Фанатские движения как пример массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Футбольные фанаты как проблема России.
1.1 История возникновения фанатского движения………………… 5
1.2 Символика и атрибутика фан – движения………………………. 7
1.3 Сленг фанатов……………………………………………………...10
1.4 Выезды……………………………………………………………...12
1.5 Коллективные практики…………………………………………...13
1.6 Фанатство, как социальный процесс……………………………...15
1.7 Фанатские войны…………………………………………………...18
Глава 2. Ultras = Hooligans???
2.1 Кто такие Ultras?................................................................................21
2.2 «Хуллз» по-русски …………………………………………………24
2.3 Сравнение Ultras и Hooligans………………………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………...30
Приложение А …………………………………………………………..31
Приложение Б …………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая работа по к-ии.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

     Интересно, что обычно фанатские войны возникают  в трех видах случаев.

     Во-первых, между фанатами команд, расположенных  в одном городе. Например, «известны напряженные отношения между фанатами миланских «Интера» и «Милана», римских «Ромы» и «Лацио», мадридских «Реала» и «Атлетико»»26, московских «Спартака» и «ЦСКА» и т.д. Этот факт довольно легко объяснить, во-первых, борьбой за различные ресурсы, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2-3 раза в год, а если в одном – то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.

     Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны. В России это, разумеется, Москва и Петербург. Сложные отношения такого рода вольно или невольно проецируются на отношения футбольных команд и их фанатов, превращая команды в принципиальных соперников, а фанатов – во врагов.

     В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Часто случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами. Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе неприличный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к временному ухудшению отношений между фанатами.

     Фанатские войны также оказывают определенное влияние на лидерство в фан-движении. «Если кому-либо удается добыть в честных драках «вражескую» атрибутику, особенно атрибутику hooligan's, это заметно повышает его авторитет. Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами-врагами.»27

     «В России наиболее жестокая война развернулась между московскими фан-движениями «ЦСКА» и «Спартака». Именно эти группировки были в начале 90-х самыми многочисленными в России, остальные в тот период времени только развивались.

     Война стала настолько крупной и  принципиальной, что по мере становления  фан-группировок других команд, они  просто втягивались в эту войну  в качестве союзников той или  иной стороны. Так в последней массовой драке этих фанатов участвовало от 700 до 1000 человек, а в результате более десятка человек попало в больницу с травмами, а двое были в тяжелом состоянии.»28

     Теоретически  существует неписанный кодекс проведения фан-войн, заимствованный из западных аналогов.

     «Во-первых, в драки не должны втягиваться простые болельщики, драться должны только hooligan's или члены фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности, фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику.

     Во-вторых, во время драк запрещается использование  каких-либо колющих или режущих  предметов. Фанаты должны выяснять свои отношения на кулаках, без использования  каких-либо подручных средств: палок, кастетов и т.д.

     В-третьих, запрещается какое-либо сотрудничество с органами правопорядка, запрещается «стучать». Если ты выдаешь кого-нибудь из фанатов, то моментально исключаешься из фан-группировки, так как это навлекает позор на всю группировку, а не только непосредственно на «стукача».»29

     Но  на практике эти правила не соблюдаются. Не делается какого-либо различения между  просто болельщиками и фанатами. Раз  носишь атрибутику, будь готов ответить за это. То же и с драками. Драк только на кулаках практически не бывает. Как минимум фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках «всплывает» металлическая арматура, камни, дубины и т.д. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями, редко смертью.

     Более или менее четко действует  только правило, запрещающее контакты с милицией. Данные о контактах фанатов с милицией крайне редки и являются исключением, связанным с тем, что в драках периодически участвуют не только члены фан-группировок, но и шпана или просто болельщики.

     С усилением региональных фан-движений можно ожидать возникновение новых очагов конфликтности, и, следовательно, новых фанатских войн.

