Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети.

Содержание работы

Введении ………………………………………………………………3
1.Глава. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде………………………………………………7
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21
2.2 Содержание и формы работы по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде………….31
Заключение …………………………………………………………….36
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.91 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Содержание , формы  и методы работы педагога по  формированию у старших дошкольников  представлений о безопасном поведение  на воде.

На этапе формирующего эксперимента ставились следующие  задачи: -знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у  детей представление о безопасном поведении на воде, о поступках, об умениях,  об отдыхе на природе, о  том, как мы живем в детском  саду.

-дать понятия кто такие  дети и взрослые, зачем и как  работают взрослые люди, зачем  и как люди отдыхают.

       Дети  могут не только усвоить эти  знания, но и стараться применить  это в жизни. О природе, о  здоровье мы говорим постоянно,  но о том, какие опасности  подстерегают ребенка дома, какие  могут быть экстремальные ситуации  в быту – эти вопросы зачастую  выпадают из нашей практики. Нами  разработан материал на эту  тему, где раскрывается цели и  задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства  ознакомление детей с основами  безопасности, как сотрудничать  с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная  работа с детьми, дана подборка  стихов, загадок, пословиц связанные  с содержанием той или иной  темы, дана технологическая карта  предполагаемых занятий. Материал  на эту тему дается детям  в доступной форме и строится  на раскрытии причинно-следственных  связей. Особенность содержания  предлагаемого материала заключается  в важной роли положительного  примера со стороны взрослых  и необходимости контактов между  педагогами и родителями.

Следует разъяснить детям, почему опасно плавать на автомобильных  камерах, кусках пенопласта, почему запрещается  дошкольникам пользоваться лодками  и ловить водных обитателей без присмотра  взрослых, почему нельзя заплывать  на глубокие места, почему звать на помощь следует только в случае необходимости. Летом дошкольники нередко находятся  под присмотром старших детей  – дошкольников, которые, заигравшись  с ровесниками, могут не уделять безопасности младших должного внимания. Однако беды можно избежать, если дошкольники будут знать, в чем опасность купания и как правильно себя вести в воде.

          Детям необходимо объяснить, что  купаться в реке можно только  в определённых местах. Входя  в воду, следует внимательно осмотреть  дно, чтобы не пораниться об  острые камни и осколки стекла. И ни в коем случае нельзя  купаться, а тем более нырять  там, где нет специально оборудованных  мест, где течение и глубина  реки неизвестна.

         Можно рассказать детям и о  том, какую опасность могут  представлять паводки, когда тает  снег и вода в реках выходит  из берегов.  

 

Первый этап: « Опасно - неопасно ». Цель: научить ребенка  быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Понимать к каким последствиям могут  привести те или иные поступки: «Если  буду купаться в неположенном месте, можно порезать ногу, руку, мне будет  больно» и т.д.

На данном этапе были спланированы и реализованы два проекта:

1.«Основы безопасности  жизнедеятельности при обучении  детей плаванию». Цель этого  проекта: учить соблюдать определенные  правила безопасности в бассейне.

2.«Лето красное – безопасное  и для здоровья прекрасное!»  Главная идея этого проекта  - содействие в становлении адекватного  поведения дошкольников и взрослых  в опасных ситуациях на воде.

Был проведен конкурс рисунков « Что о безопасности узнали, все  в рисунках рассказали».

Второй этап: практические занятия.

Телефоны служб - должен знать  каждый.

Спасательные средства и  как ими пользоваться.

Оказание первой помощи.

Как нужно вести себя в  различных неординарных ситуациях  Конкурс рисунков: « Чтоб опасностей избежать - будем правильно поступать!», «Что о безопасности узнали, детьми, воспитанными стали и все в  рисунках рассказали». На данном этапе  были разработаны следующие мероприятия:  

                        1. перспективный план по ОБЖ 

                        2. правила поведения на воде (речке, или озере Байкал) 

                        3. правила поведения в бассейне 

           4. конспекты занятий познавательного и практического содержания с использованием стихов, загадок, игровых и сюрпризных моментов, ситуаций, направленных на принятие самостоятельных решений и выполнения их.

