Дисциплина «Культурология» или теория культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).

Содержание работы

Введение
Тема 1. Предмет культурологии. Понятие и сущность культуры……………1
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы……2
Тема 3. Культура как предмет историко-философского анализа…………….9
Тема 4. Культурологические теории XIX – XX вв……………………………23
Тема 5. Культура и цивилизация. Запад и Восток. Место России в мировой культуре...……………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

Миф – это наиболее древняя форма духовной культуры, человеческого бытия, когда человек еще не выделял себя из природной и социальной среды и переносил человеческие свойства (одушевленность, чувственность, разумность) на природные объекты, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. На протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования играли важную роль: они были выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Назовите категории мифов, исчерпал ли миф себя сегодня?          

Религия пришла вслед за мифом. Как и мифология, религия апеллирует к фантазиям и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религиозное сознание было шагом вперед по отношению к мифологическому сознанию.          

Следует разобраться, в чем  это нашло выражение, как изменялось религиозное сознание на протяжении истории человечества. Охарактеризуйте  мировые религии, создавшие за долгие века своего существования свой образ  мира, свои установки личного и  социального поведения людей. Выясните место религии в системе культуры, общие тенденции развития соотношения  культуры и религии.          

Искусство существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Это исторически сложившаяся система образного освоения опыта человеческой жизни, закрепленная в художественных ценностях. Выясните роль искусства в развитии и обогащении культуры, противоречивость этой роли. При этом следует иметь в виду то, что искусство воспроизводит мир, создавая ценности, ориентированные в прошлое, настоящее или будущее. Однако общим для этих ценностей является то, что все они обращены к человеческому «я», что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. А для культуры это является важным фактором ее развития. Наряду с другими формами духовной культуры  искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.          

Художественная деятельность человека развертывается в многообразных  формах, которые называют видами искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, литература, киноискусство, дизайн). Каждый вид искусства имеет родовое (рисунок, картина, эпос, лирика, драма и т.д.) и жанровое отличие (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.). Методы воплощения жизненной реальности через призму миросозерцания художника получили название стилей (классицизм, реализм, романтизм, готика, барокко и т.д.)          

Наука – более поздняя форма культуры, возникает как результат духовной эволюции человека через миф, религию и философию. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеет  целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука, давая знания человеку, усиливает его возможности («Знание – сила!» - утверждал Ф. Бэкон). Но как употребляется эта сила, для каких целей? На этот вопрос должна отвечать культура. Отсюда следует выяснить культурогенную роль науки, которая весьма неоднозначна. При этом нужно учитывать, что высшая ценность для науки – истина, а для культуры – человек. Рациональность не всегда укладывается в требовании нравственности. Наука – условна, отчужденна, а культура всегда нравственно нагружена.

Выход из дилеммы наука  или культура лежит в синкретизме  того и другого: наука должна быть более гуманной, а культура более  наукоемкой – в этом показатель прогресса человеческой истории. Раскройте  эту мысль на примерах.          

Наука неразрывно связана  с философией, которая выступает  в качестве всеобщей методологии  научного познания и помогает осмыслить  место и роль науки в культуре.

2       По второму вопросу выясняем функции культуры, ее роль в обществе.     

Главной функцией культуры является гуманистическая, воспитательная, духовно-нравственная функция. Это культура души, духовное совершенствование человечества. Культура призвана развивать личность, обеспечивать ее нравственный рост и степень свободы, учить человека благоговению перед любой формой жизни.

Инновационная функция  культуры. Ее суть заключается в производстве новых смыслов, норм и знаний.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее часто называют функцией исторической преемственности или информационной. Она передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма»).

Социализирующая функция: культура подготавливает человека к жизни в обществе. Она структурализует общество посредством обозначения общественного статуса людей.

Регулятивная (нормативная) функция  культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных  отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия, выбор духовных и материальных ценностей. Регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Выясните содержание, особенности, роль данных регулятивов в обществе и культуре.

Семиотическая или знаковая функция культуры (семиотика – учение о знаках). Предпосылкой любой культурной деятельности является овладение человеком специфическим набором языков, которыми пользуются разные сферы культуры. Так, язык устный или письменный – средство общения людей. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают естественные науки и т.д. Культура является совокупностью знаковых систем, поэтому знаковая функция ставит перед  человеком задачу изучить как можно больший спектр таких языков.

Рассматривая данную функцию  более подробно, следует выяснить основные типы знаков и знаковых систем. С точки зрения семиотики можно  выделить также три культурных типа, сложившиеся в истории мировой  культуры:

1 Дописьменный тип.

2 Письменный (основу составляет книжность).

3 Экранный тип, находящийся  сегодня в состоянии формирования.

Можно назвать и ряд  других функций культуры (познавательная, ценностная, коммуникативная и т.д.). Следует учесть, что при характеристике функций культуры разные авторы учебной  литературы применяют свой подход к  их классификации.

3      Культура связана с человеком. Субъектом культуры выступает все человеческое общество. Общество состоит из отдельных индивидов. Социологи выделяют такие социальные общности,  как индивид (личность), малая (контактная) группа, социальные институты, организации, объединения, классы, слои (страты), этносы (народы), страны (государства) и т.д. В культурологии же по уровням субъективности выделяют две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. Выделяют также и различного рода субкультуры.