     Вообще, можно говорить, что фанатские  войны часто служат средством  самоутверждения для фан-движения. Например, «становление питерского фан-движения происходило на фоне войны со «Спартаком» (каждый фанат помнит 1997 год и «Щелковскую битву», где с каждой стороны участвовало по 500- 600 человек), и этот факт способствовал развития фан-движения в Санкт-Петербурге.»30 Новые фан-движения, скорее всего, тоже захотят самоутвердиться подобным образом, поэтому их агрессия, скорее всего, будет направлена на сильные и влиятельные фан-движения, прежде всего московские, этот вывод особенно вероятен, учитывая нелюбовь провинции к столице и ее представителям.

      Напомню, что фанатские фирмы - это организованные фан группы для членов, которой  уже не является главным поддержать родную команду, это группы людей  нацеленных на организации ДРАК!

Ознакомиться  с основными фан- группами («фирмами») и наиболее жесткими стычками между ними Вы сможете в приложении Б. Я постарался отобрать самые интересные, на мой взгляд, примеры, чтобы Вы смогли глубже оценить сложившуюся ситуацию вокруг современных фан – фирм.  

 

Глава 2.

Ultras = Hooligans??? 

«Сказать, что все эти  люди платят свои шиллинги,

чтобы посмотреть, как 22 наемника пинают мяч,

                                          все равно, что  сказать, что скрипка  – это дерево                 и струны, а «Гамлет» - бумага с чернилами».

     Джон  Бойтон Пристли 
 

2.1 Кто такие Ultras? 

     «Кто такие Ultras? Ультрас - это образ жизни. Это то, когда футбол уже намного больше, чем простое увлечение или хобби - это ваша жизнь! Вы уже не можете не пойти на стадион, вы уже не можете не поехать на выезд, вы неспособны отказаться от посиделок с этими людьми и друзей, настоящих друзей, не завязанных с вашей любимой командой, у вас с каждым годом всё меньше и меньше, а приходя на футбол вы уже не можете просто наблюдать за игрой - вам нужное больше, вам нужно самому непосредственно поучаствовать в поддержке команды... Вы - ультрас. В полном понимании этого слова.»31

     «Первые ультрас появились в Италии в начале 60-ых годов. Тогда это весьма отдалённо напоминало сегодняшние группы ультрас, но именно в то время у Милана появились первые намётки организованного боления. По прошествии нескольких лет именно у них и появляется первая в истории группировка ультрас - Commandos Tigre (1966).

     Но, пожалуй, именно тот облик ультрас, который мы видим сейчас, появился с появлением у того же Милана новой  группировки Fossa del Leoni (1968). Именно они стали законодателями мод и действительно инноваторами ultras-культуры.»32

     Группировка Ultras - это, почти всегда, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от 10 до нескольких тысяч наиболее активных фанатов (на момент распада в Fossa del Leoni состояло порядка 5000 человек), которые занимаются всем что связано с поддержкой своей команды - атрибутика, билеты, организация шоу на трибунах, выезды.

     В любой из таких группировок есть членские взносы, в среднем по Европе сумма членского взноса составляет 10 евро в месяц. 33 «Наиболее мощные европейские организации имеют прямой выход на высшее руководство своих футбольных клубов и, как уже не раз бывало, оказывали сильнейшее влияние на политику клуба. То есть порой ультрас решали вопросы в пользу или против некоторых игроков и других решений клуба. В той же Италии, практически все крупные клубы советуются с лидерами своих ультрас по всем вопросам, способным вызвать некий резонанс на трибунах.»34

     Помимо  этого, практически, все европейские группировки ультрас имеют некие коммерческие отношения с клубом. «Клуб практически всегда или просто помогает финансово или даёт возможность самим ультрас заработать на той же атрибутике, билетах и прочем. Например: ultras варшавской Легии одно время получали по одному злотому с каждого проданного билета на игру Легии.»35

      Серьёзные группировки ультрас, сами активно  участвуют в коммерческой деятельности, имея свои собственные магазины, кабаки, недвижимость, тем самым, зарабатывая сами и получая необходимые суммы для организации шоу на трибунах. А эти траты временами достигают десятков тысяч долларов за один матч!

     «Помимо коммерческой деятельности, официальность всех этих группировок нужна и для контакта с полицией, с которой те же ультрас постоянно контактируют, улаживая те или иные проблемы связанные с трибунной поддержкой и через которую получают разрешения на те или иные формы поддержки. Абсолютно все большие баннеры, вся пиротехника, все флаги, серпантины и прочее, сначала, согласовываются с полицией и уже потом попадают на трибуны.