Так, например, цикл практических занятий на тему: «Звоним в службу...»  помогли детям усвоить последовательность вызова служб при возникновении  опасной ситуации (назвать причину  вызова, свое имя и фамилию, номер  телефона и адрес, не вешать трубку до конца разговора). Результаты контрольных  срезов показали, что вначале года из 96 детей на вопрос: «Как вызвать  службу спасения», 100% детей дали отрицательные  ответы, а в конце года только 17,3%.

Занятия «Спасательные средства и как ими пользоваться», имели  цель научить найти в любой  ситуации спасательные средства (палка, доска, веревка из одежды и т.д.) и  уметь ими пользоваться. В начале года, только 35% детей могли перечислить , какие они знают спасательные средства, в конце года-100%.

Занятия «Оказание первой медицинской помощи», которые проводила  старшая медсестра ДОУ, помогли  детям освоить азы оказания простейшей медицинской помощи себе и своему товарищу: наложить жгут, повязку на рану, при тепловом ударе - отнести в тень, дать попить воды, понюхать ватку, пропитанную нашатырным спиртом.

Развитию навыков оказания первой помощи утопающему способствовал  подобранный комплекс игр и упражнений: «Водолазы», «Чье звено скорее соберется», «Поезд в тоннель», « На буксире», «Брод», «Нырни в обруч», опорные  движения: «Медуза», «Звезда», «Стрела». Занятие « На воде, на солнце»  цель которого была научить детей  правильно вести себя во время  летнего отдыха (купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила  безопасности). При чтении стихотворения  « В походе летом» дети сразу же определили, какие ошибки были допущены в групповом купании (не договорились о порядке на воде, что привело  к беде: Петя разбил голову о большой  камень на дне).

Так, дидактическая игра «Собери аптечку», помогла детям  усвоить, что нужно положить в  аптечку, собираясь с родителями на речку (стерильный бинт и стерильную марлевую салфетку, лейкопластырь, ножницы, пинцет, йод, нашатырный спирт, зеленку), а также телефонный справочник.

Детям и родителям было дано задание: вместе составить телефонный справочник «Возьми с собой в  дорогу», в котором дети сами должны

были записать номера телефонов  своих близких и знакомых, а  на первой странице написать номера аварийных  служб.

При проведении комплексных  занятий «Как нужно вести себя в различных неординарных ситуациях», дети хорошо усвоили как нужно  вести себя и что делать, если свело руку, ногу или живот, если попала вода в ухо, если поперхнулся  водой. Праздник на воде «О правилах разных – на воде безопасных!» не только помог детям повторить и закрепить  правила поведения на воде, но и  глубже осознать значение систематических  повторений правил для достижения желаемых результатов. В проведении этого  праздника приняли участие и  родители воспитанников. Это помогло  им лучше узнать своих детей, сблизиться с ними и даже у них поучиться.

Систематически проводится работа с семьями воспитанников. Обращала внимание родителей на значение и необходимость создания благоприятных  условий пребывания во время отдыха у водоёма и посещения общих  бассейнов. В сентябре провела анкетирование  родителей на тему «Безопасность  детей в ваших руках». Анализ анкет  показал следующее: среди родителей  воспитанников, из ста опрошенных, умеют  плавать только 21% . Учат плавать  своего ребенка 3% опрошенных, знакомят ребенка с правилами поведения  на воде лишь 1% респондентов. Смогут оказать  первую помощь 7% родителей. О готовности принять участие в обсуждении и проведения работы по обучению детей  правилам безопасного поведения  на воде заявили 100 % участников анкетирования.

На родительском собрании в своем выступлении на тему «Берегите  жизнь детей», познакомила с содержанием  проектов, диагностикой знаний и умений на начало года, результаты которой  были низки. Подчеркнула роль взрослых в формировании безопасного поведения  ребёнка. Для повышения педагогической компетентности родителей в данном вопросе оформила памятки с материалами  о том, что должен знать ребенок  о правилах поведения в бассейне и о безопасном отдыхе на водоемах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги о проделанной  работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной  окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и  его умения, способности адекватного  поведения. Дошкольный возраст –  период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной  функции благоприятствуют характерные  способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому  из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который  подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение литературы по данной теме. Далее шло  научное определение и доказательство условий воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена опытно-экспериментальная  работа на базе ГУО «Ббобрский ясли –сад № 10» с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности  формирования основ безопасного  поведения на воде детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей  старшего дошкольного возраста основ безопасногоповедения на воде  которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

1.Авдеева Н.Н., Князева  О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.

