крещения вводят в церковь. В церкви святого Ильи в свое время молилась и княгиня Ольга.

А вот после крещения киевлян строительство церквей пошло довольно-таки скоро. Первая церковь, построена святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковию придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм[4].

Судя по обстоятельствам времени и образу речи преподобного летописца, можно полагать, что церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, как не без основания догадываются, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. По объему своему церковь святого Василия была очень невелика. Ныне на древнем остатке ее существует церковь Трехсвятительская, в которой кроме основания и нижней части стен сохранилось от первоначальной церкви одно только узкое окно к северу в алтарном притворе.

 Так что же такое  храм, и почему мы можем говорить, что он является образом мировоззрения  русской православной традиции? Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней. Узнав из словаря, что означает слово «храм», можно говорить о том, что он является образом русского православия.

Что мы представляем, когда слышим колокольный звон? Лично мне представляется морозное солнечное утро, небольшая деревенька, из труб валит дым, и над всем этим в прозрачном воздухе раздается чистый колокольный звон[1].

Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Говоря о христианской символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе. Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык – язык архитектурных форм, неразрывно связанный с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм христианского храма можно уяснить, рассматривая храм в его идее. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. В храме все подчинено единой цели, храм – это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах[3]. Поэтому храм – частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Символика храма - выражение литургической жизни Церкви, важнейшей стороны церковного предания[2]. Общение с Богом, возрождение для новой жизни, «нового неба» и «новой земли», осуществляется в таинстве евхаристии, происходящем в храме. Именно поэтому храм – «дом Господень» – отличен от всякого другого здания. Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании, которое восходит не только к апостолам, но и к закону Ветхого Завета. Символика христианского храма раскрывалась постепенно. Ветхозаветная скиния, прообраз христианского храма, воплощала в своем устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, увиденному Моисеем на горе Синай. Бог как бы определил все ее устройство. Символика ветхозаветной Церкви выражала предощущение прихода Спасителя[5]. Целостное значение храм приобретает с наступлением христианской эпохи. В ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля часто используется и по сей день для обозначения Церкви[4].

Данная тема интересна и значима для образования, человек воспитанный духовно правильно, никогда не нарушит заповеди  и жить будет по правилам. А то, что сейчас творится в мире, говорит о неправильном духовном воспитании людей. На мой взгляд, образ храма в русском православии играет очень важную роль. Работа актуальна, так как от морального воспитания человека зависит его жизнь в дальнейшем. Этот вопрос также интересен, так как, рассматривая храм как образ мировоззрения, мы можем изучить историю России и музыку, живопись и литературу гораздо более глубоко. Если взять, к примеру, сложившуюся ситуацию на Украине, то что можно сказать о духовном воспитании силовиков? Да ничего, на мой взгляд, никаких моральных принципов у них нет и не было в помине. А если русский человек с самого детства воспитывался в семье, где говорили о том, что нужно помогать ближнему своему, то мы это можем увидеть в том, что Россия поставляет гуманитарные конвои на ту же Украину. Вот когда можно говорить о наличии или отсутствии духовного воспитания.

Список литературы

  1. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: учебное пособие. - М.: Владос, 2001. - 160 с.: ил.

  1. Христианство и религии мира. Учебное пособие. - М.: Про-Пресс, 2000. - 224 с.

  1. Чему нас учит прекрасный Божий мир? - М.: Благовест; Царское дело, 2000. - 382 с.

  1. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. - Клин: Христианская жизнь, 2004. - 382 с.

  1. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. - ,495 с. 2004. - 382 с.

 

 


Информация о работе Храм как образ мировоззрения в русской православной традиции