Фанатские движения как пример массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Футбольные фанаты как проблема России.
1.1 История возникновения фанатского движения………………… 5
1.2 Символика и атрибутика фан – движения………………………. 7
1.3 Сленг фанатов……………………………………………………...10
1.4 Выезды……………………………………………………………...12
1.5 Коллективные практики…………………………………………...13
1.6 Фанатство, как социальный процесс……………………………...15
1.7 Фанатские войны…………………………………………………...18
Глава 2. Ultras = Hooligans???
2.1 Кто такие Ultras?................................................................................21
2.2 «Хуллз» по-русски …………………………………………………24
2.3 Сравнение Ultras и Hooligans………………………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………...30
Приложение А …………………………………………………………..31
Приложение Б …………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая работа по к-ии.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

     Иными словами, стычки фанатов были бы куда ближе к традиционной русской  народной забаве стенка на стенку, чем к итальянской поножовщине, если бы не одно «но». Несмотря ни на какие кодексы чести на российских стадионах тоже периодически льется чья-та кровь.

  На этой минорной ноте, я думаю, стоит окунуться в современные реалии и рассмотреть жизнь фанатов в нынешнее время… 

1.2 Символика и атрибутика  фан – движения 

     Еще некоторое время назад фирменная  клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее  большинство символики и атрибутики, используемой фанатами, была самодельной. В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено «на поток», поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. Я считаю, что имеет смысл выстроить некоторые типизации этой разнообразной атрибутики.

     В основании первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае с точки зрения конкретного фаната символика и атрибутика разделится на четыре большие группы:

1) символика  собственной команды 

2) символика  дружественных фан-движений 

3) символика враждебных фан-движений

4) символика  фан-движений, с которыми фанаты  данной команды никаких отношений  не поддерживают.

      Таким образом, разные типы символики ассоциируются  с разными эмоциями: от дружеской  до враждебной.

     Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение  символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Скажем, если в Петербурге появляется человек с атрибутикой дружественных фан-движений, например фанат «ЦСКА», то у него не будет никаких проблем, а питерские фанаты отнесутся к нему вполне дружелюбно. В то же время ношение спартаковской символики повлечет негативные последствия, как минимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.

     Лично я, приехав в Санкт – Петербург, перестал носить атрибутику моей любимой  команды, так как она не является дружественной, по-отношению к фан-движению «Зенита», представителей которых большинства в «северной столице». В итоге моё увлечение, можно сказать, «разбилось о скалы» реальности.

Тема взаимоотношений  фанатов различных команд очень  любопытна. На данный момент отношения  между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды.

     Например, фанаты «Зенита» сначала (года три назад) дружили с фанатами московского  «Спартака», а напряженные отношения  у них были с фанатами «ЦСКА» (фанаты «ЦСКА» и «Спартака» - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты «воюют» c фанатами «Спартака» и дружат с фанатами «ЦСКА».10

     Также разный «вес» имеет разная атрибутика одной и той же команды. Здесь  можно выделить три основные группы:

1) атрибутика  «боевых организаций» – hooligan's

2) атрибутика  фан-групп 

3) общефанатская  атрибутика.

     Первые  две категории отличает то, что  их нет в открытой продаже, и вся  атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная символика, что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатская атрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный «рейтинг». Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпускалась раньше.

     В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные  шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки  значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако, новые нестандартные ходы все же возможны. Кстати, «именно благодаря появлению новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зенитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков «Зенита», а зенитовские фанаты получили обобщающее прозвище «мешки».»11

     Если  же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, определенный набор  и последовательностью цветов. И  те клубы, у которых существуют серьезные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Так, например, «клубная форма и вся фанатская атрибутика московского «Торпедо» выдерживается в черно-бело-зеленых тонах»12, петербургского «Зенита» в сине-бело-голубых и т.д.

     Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики  клуба вынуждает фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко  и может породить конфликты в  фанатской среде. Кроме того стабильность клубных цветов – это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, так как клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре.

      Молодые провинциальные клубы обычно не имеют  сложившихся клубных традиций, и  поэтому они иногда позволяют себе радикально менять клубные цвета. Это, разумеется, создает дополнительные сложности фанатам этих команд. Кроме того, символами клуба могут стать имена знаменитых игроков и тренеров, защищавших цвета команды, особые места, неразрывно связанные с историей клуба (как правило, стадион) и т.д.

     Кстати, любопытный пример на тему, что такое  клубные традиции и к чему могут  привести попытки их нарушить, продемонстрировало московское «Торпедо». «После того как значительную часть акций этого старинного московского клуба с богатейшими традициями купило              АО «Лужники», оно стало проводить домашние матчи на стадионе «Лужники», а не на старом торпедовском стадионе и изменило название клуба с «Торпедо» на «Торпедо-Лужники».

Это решение  спровоцировало сложные конфликты в самой команде и раскол в среде фанатов. Большая часть фанатов решило, что старый стадион подчеркивал то, что «Торпедо», это команда неразрывно связаная с «ЗИЛом», а все изменения - это попытка разорвать эти традиции. В результате произошел раскол фанатского движения и большая часть фанатов стала поддерживать недавно созданную команду «Торпедо-ЗИЛ», даже несмотря на то, что эта команда первое время выступала во втором дивизионе. Они решили, что именно эта команда является правопреемником знаменитой команды Стрельцова и других великих торпедовских игроков.»13

      Исходя  из данного параграфа, хочу дать совет  читателю: прежде чем покупать символику  любимой команды – стоит подумать, не относится ли она к тому или  иному виду фан- движения? Нужно быть аккуратным в выборе, чтобы потом случайно не попасть под физическую расправу враждебных «фирм»!!!  
 

