Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, реферат

Описание работы

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
3. Религия
4. Искусство
а) Общая характеристика
б) Литература, поэзия и театр
в) Архитектура
г) Скульптура
5. Письменность и язык
6. Наука
7. Быт
8. Праздники
9. Заключение
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сравнительный анализ культур.docx

— 80.88 Кб (Скачать файл)

Конечно, в столь небольшой  работе невозможно полностью описать  богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены  в таблице в конце реферата.

Приложение Основные черты  сходства и различия культуры Древней  Греции и Древнего Рима

Критерий сравнения

Греческая культура

Римская культура

Общие черты общества и культуры

Агонистичность (состязательность) ; коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур.

Патриотизм; чувство долга; более  слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.

Религия

Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с  конкретными полисами; тотемизм, представление  о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром  богов и миром людей.

Обожествление непонятных явлений природы  и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах) ; позднее появление антропоморфного  взгляда на богов; родовые и семейные культы; сильное влияние греческой  религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон  иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии.

Искусство

Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества (“античное искусство” ) .

Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства  – человеческий облик.

Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.

Архитектура

Большие открытые сооружения, стоящие  чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и т.п. ; отсутствие симметрии  различных частей здания.

Понимание и описание взаимосвязи  художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих  ордеров и изобретение своих.

Скульптура

Открытые пластичные формы; отношение  к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного  мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и  рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности.

Сосредоточенные, большей частью заключенные  сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма.

Литература, театр

Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь  театра с жизнью полиса.

На развитие литературы сильное влияние  оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые  непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства  и жанра комедии, которая влияла на политику.

Жанр сатуры; комедия масок –  ателлана; очень сильное влияние  греческих образов на развитие римской  трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического  направления в литературе; влияние  греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития.

Письменность и язык

Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения.

Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация.

Наука

Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук.

Большее, нежели и Риме, внимание к  теоретическим наукам.

Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его  независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспруденции; зарождение филологии.

Быт

Относительно большая свобода  женщины, полная власть детей над  отцом; значение фамилий намного  меньше, чем в Риме.

Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия.


Список использованной литературы

    1. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.
    2. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.
    3. Дмитриева Н. А Краткая история искусств — М., Искусство, 1985.
    4. Лурье С. А История Греции. — СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
    5. Любимов Л. Искусство древнего мира. — М., Просвещение, 1980.
    6. Моммзен Т. История Рима. ю — СПб, Лениздат, 1993.

Информация о работе Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