Деревянное зодчество в Омске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

области еще больше усугубляет опасность безвозвратной ее утраты.
Целью данной работы является изучение деревянного зодчества Западной Сибири, в частности города Омска, так как срок жизни многих памятников деревянной архитектуры достиг критического рубежа. Это во многом определяет задачи реферата :
• изучение резного декора городской деревянной архитекту¬ры;
• значимость деревянных построек для современного общества;
• решение проблемы их сохранения.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………3
2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)...……………….……….……4-6
3. Конструктивные особенности, эволюция резного декора……..….6-8
3.1. Художественные особенности………………………...……8-9
3.2. Традиции……………………………………………………..9-10
4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска..10-11
4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве……………11-20
5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска……20-24
6.Заключение…………………………………………………………....25
7. Приложения к работе…………………………...……………………26-32
8.Список литературы………………………………….………………..33

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 2.75 Мб (Скачать файл)

Облик дома обычно определялся декоративным оформлением наличников окон. Омская деревянная архитектура дает примеры удивительного их многообразия. убранство наличника сосредоточивалось, как правило, в верхней части на лобовой доске. Они имели разную юрму: в виде треугольного или лучкового фронтона, иногда разорванного в центре или по бокам, либо в виде полочки - сандрика с замысловатым орнаментальным завершением. Декоративные элементы, заполнявшие юле верхней части наличника, выполнялись в различной технике: на токарном станке, способом объемной или пропильной резьбы.

Просечный и кованый металл удачно дополнял облик омского дома. Решетки, изготовленные для оформления козырьков и кронштейнов для крылец, имели изысканную орнаментику. Важную декоративную функцию несли рукоятка щеколды воротной калитки в виде завитка или кольца, водосточная труба с ажурной «короной» и другие металлические элементы. В этих необходимых и привычных элементах городского деревянного дома проявлялось художественное чутье народных мастеров.

В 1910-е годы были построены здания (по всей видимости, профессиональными зодчими) в духе народной архитектуры, с использованием проектных образцов. Выразительным силуэтом отличается построенный по классической схеме бывший дом богатого коннозаводчика Ф. Ф. Штумпфа на Плотниковской улице. Мезонин на крыше дома восходит к традициям каменных построек начала XIX века, а двухъярусная с восьмискатной кровлей вышка на столбах, венчающая выход на балкон мезонина, подсказана архитектору образцами древнерусского деревянного крепостного зодчества.

В 1900-е годы в  декоре деревянных построек появляются элементы стиля модерн. Образцом его  внедрения в пластику фасада является купеческий дом «с драконами» (1904; строитель  плотницкой артели К. В. Загуменко) по ул. Мичурина. Типичная для Омска объемно-пространственная композиция (прямоугольный дом с парадным входом) обрела высотный акцент в виде бельведера-светелки и накладной декор с крылатыми фантастическими чудовищами в духе модерна.

Стиль модерн и  неоклассика пришли в деревянную архитектуру Омска почти одновременно. Один из лучших образцов стиля модерн в Омске - дом присяжного поверенного  А. С. Кабалкина, возведенный в 1911 году рядом со зданием Городской думы. Многогранный угловой эркер, перекрытый высоким шатром, разнообразные по типу фронтоны создают сложность и выразительность силуэта постройки. Мощная пластика стен бревенчатых фасадов с естественным цветом потемневшей от времени древесины - еще одно средство художественной выразительности «деревянного модерна».

Лаконичным  орнаментом модерна и деталями из арсенала неоклассики, изготовленными в технике пропильной и объемной накладной резьбы, украшены фасады многочисленных омских домов. Зертикаль», характерная для модерна заявляет о себе в крупных наличниках, почти лишенных декора, и в ставнях с простым оформлением накладными полосами, в переплетах больших широких окон. Изгибающиеся линии модерна чаще всего встречаются в навершиях лобовых досок оконных проемов. Признаки неоклассической архитектуры отмечаются в античных вазонах, выполненных из дерева и помещенных под высокими арками лобовых досок оконных проемов. На Почтовой улице сохранилось несколько интересных старинных домов, среди них - № 27, дом Хлебниковых, в котором сейчас находятся мастерские художников. «Ведь мы жили во дворце!» - восклицала в письме к своей сестре Галина Хлебникова, вспоминая дом, в котором она провела детство и юность. Добротный, с верандой, выходящей в сад, с резными лавровыми ветками в духе неоклассики на парадных дверях и фризе, дом отражал вкус хозяина - известного общественного деятеля, любителя искусств, юриста Арсения Хлебникова.

