Дисциплина «Культурология» или теория культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).

Содержание работы

Введение
Тема 1. Предмет культурологии. Понятие и сущность культуры……………1
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы……2
Тема 3. Культура как предмет историко-философского анализа…………….9
Тема 4. Культурологические теории XIX – XX вв……………………………23
Тема 5. Культура и цивилизация. Запад и Восток. Место России в мировой культуре...……………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, люди встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходили античная мысль  и античное чувство. Это привело  к эпохе Возрождения, которая дала новое понимание культуры. Если человек средневековья считал себя обязанным Богу, то человек эпохи Возрождения свои заслуги приписывал своим талантам. Человек-творец стал на место Бога. В своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет свои интересы и нужды – он творит мир, красоту, самого себя (антропоцентризм). Культура приобретает человеческое, гуманистическое звучание.

2 Второй вопрос посвящен  Новому времени, когда впервые  началось теоретическое осмысление  культуры, формируется ее классическая  модель. Культура рассматривается  как результат исторического  развития человечества и показатель  достигнутого им уровня разумных  и гуманных общественных отношений  (Вольтер, Тюрго, Кондерсе, Вико, Гердер). Новое время обращается к идеям Разума, Свободы, Справедливости, что нашло свое выражение в культуре Просвещения. Просветители видели в культуре человеческое продолжение природы, от природы человек получил разум. К развитию человеческого разума французские просветители и сводили содержание культурно-исторического процесса. Заменив понятие «культура» понятием «цивилизация», они считали, что цивилизованность нации или страны состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве.          

В рамках Просвещения возникла «критика» культуры и цивилизации, имевшая место в трудах Ж. –  Ж. Руссо. Выясните, в чем суть вопроса  из рекомендованной литературы [1, с. 15-29].          

Классическая модель культуры с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила дополнение в философии  немецкого романтизма (Ф. Шиллер, В. Шеллинг, А. и Ф. Шлегель). Они попытались снять обозначенное просветителями противоречие между «природным», «чувственным»  с одной стороны и «моральным» - с другой. Культура, по Шиллеру, состоит  в гармонии и примирении разумной и чувственной природы человека. Немецкие романтики первое место  во всех видах творческой деятельности человека отводили художественному  творчеству. Человеку разумному и  нравственному они противопоставляли  человека-художника, человека-творца.          

Наибольшее влияние на дальнейшее развитие культурологии  оказала немецкая классическая философия. Так, И.Г. Гердер (1744-1803) рассматривал разум  не как прирожденный, а как достигаемый  человеком. Культура, по Гердеру, есть результат космогенеза и биогенеза. С появлением языка культурные силы вырываются из природы и начинают действовать самостоятельно. С языком человек переходит к культуре, с ним становится возможным связь поколений, передача опыта, развитие науки, ремесел, искусства.          

Культура рассматривается  Гердером как развитие способностей ума, она способствует росту интеллектуального  и технического могущества человека. Смысл культуры Гердер видел в  гуманизации человека и общества.          

И. Кант (1724-1804) рассматривал культуру как прогресс морального сознания. Кант различил два мира: мир природы и мир свободы. Только мир свободы есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. В мире природы лежит источник жестокости и зла. Но зло может быть побеждено культурой, моралью. Мораль предписывает человеку нормы поведения, требует от него выполнения нравственного долга. Кант формулирует моральный закон (категорический императив). Суть закона сводится к тому, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Человек для Канта – это высшая культурная ценность, и любые попытки принижения человека антикультурны.           

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) рассматривал культуру как прогресс философского сознания. Гегель проанализировал весь путь развития духовной культуры человечества. Такого до него не делал ни один мыслитель. Духовная культура представлена Гегелем как выявление творческой силы «мирового разума», «мирового духа». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, «мировой разум» одновременно познает себя как творца. Гегель выделяет иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития «мирового духа». Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новому буржуазному обществу с его правовыми и нравственными принципами. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа». Согласно схеме Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самопознанию сначала в виде слова,  речи, языка и заканчивает в виде науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем.

3 Следует отметить, что классическая модель культуры в философском отношении идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным образованием, предметные формы человеческой деятельности замещаются духовной предметностью.          

В марксистской философии (К. Маркс. 1818-1883, Ф. Энгельс. 1820-1895)  классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию (истолкование): культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура возникла благодаря способностям человека к труду, который превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную (работа Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Марксистская концепция основана на том, что культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.Этапы развития общества есть, по марксизму, смена одной общественно-экономической формации другой. Каждой формации присущ свой тип культуры.          

Марксистская философия  считает культуру явлением общечеловеческим и классовым. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу»: писали К. Маркс и Ф .Энгельс (Соч., Т.3, С.46).          

Итак, в XIX веке завершается  формирование классической модели культуры.  

Российская  философия культуры  начинается в XIX веке, хотя ее предпосылки уходят далеко в глубь национальной истории. Русская философия XIXвека была поистине великим началом, ибо была связана с именами Ф. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, Н. Ф. Федорова, П. Флоренского и др. Наша философия и литература несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.          

Русская философия отказалась от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа  доказательства и обратилась к языку  исповеди, притчи, проповеди в обосновании  прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Глубокие исследователи  истории нашей страны причину  сверхрационалистического способа и характера русского философствования обычно связывали с православным мировосприятием и мироощущением славянской души, с русским религиозным сознанием. Например, католики путь к спасению видят во внутреннем настрое человека на религиозность, на Бога. Протестанты убеждены, что только внешнеполезные дела и действия спасут человека. Православие же считает, что спасти человека может только сам Бог по мере того, как Он завладевает человеком, если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Бытие в Боге – в этом суть русской религиозности (человеческая душа непосредственно связана с Богом). «Русские не допускают, - писал Н. А. Бердяев, - что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть суждение», русские убеждены, «что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни». [12, С.107].           