Изучение массовой культуры начните с выяснения ее истоков, т.е. причин появления, понятия «масса». Очень познавательны для анализа данного вопроса работы испанского философа Ортега-и-Гассета («Восстание масс», 1930), американского социолога Д. Белла («Конец идеологии», 1960), канадского социолога М. Маклюэна («Галактика Гутенберга», 1962). В целом понятие «массовая культура» характеризуется как особенностями производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией), так и особенностями потребления этой культуры (ее потребляют все люди, независимо от места и страны проживания).

Выясняя роль массовой культуры в современном обществе, ее отрицательные  стороны (низкое качество культуры), отметьте положительные моменты.

Антиподом массовой культуры считают элитарную культуру. Производителем и потребителем ее является элита (от франц. – лучшее, отборное, избранное). Различные культурологи дают свое определение элиты. Однако большинство сходится в том, что элита не просто высший слой общества, а  это особый слой общества, наиболее способный к духовной деятельности, одаренный высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. Именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений в отечественной и европейской культуре на рубеже XIX-XX вв.

Внутри доминирующей культуры могут существовать «субкультуры» - это особые формы организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить свое собственное, автономное культурное существование со своим стилем (языком, манерами, одеждой), обычаями, нормами, ценностями, идеалами. Субкультура как бы изолирует свои социокультурные признаки от остальной культуры. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, профессиональные образования, неформальные объединения, которые становятся носителями своей культуры с ее системой ценностей. Рассмотрите современные молодежные субкультуры.

Нередко субкультурные группы стремятся выработать ценности и идеалы, противоречащие господствующей культуре, проникающие в нее. В этих условиях формируется контркультура. Объясните значения этого понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.  Культура как предмет историко-философского анализа  

 

1  Основные этапы теоретического постижения культуры:

-         мыслители Древней Греции и Рима о культуре;

-         понимание культуры в эпоху Средневековья;

-  осмысление культуры в эпоху Возрождения; предпосылки становления культурологической мысли (гуманизм, антропоцентризм, историзм).

2   Проблемы культуры в Новое время. Классическая модель культуры:

-         просветительская концепция культуры;

-         проблемы культуры в немецкой классической философии.

3  Марксистская концепция культуры.   

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1 Историко-философский подход  к классификации культуры позволяет  говорить об античных концепциях  культуры, о понятии культуры  в эпоху Средневековья, о проблемах  культуры в трудах просветителей,  немецкой классической философии.           

Уже в античном обществе культура стала предметом осмысления и рассматривалась как результат деятельности человека, его умений и навыков. Однако древнегреческие философы по-разному рассматривали причины появления культуры. Одни считали, что вся жизнь греческого общества, внутренний мир человека происходит под покровительством богов, другие же творцом культуры рассматривали самого человека. Согласно взглядам последних, именно человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.           

Древнегреческие мыслители (Протагор, Гераклит, Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель и др.) от разгадывания тайн природы впервые обратились к постижению человека. Сделав человека мерой всех вещей, древнегреческая культура («пайдейя») сообразовывалась с человеком и его понятиями.           

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Греки первыми дали идеалы демократии и гуманизма. При  подготовке вопроса выясните важнейшие  элементы древнегреческой культуры. Для грека быть гражданином –  значит быть прекрасным. Всегда присутствовали принцип состязательности (агонистики) с целью достижения наилучших результатов, стремление к достижению красоты и добра, слитых в человеке воедино (калокагатия), благодаря чему греки приближались к своему идеалу – классическому равновесию тела и духа. Внутренней потребностью и гениальным достижением греческой культуры стало доказательство как способ мышления, развитие которого определило глубочайшее различие между Западной и Восточной цивилизацией. В недрах античной философии родился метод и способ мышления – логика, позволяющая из одного знания выводить другое. В целом демократическая и гуманистическая направленность греческой культуры позволила ей стать духовной ценностью.

Это обеспечило европейской  культуре возможность занять и сохранить  ведущее место в мире.          

При подготовке ответа на первый вопрос, проследите изменения идеалов  греческой «пайдейи» в эллинистический период и эпоху Рима.          

Рим внес в  европейскую культуру латынь, научные достижения, римское право. Однако с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности общество перестало нуждаться в гражданах, прежние ценности гражданской добродетели оказались невостребованными. Если в Греции человек – мера всех вещей, то в имперском Риме человек – песчинка, одинокая личность, гнущаяся под ударами судьбы в условиях социальной нестабильности и неконтролируемых политических событий. Не случайно в Римской империи, обнаружившей хрупкость и слабость человека, появляется христианство.          

В период средневековья происходит переосмысление основных принципов, лежащих в основе культуры. Средневековая культура – это культура христианства. Главной ценностью культуры становится Бог. Выясните, какова сущность христианства и в чем его роль как явления культуры?          

Средневековая культура ликвидирует  признание единства природы и  бога. На смену политеизма приходит монотеизм. Бог создает мир и  от мира не зависит. Признание сотворенности мира (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения. Природа и человек полностью зависят от Бога. Это приводит к фатализму. С другой стороны, христианство признало человека личностью, поскольку Бог создал человека по «образу и подобию своему». Интерес средневекового человека обращается к познанию не предметного мира, а к собственному миру, самонаблюдению (интроспекция). На смену античному культу удовольствий (гедонизм) приходит аскетический идеал, познанию через наблюдение и логику – книжное знание, опирающееся на Библию. Культура приобретает книжный характер, культивируется ученость и начитанность.           

Информация о работе Дисциплина «Культурология» или теория культуры