2.Анастасова Л.П., Иванова  И.В., Ижевский П.В. Жизнь без  опасностей. Первые шаги к самостоятельности.  – М.,1996.

3.Артемова Л.В. Окружающий  мир в дидактических играх  дошкольников. – М., 1992.

4.Белая Н.Ю. Как обеспечить  безопасность дошкольников. – М.,2000.

5.Богданов В.В., Попова  С.Н. История обыкновенных вещей.  – М., 1992.

6. Болотов В.Н. О новых  актуальных программах по дошкольному  образованию // Дошкольное воспитание.-2003.-№1.-С.4-9.

7.Вацлавик П. Как стать  несчастным без посторонней помощи. – М.,1990.

8.Виноградова Н.Ф., Куликова  Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

9.Волчкова В. Н., Степанова  Н.В. Конспекты занятий в старшей  группе детского сада. – В.,2004.

10.Денисенкова Н., Ваш ребёнок  познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 №1.

11.Дыбина – Артамонова  О.В. Предметный мир как источник  познания социальной действительности. – Самара, 1997.

12.Дыбина О.В. Рукотворный  мир. – М., 2000.

13.Дьяченко О.М. Чего  на свете не бывает. – М.,1991.

14.Захарова Л.М. Педагогическое  сопровождение процесса этнокультурного  воспитания детей дошкольного  возраста. Уч. Пособие.- Ульяновск: изд-во  УлГПУ, 2007.-44с.

15.Ильчиков М.З., Смирнов  Б.А. Социология воспитания. –  М.,1996.

16.Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2.

17.Кобитина И.И. Детям  о технике. – М., 1991.

18.Козлова С.А. Нравственное  воспитание дошкольников в процессе  ознакомления с окружающим миром.  – М., 1988.

19.Козлова С.А. «Я –  человек»: Программа приобщения  ребенка к социальному миру. –  М., 1996.

20.Козлова С.А. Теория  и методика ознакомления дошкольников  с социальной действительностью.  – М., 1998.

21. Коломийченко Л.В. Концепция  и программа социального развития  дошкольников.// Детский сад от  А до Я.-2004, №4.

22..Овчаренко Л.Н. Предотвратить  беду. – М., 1988.

23. Парамонова Л. Алиева  Т. Примерная общеразвивающая  программа воспитания, обучения  и развития детей раннего и  дошкольного возраста. // Дошкольное  воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.

24.Программа «Детство».  – СПб., 1997.

25.Ротенберг Р. Расти  здоровым. Детская энциклопедия  здоровья. – М.,1993.

26.Соловьёва Е.А. Гражданское  воспитание сегодня. //Дошк. Воспитание - 1995 №8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Стёркина Р. Программа  для дошкольных образовательных  учреждений. Основы безопасности  детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3

28.Усачев А., Березин А.  Школа безопасности. – М., 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения №1

 

Занятие «Чтоб игрушка в воде не привела к беде»

Програмное  содержание: прививать детям элементарные навыки безопасного поведения возле воды.

Материал : сюжетные картинки, на которых озображены траншея, заполненная водой; различные ёмкости с водой; большая бочка под водостоком, надувной бассейн; лужа, стакан с водой, банка с водой.

План проведения занятия

  1. Рассматривание картинок. Воспитатель, показывая картинки, рассказывает: «Водой наполняется не только ванна для купания. Часто в домах и на дачах, где нет водопровода, водой наполняют большие ёмкости. В некоторых деревнях ещё встречаются колодцы, из которых воду черпают ведром глубоко в низу. После сильного дождя водой могут заполняться прорытые траншеи или кюветы возле дорог. Всё названное может быть опасным».

Информация о работе Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде