Фанатские движения как пример массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Футбольные фанаты как проблема России.
1.1 История возникновения фанатского движения………………… 5
1.2 Символика и атрибутика фан – движения………………………. 7
1.3 Сленг фанатов……………………………………………………...10
1.4 Выезды……………………………………………………………...12
1.5 Коллективные практики…………………………………………...13
1.6 Фанатство, как социальный процесс……………………………...15
1.7 Фанатские войны…………………………………………………...18
Глава 2. Ultras = Hooligans???
2.1 Кто такие Ultras?................................................................................21
2.2 «Хуллз» по-русски …………………………………………………24
2.3 Сравнение Ultras и Hooligans………………………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………...30
Приложение А …………………………………………………………..31
Приложение Б …………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая работа по к-ии.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

     Станции пересадок расписаны и питерскими, и московскими фанатами, так что  не возникает сомнений, что именно здесь пролегает фанатская дорога из Санкт-Петербурга в Москву.

     Старые  фанаты обычно ездят на поездах, но несколько старых фанатов едут и  на электричках, чтобы организовать и осуществлять руководство выездом. Периодически фанаты организуют в вагонах  какую-нибудь коллективную акцию, чтобы оставить о себе память. Что интересно, далеко не все пассажиры относятся к фанатам отрицательно, многие выказывают живейшую заинтересованность, задают разные вопросы, могут попытаться попрогнозировать о будущем матче.»18

     Если фанаты двух городов (имеются в виду только фанаты, принадлежащие к фан-группировкам) находятся в хороших отношениях, то принимающая сторона встречает и провожает приехавших фанатов. Они вместе «тусуются», причем «хозяева» должны организовать все на подобающем уровне и нести основные расходы.

     Если  же фанаты находятся в напряженных  отношениях или имеет место конфликт, то приехавшие фанаты держатся вместе, чтобы не быть в одиночестве в  возможных драках. Наиболее агрессивные  договариваются о месте и времени возможных драк – «забивают стрелки». Поэтому милиция, зная это и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений между фанатами, часто пытается локализовать фанатов в каком-то определенном месте.

     Например, «в 1998 году во время выезда в Ярославль питерские фанаты были встречены милицией на вокзале, согнаны на берег местной речки, где их в оцеплении и продержали до начала матча. После матча фанаты также были оцеплены, доставлены на вокзал, посажены в специально прицепленный вагон поезда и отправлены из города.»19

     По  приезде в город большинство фанатов разбредаются по его улицам, либо обозревая его достопримечательности, либо пытаясь запастись горячительными напитками. Город, по мере возможности, разрисовывается и расписывается фанатами.

     Практика  поведения на матче не претерпевает каких-либо серьезных изменений, разве что приезжим фанатам отводится специальный сектор, куда их пускают, как правило, бесплатно, а по окончании матча держат на этом секторе до тех пор, пока не разойдутся остальные болельщики.

      На  мой взгляд, в «выездах» есть и плюсы и минусы.

Из плюсов то, что в другом городе поддержка  фанатов как никогда нужна  команде; фанаты, выезжающие на матчи, могут «приблизиться» к культуре того или иного города (напомню, что  до матча, фанаты всё - таки как-то  проводят своё свободное время). Но, по – мне, минусов больше, чем плюсов: драки между враждующими фан - группами, нарушение общественного порядка тоже не исключается, на стадионе фанаты могут пренебречь и дракой с «местным» спокойным населением (такие случаи имеют место), да и вообще, я считаю, что им не место в «чужом» городе со своим, как говориться «самоваром»… 

1.5 Коллективные практики 

      Одной из основных, на мой взгляд, составляющей фан- движения является коллективная практика. Без неё просто невозможно представить субкультуру фанатов, да и вообще, тот, кто не принимает участия в коллективных практиках – не является фанатом! Сейчас вы задаётесь вопросом: «А что же такое коллективная практика и в чём она заключается?». Далее, я постараюсь ответить Вам на этот вопрос как можно полнее.

      Коллективные  практики футбольных фанатов настолько  разнообразны, что описать их все  достаточно затруднительно. Сразу же оговорим то, что сленг и атрибутика служат лишь вспомогательным средством  для осуществления практик. Основной практикой являются конечное же «выезды». Если фанат перестает ездить вместе с командой в другие города, он перестает быть фанатом, каким бы интенсивным не было бы его посещение домашних матчей – это не оправдание.