В конце 1910 - начале 1920-х годов со сменой власти и  утверждением новых социально-политических идей дворцовая парадность жилых домов уступила место строгой архитектуре конструктивизма, рожденного в недрах стиля модерн. В разных районах Омска были построены в это время новые кооперативные двух- и трехэтажные дома для рабочих из дешевого и доступного по тем временам материала - дерева. Обильный резной кружевной убор, считавшийся буржуазной роскошью, сменил декор в духе новой символики: на фризе - пятиконечные звезды, в верхней части наличника лучковой формы - серп и молот. Но своеобразная суровая красота бревенчатого сруба, контрастирующая с гладкими поверхностями наличников, по-прежнему сообщает деревянному сооружению величие и мощь, свойственные домам богатых горожан - сибирским «палаццо».

 

                                 6. Заключение

        В ходе моего изучения резного декора городской деревянной архитектуры, выявила сходство с декором европейских территорий России, которое показывает связь между культурой Западной Сибири и России в целом, формирующее понятие «самобытности» нашей культуры.

        Выявилось значение городской деревянной культуры и его понимание как особой материальной и духовной среды, осознаны ценности деревянных построек, которые сейчас находятся в критическом состоянии.

        Поэтому необходимо решать проблему по их сохранению. Сейчас принимаются меры по сохранению деревянных построек Омской области такие как, возведение зданий-примеров деревянного зодчества в рамках памятников культуры, что предполагает обеспечение их защиты со стороны Правительства Омской области. Не малую роль играет отношение самих жителей к деревянным постройкам Омска.

 Резной декор деревянной архитектуры Омска и Тары представляет собой замечательный пример развития народного городского искусства Западной Сибири, нужно помнить, хранить и внимательно изучать наши традиции, нашу архитектуру.

Архитектуре принадлежит важная роль в развитии нашего общества. Именно она, постоянно впитывая, отражает в  себе многовековый народный опыт, придает  культуре национальный характер, соединяя, таким образом, прошлое и настоящее в единое целое.

 Сохранение городских памятников деревянного зодчества — одна из основных задач, которая должна решаться современным человеком.

 

 

                            7.Приложения к работе

 

Помещение для хранения амуниции на территории военного госриталя.

Бывший  каретный сарай Омской почтовой станции. 1843

 

 

 

 


 

 

Жилой дом на бывшей Никольской улице.1910-е. ул. Красных зорь

 

Резной  декор на фасадах деревянных домов  – сибирских «палаццо»

 

  Городская станция скорой помощи.

Ул.Театральная 7.

 

Государственный Центр народного творчества. Ул. Музейная, 3. Бывший музей Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества.1896 -1900

Архитектор И.Г Хворинов

 

 

 

 

 

 

 

 

                                8.Список литературы

 

 

  1.    Город и народные традиции русских/ Сост. С.Р. Будина, М.Н. Шмелева.-  М., 1989. стр 53- 55

 

  1.   «Омск…Волею Петра Великого.Архитектурные Образы трех столетий.»  И.Девятьярова-2-е издание 2005г. стр 163-169

 

3.Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачёва Н.М. Омский историко-   краеведческий    словарь.- М.:Отечество,1994  стр 189-192

  1. Декор деревянной застройки городов Сибири XIX – начала XX в. – «Архитектурное наследство»/Сост.  Б.И. Оглы. -  М., Искусство,1988.     стр 169- 170

 

  1. Формирование планировки и застройки городов Сибири в конце XVIII – первой половины XIX в. – Города Сибири.-   Новосибирск, 1978.      стр 40-44

 

  1. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX - вторая половина XX века/ Сост. Л.В. Чуйко.- Омск, 2005.    стр  100-107

 

  1. Поэзия знакомого ландшафта. Омская архитектура конца XVIII – XX в. – Омск: «Лео», 2000.           стр 56-59

 

  1. А.Ф. Палашенков. Памятники и  памятные места Омска и Омской области.- Омск, 1956.     стр 102,105,108

 


Информация о работе Деревянное зодчество в Омске