При таком подходе русская  мысль и духовность расходились  во мнении как с европейским рационализмом (его вершина - Гегель), так и с  европейским интуитивизмом, иррационализмом («философия жизни» – Ницше, Дильтей и др.). Оба эти течения (рационализм и иррационализм) аппелировали к реалиям, к опыту истории. Русская же философия – в лице своих самых лучших представителей – провозгласила иную систему ценностей, иные цели и идеалы, нежели цивилизованная Европа. Рациональному знанию и иррациональной воле русская духовность противопоставила понятия любви, стыда, совести, сострадания.          

Наряду с общими вопросами  существования человека, вставали философские  вопросы о России, о ее взаимоотношениях с Западом, о путях ее развития. При подготовке этого вопроса  студенту следует обратиться к своим  прежним знаниям по отечественной  истории. Так, спор западников и славянофилов в 30-60-е годы XIX века стал важнейшим этапом становления российской философии культуры. Взгляды поздних славянофилов теоретически обосновал Н. Я. Данилевский.          

Российские философы XIX-  нач. XX вв., опираясь на достижения западной науки, выдвинули многие собственные оригинальные теории философии культуры

 

Тема 5. Культура и  цивилизация. Запад и Восток. Место  России

в мировой культуре

1     Культура и цивилизация: соотношение понятий. Понятие «цивилизация»: его формирование и основные значения.

2       Типы цивилизаций. Восточная и западная цивилизации как культурные «полюсы мира».

3     Своеобразие Российской цивилизации.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

1     Понятия «культура»  и  «цивилизация» тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. С происхождением и трактовкой термина «культура» студенты уже познакомились в первой теме. Здесь следует уяснить понятие «цивилизация», его формирование и основные значения.

Истоки понятия «цивилизация»  относят к античным временам. В  Древней Греции сформировался античный полис – город-государство, самоуправляемая  община свободных граждан. Город, государство, гражданское общество римляне называли civitas, а производное от него прилагательное civilis означало гражданский, государственный, политический. Понятие «цивилизация» у римлян связывалось с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства. Образцом цивилизации римляне считали Рим, с его разумными и справедливыми законами.

Само понятие «цивилизация»  появляется лишь в XVIII веке, в эпоху  Просвещения, идеалами которой были разумность и справедливость. Философы Просвещения выдвинули концепцию  цивилизации (фр. Civilisation) как  противоположность темному миру дикости, варварства, невежества, жестокости и несправедливости, религиозного фанатизма. Просветители противопоставляли также цивилизованную Европу всем неевропейцам.

Термин «цивилизация»  имеет, как и термин «культура» много  значений. Так, цивилизация может  выступать как синоним культуры. Просветители рассматривали ее как  состояние общества, которое воплощает  наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни  и наиболее гуманные формы «существования»  человека. Понятие «цивилизация»  может указывать  на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи (например, западная цивилизация, античная цивилизация и т.д.). Цивилизация может рассматриваться как уровень, ступень общественного и культурного развития. Так, американский антрополог Л.Г.Морган выделял в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как последнюю стадию развития культуры, ассоциируемую с упадком высокой культуры. Таковы основные значения понятия «цивилизация».

Поскольку понятия «культура» и «цивилизация» очень многообразны, следует при подготовке вопроса  выяснить их смысловые сходства  и различия. При этом помнить: если понятие «культура» используется для характеристики меры развития человека, способов его самовыражения в деятельности и творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. Подробнее смотри в [12, С.92-96].

2      Несмотря на наличие множества подходов к типологии цивилизаций, в современной культурологии выделяют такие культурные сообщества,  как цивилизации Востока и Запада. Они сложились на основе полиэтнического синтеза культур и религий под влиянием географического фактора, их называют еще универсальными цивилизациями.

Цивилизации Востока (азиатские общества) сложились еще до  VII-VI  вв. до н.э., придя на смену постпервобытным общинам. К ним относят: древнегреческую, вавилонскую, индуистскую, древнекитайскую, арабо-исламскую, персидскую и др. Все они имели изначально сходные условия существования. Общества и государства складывались здесь под влиянием необходимости организации коллективного труда для освоения бассейнов великих рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхе). Для возникших на Востоке деспотических государств характерным было отсутствие частной собственности и экономических классов. В этих обществах господствовала авторитарно-деспотическая административная система, господствовал принцип «власти-собственности», т.е. власть рождала собственность, перераспределение которой было прерогативой государства. Государство аппарата власти сочеталось в этих обществах с автономией общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении индивида с государством порождал рабскую зависимость и угодливость.

Общество с таким социальным генотипом обладало прочностью, которая  проявлялась, помимо прочего, в наличии  сил для регенерации: на базе рухнувшего государства тот час возникало  новое с теми же параметрами, даже если это новое государство создавалось  иным этносом. Восточные общества могли  долго существовать в неизменных условиях. Такой тип исторического  развития называют медленным, застойным. Выясните для себя, в чем проявляется  этот застой в области экономики, социальной жизни, сознания.

По мере эволюции данного  типа общества появились товарные отношения, частная собственность. Однако они  сразу же ставились под контроль власти. Многие восточные государства  древности и средневековья имели  процветающее хозяйство, большие города, развитую торговлю. Но это были лишь атрибуты рыночной экономики, поскольку  все участники рынка были заложниками власти и любое неудовольствие чиновников могло обернуться разорением или даже гибелью и конфискацией имущества в пользу казны.

Информация о работе Дисциплина «Культурология» или теория культуры