      Также фанат должен уметь совершать  коллективные практики, популярные в фан-движении. «Разумеется, не существует какой-либо «школы», тренировок и чего-либо подобного, где фанаты тренируют выполнение коллективных практик. И когда наши «профессионалы»-комментаторы заявляют, что фанаты собрались на стадионе за 2 часа до начала матча на стадионе, чтобы «распеться» или потренировать свое взаимодействие, то это не соответствует действительности. То, что фанаты за час до начала матча начинают осуществлять какие-то практики, связано или с тем, что они поддерживают свою команду, которая вышла на разминку, или им просто стало скучно.»20

     Вообще, смысл приходить на стадион за час или два до начала матча, во-первых, в том, чтобы иметь возможность  встретить «свою» команду, приезжающую  на стадион. Во-вторых, чтобы в очередной раз продемонстрировать свое отличите от остальных болельщиков. А, в-третьих, в том, что если прийти на ажиотажный матч, например, «Зенит» - «Спартак» на фан- сектор стадиона даже за час, можно просто не попасть на стадион. Фанаты – мастера проходить на стадионы «на халяву», а вместимость фан- секторов стадиона значительно меньше числа желающих на нем побывать.

     «Коллективные практики отрабатываются непосредственно во время матчей. Обычно репертуар практик ограничен, поэтому фанаты, постоянно приходящие на стадион, его быстро разучивают. В то же время, когда появляется какая-то новая практика, то это легко заметить, потому что первое время ее выполнение получается не слишком удачно.

Практики обычно состоят из определенного набора движений, осуществляемого под ритм, который задается фанатскими песнями или так называемыми «кричалками».

     Их  главное отличие друг от друга - длительность. Песня состоит из нескольких куплетов, положенных на мотив какой-нибудь известной  песни. В репертуаре фан-групп, как  правило, всего 1-2 настоящие песни. А «кричалка» – это просто один (реже 2-3) куплета, рифмованных ритмом или словами. Их можно разделить на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-противника и т.д.).» 21

     Зачастую, те или иные практики поддерживаются и обычными болельщиками, если слова  песни или «кричалки» и движения достаточно легко запоминаются.

     Например  всем известная «кричалка» фанатов  футбольного клуба на Неве: «Раз-два-три, «Зенитушка» дави!  Три-четыре-пять, «Зенит», дави опять!», уже давно употребляется обыкновенными «рядовыми» болельщиками.

     В практиках я провожу параллель  с языческими ритуалами древних  народов (естественно без жертвоприношения). Конечное же данные практики хороши, так как составляют определённые элементы шоу, поднимающие настроение игрокам и зрителям, но и здесь опять минус в том, что обидных «кричалок», в сторону соперников и фанатов в последнее время стало всё больше и больше, чего формально не должно быть на стадионе вообще, и, на мой взгляд, порочит честь и личность фанатов.

     «Надоело также возмущаться (в тысячный раз) тем, что агрессивных накачанных подростков («лбов») невозможно заставить вести себя сколь-нибудь сносно. Не кидать всякую дрянь вниз, на поле и беговые дорожки, не поджигать петарды прямо на трибунах, не вырывать с корнем пластиковые сиденья. Как-то скучно поучать молодежь и призывать ее не плевать на пол и не справлять нужду прямо возле пивного киоска. В любом случае, когда они заполнили стадион, растеклись по трибунам, воспитывать их уже поздно, хотя бить милицейской пластиковой палкой по голове - еще рано…»22 

1.6 Фанатство, как  социальный процесс 

     Фанаты  образуют некое единое коллективное социальное тело. Один импульс, один ритм, одна общая мозговая извилина. В фанатской однородной массе индивид ищет возможность утратить индивидуальность и слиться с группой. Перестать быть личностью. Это способ адаптации, выживания в жестко организованной среде, алгоритм существования в примитивной социальной субкультуре.

     « Стремление к деиндивидуализации и несвободе не есть российская национальная патология, следствие монголо-татарского ига, многовекового крепостного права или чего-нибудь еще в этом роде. Это, скорее, симптом века, следствие вытеснения культуры цивилизацией, знак массового общества, а главное - знак постоянной, непрерывной экспансии власти. И чем более вездесущей, всепроникающей она, власть, становится, тем труднее ее идентифицировать. Властью организовано и создано то, что нам часто даже и в голову не приходит связывать с понятием власти.»23

     В этом контексте столкновения фанатов  с милицией - это не борьба анархии  и порядка. ОМОН, который избивает фанатов - пинает их ногами, уже сбитых с ног и распростертых на асфальте, врезается в их тела тяжелыми башмаками, - это зеркальное отражение фанатских кровавых стычек. Милицейское насилие - совершенно избыточно, и поэтому стоит усомниться, выполняет ли здесь милиция свою официально прокламируемую задачу - обеспечить безопасность и порядок, или ее главная цель - явить свою власть, власть как таковую. А усомнившись, мы легко найдем почву для сопоставления, ибо фанаты и вовсе никакой задачи не имеют, кроме демонстрации своей всегдашней готовности, сплоченности, силы, организованности. То есть утверждения себя в качестве тела власти.