    1. Сленг фанатов
 
 

    Сленг футбольных фанатов, на мой взгляд, один из саамы тяжелых вопросов на данный момент, так как он не до конца  сформировался, да и человек, не «вращающийся» в данных кругах мало чего сможет понять из разговора двух фанатов, потому что во-первых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, во-вторых, необходимо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий, ну и, наконец, просто иметь достаточный словарный запас и знание определенных лексических норм и правил разговора.

Рискну заметить, что сленг фанатов некоторые сравнивают со сленгом зеков, вследствие его сложности и запутанности.

      «Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в России оказал английский язык, начиная с hooligan's и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако, все слова, обозначающие коллективные практики и все, связанное с ними, - русские.»14

     Основная  цель появления фанатского сленга с  одной стороны очевидна – выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на «своих» и «чужих». С другой стороны появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, так как это затруднит мобилизацию новых членов.

     Говоря  «невыгодно», я не заявляю о том, что фан-движение настолько хорошо управляется. Едва ли кто-то всерьез  планирует стратегию развития движения (тем более, что почти во всех фан-движениях процессы протекают примерно одинаково), скорее это происходит интуитивно. Подавляющее большинство фанатов – молодые, те, кто «фанатеют» 1-2 года и не могут похвастаться обилием выездов. Поэтому они, конечно, хотят иметь определенное превосходство над совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, пользуясь сленгом. В тоже время они не могут реально развивать сленг дальше, так как не обладают достаточным авторитетом. У тех же, кто должным авторитетом обладает, да у всего движения есть более актуальные проблемы, чем развитие сленга.

     Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать «язык улиц». Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.

     «В 2004 году музыкальная группа «CWT» (англ. ClockWork Times — примерный перевод «Заводные времена»), игравшая в стиле ска-панк, выпустила альбом «Бойцовский Клуб», тексты песен которого наполнены сленгом футбольной субкультуры. В этом же направлении стали развиваться и другие группы, например, «Pozition», впоследствии выпустившая совместный альбом (Split CD) с вышеупомянутыми «CWT».»15

     В своей курсовой работе, я постарался выбрать основные, часто используемые слова и выражения современных  футбольный фанатов, дабы Вы, читатель, смогли более глубоко окунуться в данный вопрос, и, возможно, в будущем смогли применить свои знания и навыки в нестандартных ситуациях. Приложение А поможет Вам сделать первый шаг на пути изучения сленга фан- группировок. Для более глубокого изучения материала стоит обратиться к словарю Tony Thorn Dictionary of Modern Slang, он поможет вам в полной мере изучить и разобраться в сленге фанатов и истории его возникновения. 
 
 
 
 
 

    1. Выезды 
 

    Неотъемлемой  частью жизни футбольного фаната являются выезды.

Под выездами мы будем понимать поездка на матч «своей» футбольной команды в другой город (страну). Обычный болельщик если и поедет на матч команды, то только ради собственного удовольствия, что очень редко в наши дни. Но вот без присутствия фанатов на выездных матчах команд не может идти и речь. В каждом матче мы можем видеть на трибунах хоть и немногочисленную, но всё же группу фанатов «команды – гостя».

      Выезд в России и выезд на Западе –  это, как говорят в Одессе, "две  большие разницы". Для европейских  фанатов выезд – это цивильная  поездка на собственном автомобиле или в комфортабельном поезде, которая занимает несколько часов и не доставляет особых хлопот. Выезд в России, особенно дальний – это самая настоящая авантюра. «Поездка из Петербурга, в Сочи без денег на билеты длится несколько дней, а это еще не самый дальний маршрут. Существуют рассказы-легенды о том, как кто-то 2 недели добирался до Тюмени на пригородных электричках и т.п. Выезд – это определенный стиль жизни, и для многих это самое интересное, что есть в жизни фаната.»16

      Человек не может считаться фанатом, если он не совершает определенное количество выездов, то есть поездок вместе с командой в другие города. «Существует определенная иерархия выездов. На рейтинг выезда влияет, прежде всего, его географическая удаленность, а, кроме того, то, враждебны ли фанаты этого города по отношения к данному фан-движению. Если фанаты этих городов находятся в состоянии войны, то рейтинг выезда возрастает.»17

     В принципе не существует каких-то ограничений  на виды транспорта, который используется, чтобы добраться до нужного города. Добирайся хоть самолетом, если это тебе по карману. Но большинство фанатов добираются «на собаках», автостопом или на специально арендованных автобусах.

     Подавляющее большинство фанатов добираются до места назначения «на собаках», то есть на пригородных электричках или поездах. Чтобы совершить даже самый близкий выезд – в Москву – таким способом необходимо затратить около суток. Чтобы добраться из Петербурга в Москву на пригородных электричках нужно совершить минимум 5 пересадок. Как правило, фанаты выезжают утром одного дня, а в Москву приезжают утром следующего дня.

     «Поездка в Москву стала настолько обычным делом, что к ней уже все привыкли и не только фанаты. Контролеры уже не удивляются, когда в электичке едет несколько сотен безбилетников, местная милиция заранее готовится и пытается локализовать фанатов, мешая им разбредаться по населенным пунктам в местах пересадок.

Информация о работе Фанатские движения как пример массовой культуры