     То  же самое касается и порядка на трибунах - на всех европейских стадионах  в секторах, где располагаются  местные ультрас никогда нету полиции - максимум стюарды, в лице собственной  службы безопасности и порядок на фанатской трибуне полностью поддерживается именно благодаря группировкам ультрас.

     Ввиду, того, что группировки ультрас - это  группы единомышленников и друзей, соответственно это иногда накладывает  некий политический окрас. В абсолютном большинстве бригады ультрас аполитичны, но бывает, что подбираются компании с одинаковыми политическими взглядами, отсюда и появляются крайне правые или наоборот, крайне левые группы. Яркий пример Irriducibili Lazio и Roma Boys. Одни крайне правые, другие наоборот, крайне левые. Но помимо этих двух основных группировок и у Лацио и у Ромы есть менее влиятельные и небольшие группировки ультрас с совершенно иными политическими взглядами.

     Они могут что угодно делать за стадионом, но на трибуне все равны, поэтому на трибунах можно нередко увидеть кельтские кресты висящие рядом с флагами Чегевары. Политика никак не должна влиять на поддержку команды, поэтому даже непримиримые находят на трибуне общий язык - язык поддержки своего клуба. Всё что не касается этого - личное дело каждого. Но, замечу, в абсолютном большинстве своём, группировки ультрас вне политики, сами же ультрас, как и любые граждане своей страны вольны придерживаться любых взглядов.»36

     Ультрас, это в первую очередь любовь к  команде, честь, и верность ей. Поддержка команды на любом матче, независимо домашний или гостевой, и в каком количестве. Для многих европейских ультрас нет такого понятия, как «золотой сезон» они обязаны быть на всех матчах! Любовь, выражается, в виде ношения родных цветов, поддержки и перфоманса на трибунах. Ведь часто же можно заметить на трибунах нечто иное, как выложенное из картонок сердце.

     «Наиболее ярким примером выхода на высокий уровень, за небольшой промежуток времени являются ультрасы Легии. Своё начало взяли в 1999 году, и уже в первый год, продемонстрировали качественный перфоманс в виде выкладывания из картонок на всю трибуну различных картинок и слов. Что впоследствии стало их отличительным знаком. Сразу же подняв высоко для себя планку, они не опускают её. И продолжают оставаться на высоком уровне, и по сей день. Практически на каждом матче устраиваются шоу, и демонстрируются новые идеи.»37

       Грубо говоря, группировки ультрас  делают всё, чтобы организовать  трибунную поддержку и облегчить  жизнь рядовому фанату.  
 

2.2 «Хуллз» по-русски 

      Перед тем, как перейти к рассмотрению данного параграфа, хочу ещё раз  повторить, что «хуллз» (или «фирмы») как их ещё называют – это  организованные фан группы для членов, которой уже не является главным  поддержать родную команду, это группы людей нацеленных на организации ДРАК! Не стоит путать «хуллз» и Ultras! Вы спросите: «Почему?», на этот вопрос я отвечу Вам позже.

     Без выяснения отношений между различными группировками фанатов ведущих клубов России не обходится практически не один матч. Здесь безусловное первенство у «банд» Москвы и Питера, располагающих наибольшим количеством боевых кулаков. Но если «высшая фанатская лига» столицы вот уже несколько десятилетий делится на группировки фанов «Спартака» («Union», «Gladiators», «Mad Butchers», «Clockwork Orange», «Flint's Crew», «Young Crew») с одной стороны, а также ЦСКА («Ярославка», «Gallant Steeds», «Red Blue Warriors», «Kids») и «Динамо» («Capitals», «Patriots», «Nordland», OTF, «Crazy Garbage») - с другой, то фаны из города на Неве несмотря на наличие большого количества группировок («Мюзик-Холл», созданный на основе «Коалиции», Z44, «Jolly Nevsky» и «Gremlins Firm», а также «Snake City Firm», «Beagle Boys», «Old City Firm») обычно выступают единым фронтом, находясь в постоянной оппозиции москвичам.38

Информация о работе Фанатские движения как пример массовой культуры