     Фанатство со всеми его атрибутами представляет собой род рисковой деятельности. И фанаты, надо отдать им должное, на разбитые носы, выбитые зубы и сломанные  ребра обычно не жалуются. Впрочем, скоро они подрастут и тоже, возможно, наденут на ноги тяжелые "десантные" башмаки и возьмут в руки жесткую резиновую дубинку.

     «Фанатство отражает углубление некоего социального процесса. Назовем его процессом эрозии власти террористической, власти, породившей массовые репрессии - и дифференциации способов существования власти современной, неявной, многоликой. Это можно было бы даже назвать экспансией власти - нужно только учитывать, что это очень своеобразная, совсем не явная экспансия (разумеется, речь идет о власти в широком, неполитическом смысле). Власть проникает всюду, эксплуатирует и выстраивает в соответствии со своей собственной логикой любые фрагменты бытия и социальные конфигурации. Даже такие примитивные по своему социальному содержанию, как фанатство.

     Фанатские группы являются порождением власти - широко понимаемой, неполитической власти - не потому, что к их возникновению приложила руку какая-то политическая сила, а потому, что отношения внутри фанатских группировок - это отношения власти. Как в кадетском корпусе, общежитии, казарме, больнице, фирме. Есть старшие и младшие, есть иерархия, есть, наконец, свой лидер, вожак, фюрер...

     Властям предержащим, властным институтам, «силовым структурам» проще иметь дело с одним управляемым коллективным телом, даже если оно, на первый, поверхностный взгляд, им противостоит, чем со множеством полузависимых, четвертьзависимых, а то и прямо стремящихся к независимости индивидуальных тел. Да, милиция бьет фанатов - но в ключевые моменты политической истории люди-у-власти апеллируют к сплоченным фанатским группировкам или к тем, кто бесспорно имеет на них влияние: «Голосуй, а то проиграешь!» А для фаната проигрыш - хуже смерти.»24

     «Толпа стриженых, крикливых, трясущих одинаковыми шарфами, тыкающих в лицо проходящим мимо два пальца, растопыренные буквой V, - это новое социальное тело, детище не Анархии, а Иерархии, Власти... И они порой сознательно, а чаще интуитивно противостоят попыткам обратить в ничто их и так уже полусуществующую полу- или четвертьсвободу и включить их в коллективные тела. Они ощущают, что власть и ее явные и неявные агенты хотят добраться до них всюду, даже там, куда ей, власти, до сих пор хода не было. И с должным подозрением относятся к попыткам направлять, «организовать» их самореализацию во второ- и третьестепенных сферах бытия, к каковым, если по совести, относится боление на стадионе. Но, каким бы оно ни было третьестепенным, это - пространство их частной, приватной жизни, и они не намерены делать его сегментом жизни коллективной. Многие в нашей стране устали от коллективности, многим надоело ощущать себя частью массы и ходить строем.

     Так что сегодня на трибунах стадионов  мы в некоей превращенной, но не лишенной символического смысла форме наблюдаем  самое кричащее, самое  фундаментальное  противоречие конца XX века: друг против друга располагаются многотысячные человеческие массивы, по-разному соотносимые с властью и по-разному «схваченные» ею. Болельщики, совокупность индивидов, не утративших, несмотря на коллективность проявляемых эмоций, своего «я», - и фанаты, идеальная модель коллективного социального тела.

     Что победит: индивидуальность или масса, власть или гражданское общество и что будет искать человек  в грядущем веке: свободу или несвободу - вот вопрос вопросов, на который  ответа пока нет…»25 

1.7 Фанатские войны 

      Главной и основной проблемой на данный момент для общества являются фанатские войны. На сегодняшний день существует очень много фан- группировок, и далеко не все являются дружескими по-отношению друг к другу. Тут то и возникают бесчисленные фанатские войны между враждующими фан- движениями. К сожалению на данный момент органы правопорядка не могут своевременно предотвратить ту или иную стычку фанатов различных «фирм», что влечет за собой многочисленные травмы (иногда даже летальные исходы) в рядах участников «битвы». На мой взгляд, это не есть хорошо, так как «болеть» надо мирно, а не устраивать очередные потасовки вместо моральной поддержки любимой команды.

      Если  обратиться к опыту зарубежного  футбольного фанатизма, то для европейских обществ это одна из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми.

Информация о работе Фанатские движения как пример массовой культуры